В статье автор стремится раскрыть тему налоговой политики организации.
Ключевые слова: налоги, политика, организация.
В данной статье раскрывается тема налоговой политики организации.
Для начала следует определить, от чего зависит налоговая политика организации. Налоговая политика зависит от целей и задач, которые ставятся руководством предприятий для осуществления предприятиями экономической деятельности. Для достижения данных целей и задач организуются системы налогового планирования, которые осуществляют планирование налоговых обязательств и налоговых платежей предприятия [1].
Налоговая политика предприятия включает в себя анализ финансовой деятельности предприятия. Основной задачей является определение объема денежных средств, который будет уплачен в государственный бюджет либо оставлен в бюджете предприятия. Данный объем позволяет выстраивать налоговую политику и формирует учетную политику организации, так как отчеты в государственные органы формируются с использованием данной информации.
Налоговая политика предприятия предусматривает выбор варианта, который зависит от плановой величины платежей и от финансовых показателей предприятия — каким образом можно соотнести финансовые показатели и учетную политику таким образом, чтобы величина налоговых платежей была минимальной [2]. Данные финансовые показатели включают в себя рентабельность, ликвидность, фондоотдачу, оборачиваемость — то есть показатели, с помощью которых можно сделать вывод о финансовом положении предприятия.
Формирование налоговой политики организации можно разделить на несколько этапов.
Первый этап — определение направлений деятельности, которые позволяют уплачивать налоговые платежи по минимальным ставкам [3]. То есть анализ видов предполагаемой деятельности организации позволяет понять, какие ставки налогов соотносятся с данными видами деятельности и уже на первом этапе формирования налоговой политики оптимизировать налоговые отчисления.
Второй этап — определение прямых льгот, под которые подпадает предприятие осуществляя свою деятельность. Прямые налоговые льготы позволяют уменьшить ставки налогообложения предприятия или вообще отменить эти ставки для полного или частичного освобождения предприятия от налогообложения, либо получить налоговый кредит.
Третий этап — рассмотрение возможности использования непрямых налоговых льгот. Состав непрямых налоговых льгот определяется различными возможностями уменьшения налогообложения. По группе налогов, уплачиваемых за счет прибыли, основные возможности заключены в быстрейшем списании на издержки обращения отдельных затрат (например, при ускоренной амортизации активной части основных производственных фондов).
Четвертый этап — рассмотрение региональных особенностей, которые позволяют предприятию уменьшить объем налогообложения. Региональные особенности подразумевают собой налоговые преимущества, действующие на определенных территориях.
Обычно исследователи разделяют территории с региональными особенностями, привлекательными с точки зрения налогообложения, на три группы:
– специальные экономические зоны;
– сопредельные страны;
– оффшорные территории.
Для наглядности данное разделение представлено на рис. 1.
Рис. 1. Территории с региональными особенностями, привлекательными с точки зрения налогообложения
Специальные экономические зоны представляют собой территории внутри страны, где находится предприятие, и предполагают особые условия налогообложения [4].
Сопредельные страны представляют собой близлежащие государства, выгодные с точки зрения осуществления экономической деятельности, и представляют интерес в первую очередь для предприятий в приграничных областях.
Оффшорные территории представляют собой территории с крайне низкой налоговой нагрузкой, привлекательные для определенных видов предприятий, например предприятий авиаотрасли.
Таким образом, было рассмотрено понятие налоговой политики и этапы формирования налоговой политики организации. Для наглядности предлагается рассмотреть налоговую политику при помощи схемы на рис. 2.
Рис. 2. Схема налоговой политики организации
Таким образом, налоговая политика предприятия может быть разбита на 3 группы.
Первая группа предполагает выбор между формой реализации налоговых норм — соблюдение либо использование, а также выбор между методами налогового планирования — сепаративными методами либо методами вариационно-сравнительного анализа.
Вторая группа предполагает формирование финансовых и налоговых систем показателей, а также формирование учетной политики предприятия с учетом прямых и косвенных налогов.
Третья группа предполагает определение круга ответственных за налоговую политику предприятия лиц — центр ответственности планирования и центр ответственности реализации, а также контроль налоговой сферы деятельности предприятия в плане качества и количества.
Были рассмотрены теоретические аспекты налоговой политики предприятия. Эти знания можно применить на практике, осуществив сбор данных о конкретном предприятии и рассмотрев возможности его налоговой политики.
Литература:
1. Тихомирова, Е. В. Методы налогового планирования / Е. В. Тихомирова. — Текст: электронный // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка»: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-nalogovogo-planirovaniya (дата обращения: 02.01.2023);
2. Богданова, М. М. Аудит налогообложения / М. М. Богданова. — Москва: ИНФРА-М, 2021. — 206 c. — Текст: непосредственный;
3. Галушкина, А. И. Налоговая политика организации / А. И. Галушкина. — Текст: электронный // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка»: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nalogovaya-politika-organizatsii-1 (дата обращения: 02.01.2023);
4. Зайкова, К. В. Специальные экономические зоны: порядок осуществления деятельности и предоставления мер государственной поддержки / К. В. Зайкова. — Текст: электронный // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка»: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsialnye-ekonomicheskie-zony-poryadok-osuschestvleniya-deyatelnosti-i-predostavleniya-mer-gosudarstvennoi-podderzhki (дата обращения: 02.01.2023).