Обучение грамоте как компонент готовности к школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Зайцева, С. С. Обучение грамоте как компонент готовности к школе / С. С. Зайцева, Н. М. Елецкая, С. В. Кухарь. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 1 (448). — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/archive/448/98564/ (дата обращения: 16.10.2024).



В данной статье рассмотрен процесс обучения грамотности, как компонента готовности к школе. Представлены различные методы подготовки дошкольника к школе. Рассматривается термин «дошкольная готовность».

Ключевые слова: дошкольник, грамматика, чтение, воспитание, педагогика, дошкольная грамотность.

This article discusses the process of teaching literacy as a component of school readiness. Various methods of preparing a preschooler for school are presented. The term «preschool readiness» is considered.

Keywords: preschooler, grammar, reading, education, pedagogy, preschool literacy.

Готовность к школе относится к тому, готов ли ребенок к легкому и успешному переходу в школу. Термин «дошкольная готовность» может использоваться таким же образом в отношении начального дошкольного образования (детского сада). Подготовку к школе можно активно способствовать с помощью небольшого заблаговременного планирования, чтобы дети регулярно участвовали в мероприятиях, которые развивают соответствующие навыки, необходимые для оптимального обучения, когда они пойдут в школу.

Развитие навыков подготовки к школе позволяет школьным учителям расширять и развивать навыки ребенка в конкретных областях социального взаимодействия, игры, речи, эмоционального развития, физических навыков, грамотности и мелкой моторики.

Чтение вслух детям оказывает большое влияние на формирующиеся навыки грамотности. Чтобы помочь вашему ребенку улучшить свои языковые навыки, читайте ему во всех аспектах семейной жизни, а не только перед сном. Газета, статьи на вашем смартфоне, рецепты, письма и праздничные открытки — все это возможности читать вслух вашему ребенку.

Услышав новую лексику, вы сможете подготовить детей к выявлению незнакомых слов из контекста, а также повысить их общую фонологическую осведомленность. Исследование также ясно показывает, что использование устной речи, даже в непринужденной беседе, может положительно повлиять на формирующуюся грамотность.

Чтобы дети стали эффективными учениками, им необходимо развивать свою любознательность, творческий потенциал, независимость, способность к сотрудничеству и настойчивость. Есть несколько способов, которыми вы можете поддержать своего ребенка в развитии этих качеств.

Развивайте настойчивость, поощряя ребенка выполнять задание. Дайте им время и пространство, необходимые для самостоятельной работы над проблемами — даже такими простыми задачами, как складывание строительных блоков. Игры с другими детьми могут развить у вашего ребенка способность к совместной работе и помочь ему стать более творческим, давая ему игрушки, которые поощряют исследование.

Чтобы стимулировать их литературное развитие во время чтения, достаньте веселые и эффективные рабочие тетради или наборы для чтения по акустике с изображением любимых персонажей вашего ребенка, таких как набор акустики. Эти наборы из нескольких книг заставят их увлечься изучением звуков слов и направят их на путь самостоятельного чтения. Эти забавные персонажи предлагают простые для понимания сюжеты и простые сюжетные линии, поэтому они являются подходящей для возраста проблемой для нетерпеливых первых читателей.

Обучение чтению — это непрерывный процесс, и каждый ребенок развивает навыки на разном уровне. Правильно держать книгу, листать страницы и сочинять рассказ по ходу дела — все это признаки успеха в чтении. «Что делает ребенка читателем, так это то, что он любит книги, а книги объясняют ему мир», — говорит Барто.

Развитие грамотности — это процесс изучения слов, звуков и языка. Приобретение навыков ранней грамотности начинается в первый год жизни ребенка, когда младенцы начинают различать, кодировать и манипулировать звуковыми структурами языка, что называется фонологической осведомленностью.

– До своего первого дня рождения дети начинают хранить в памяти фонемы или основные единицы значения языка.

– В последующие годы они учатся манипулировать фонемами и объединять их в значимые языковые единицы, применяя морфологию (слова) и синтаксис (грамматику).

– Они способны извлекать и произносить слова таким образом, чтобы выражать идеи, и они могут координировать зрительные и моторные процессы (проговаривание письменных слов).

Важно оценить языковые навыки ребенка в раннем возрасте, потому что задержки в развитии грамотности могут указывать на расстройство языка или чтения. Исследования показали, что языки с последовательным соответствием звуков и букв или орфографической последовательностью легче усваиваются детьми.

Занятия, связанные с чтением в доме ребенка, являются ключом к раннему развитию грамотности. Эти виды деятельности включают совместное чтение, рисование, пение, рассказывание историй, игры и рифмование.

– Совместное чтение предполагает, что дети и их родители или опекуны по очереди читают части книги. Детей просят описать, о чем они думают, когда читают.

– Рисование не только помогает развивать моторику ребенка, но также стимулирует творческое мышление и закладывает основу для раннего письма. Это также помогает детям получить когнитивное понимание сложных понятий и увеличивает концентрацию внимания.

– Пение помогает детям различать мелкие звуки в словах и расширять словарный запас. Структура рифмовки песни учит сходству между словами, а пение помогает ребенку развить навыки слушания.

– Рассказывание историй пробуждает воображение ребенка в дополнение к обучению звукам, словам и грамматике. Дети учатся сосредотачиваться и концентрироваться, а также приобретают социальные и коммуникативные навыки.

– Игры дают детям возможность изучать язык и навыки чтения, занимаясь любимыми делами, такими как использование реквизита и предметов для разыгрывания сценариев, ролевых игр и воображения новых впечатлений.

– Рифмование доставляет удовольствие и запоминается маленьким детям, а также учит фонематическому восприятию и беглости чтения и разговорной речи. Рифмование не только помогает детям усвоить основные языковые модели, но и укрепляет их уверенность в себе и вселяет в них радость от чтения.

Дети обретают уверенность во многих сферах своей жизни, когда вырастают и становятся сильными читателями. Литературные навыки, которые они начали осваивать в первые месяцы жизни, улучшают все аспекты их образования на протяжении всей жизни. Поощряя любовь к чтению у детей, мы прививаем им желание учиться и прогрессировать, которое продвигает их в школьные годы, карьеру и личную жизнь. Дети узнают, что чтение является одним из самых полезных и приятных навыков, которыми они когда-либо обладали.

Литература:

  1. Журова Л. Е. Обучение грамоте детей в детском саду. Дидактические материалы для занятий с детьми 4–7 лет / Л. Е. Журова. — М.: Вентана-Граф, 2013. — 80 с.
  2. Корнев А. Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи / А. Н. Корнев. — М.: Просвещение, 2006. — 181 с.
  3. Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи: Методическое пособие / Т. А. Ткаченко. — СПб.: Детство-пресс, 2003.
  4. Шашкина Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 240 с.
  5. https://www.maam.ru/detskijsad/obuchenie-gramote-kak-komponent-gotovnosti-k-shkole.html
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ваш ребенок, слово, чтение, игра, навык, развитие грамотности, Рассказывание историй, Совместное чтение, школа.


Ключевые слова

воспитание, чтение, педагогика, грамматика, дошкольник, дошкольная грамотность

Похожие статьи

Ключевые аспекты подготовки ребенка к обучению в школе

В статье раскрываются особенности понимания подготовки детей к обучению в школе в дошкольной образовательной организации.

Особенности подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе

В статье рассматривается вопрос изучения особенностей подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. Проанализированы подходы известных авторов к определению понятия «готовность к школьному обучению», рассмотрены особенности подготовки дет...

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка

Статья рассматривает особенности развития функциональной грамотности на уроках английского языка. В настоящее время очень большое значение имеет закладывание основ функциональной грамотности, которая помогает индивидууму функционировать в социуме.

Раннее обучение иностранному языку как педагогическая проблема

В данной статье рассматриваются проблемы раннего обучения иностранному языку.

Формирование функциональной грамотности у учащихся начальной школы на уроках русского языка

В статье рассматривается актуальность формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка, приводятся методические приемы, эффективно повышающие данный вид грамотности.

Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации

В статье осуществляется анализ позиций исследователей относительно проблемы формирования финансовой грамотности в условиях деятельности дошкольной образовательной организации. Приводятся примеры игр для детей, расширяющие представления об основах фин...

Формирование функциональной грамотности через учебную деятельность

В статье авторами рассматриваются вопросы формирования функциональной грамотности младших школьников через учебную деятельность.

Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Подготовка ребенка к школе как результат преемственности дошкольного и начального образования в условиях введения ФГОС ДО

В статье дается анализ результатов исследования уровня готовности к школе у старших дошкольников. Раскрыты особенности подготовки ребёнка к школе посредством преемственности дошкольного и начального образования.

Способы взаимодействия ДОУ с институтом семьи с целью формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются способы взаимодействия дошкольной образовательной организации с институтом семьи по формированию финансовой грамотности у воспитанников старшего дошкольного возраста.

Похожие статьи

Ключевые аспекты подготовки ребенка к обучению в школе

В статье раскрываются особенности понимания подготовки детей к обучению в школе в дошкольной образовательной организации.

Особенности подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе

В статье рассматривается вопрос изучения особенностей подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. Проанализированы подходы известных авторов к определению понятия «готовность к школьному обучению», рассмотрены особенности подготовки дет...

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка

Статья рассматривает особенности развития функциональной грамотности на уроках английского языка. В настоящее время очень большое значение имеет закладывание основ функциональной грамотности, которая помогает индивидууму функционировать в социуме.

Раннее обучение иностранному языку как педагогическая проблема

В данной статье рассматриваются проблемы раннего обучения иностранному языку.

Формирование функциональной грамотности у учащихся начальной школы на уроках русского языка

В статье рассматривается актуальность формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка, приводятся методические приемы, эффективно повышающие данный вид грамотности.

Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации

В статье осуществляется анализ позиций исследователей относительно проблемы формирования финансовой грамотности в условиях деятельности дошкольной образовательной организации. Приводятся примеры игр для детей, расширяющие представления об основах фин...

Формирование функциональной грамотности через учебную деятельность

В статье авторами рассматриваются вопросы формирования функциональной грамотности младших школьников через учебную деятельность.

Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Подготовка ребенка к школе как результат преемственности дошкольного и начального образования в условиях введения ФГОС ДО

В статье дается анализ результатов исследования уровня готовности к школе у старших дошкольников. Раскрыты особенности подготовки ребёнка к школе посредством преемственности дошкольного и начального образования.

Способы взаимодействия ДОУ с институтом семьи с целью формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются способы взаимодействия дошкольной образовательной организации с институтом семьи по формированию финансовой грамотности у воспитанников старшего дошкольного возраста.

Задать вопрос