В статье рассмотрены важнейшие аспекты развития личности обучающегося в обучении в образовательной организации. Проанализированы главные проблемы, препятствующие развитию личности, а также предпосылки формирования системы ценностей и мотивов развития личности в системе образования.
Ключевые слова: обучение, личность, развитие, обучающийся, проблемы.
В отечественном образовании под развитием личности имеют в виду совершенствование тех качеств обучающихся, которые не являются интеллектуальными способностями, знаниями, умениями и навыками. Это относится к основным задачам, которые устанавливаются перед образовательными организациями в отношении конкретного обучающегося: его надо обучать, воспитывать.
Именно из воспитания и обучения состоит образование. Закон гласит «Об образовании в Российской Федерации»: «Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом. Воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни». Таким образом, становление личности — длительный и сложный, вызванный социализацией процесс, где внешние влияния и внутренние силы, всё время, взаимодействуя, изменяют свою роль в соответствии от периода развития.
На сегодняшний день важнейшей проблемой системы образования и российского общества в целом считается проблема развития личности в системе образования. Первая проблема, с которой встречаются школьные учителя, это то, что ученик, приходящий в школу, уже имеет более-менее сформированную личность. На это развитие оказала влияние семья, друзья, детский сад и другие знакомые люди. На формирование личности маленького ребёнка могли оказать влияние также просмотренные фильмы или сцены, которые маленький человек видел непосредственно в жизни незнакомых людей. Некоторые ученики до школы хорошо читают, и книги тоже смогли уже оказать на них влияние [1].
В школу приходят дети из разных семей. Некоторые из родителей не стесняется нецензурной речи, некоторые часто врут, другие любят подраться, кто-то ворует и т. д. Естественно, с большей степенью вероятности эти черты характера могут передаться и дошкольнику. Могут, при этом, передаться не только в 6–7 лет, но и позже. Поэтому нужно иметь это в виду и учитывать учителю, стараться направить эту одну из неприятных тенденций в поведении ребёнка.
Во многих случаях оказывает влияние коллектив. Во-первых, сам ученик быстро чувствует, что его поведение отличается от поведения многих. Во-вторых, учитель может сам указать на это неправильное поведение, если ребёнок его не замечает. В-третьих, школьный коллектив сам может проявить давление на «проблемного» ребёнка. Не стоит идеализировать коллектив. Всё же плох тот учитель, который не применяет способности коллектива.
Вторая проблема содержится в методологической неопределённости: как и какие качества нужно развивать? С этим связаны и другие вопросы: как узнать результативность тех или иных педагогических мероприятий? Как узнать результативность некоторых учителей, педагогических работников? Значительная часть педагогов поэтому исходит в основном из своего жизненного опыта и интуиции. Нередко учителя фиксируют своё внимание лишь на одном-двух формируемых качеств. Часто в роли такого «маяка» является формирование творческих способностей. Тогда воспитательная работа выделяется зрелищностью и показной эффективностью.
Третья проблема развития личности обладает правовыми основаниями. Согласно Конституции, у нас есть довольно много прав, например на: неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; свободу мысли и слова.
Поэтому учителю надо быть довольно аккуратным в узнавании сведений, которые относятся к семейной и личной тайне. И поэтому получается, что работа по воспитанию должна быть исключительно добровольной, без всякого давления. Со временем подрастающее поколение всё больше понимают свои права.
Из всех социальных институтов вступить в соперничество в воспитательных целях может лишь семья. В семье находится весьма узкий круг лиц, но общение с ними очень плотное, очень доверительное, очень долговременное. Очень многие жизненные позиции, в целом уклад жизни переходит «по наследству». Но у образовательных организаций имеются иные возможности: квалифицированный персонал, коллектив, обширные социальные связи.
Учителя замечают такие отклонения в поведении и развитии, которые даже родители не замечают. Педагоги не только заметить, но и дать грамотный совет. В непростых ситуациях в процессе развития личности может принять участие педагог-психолог, ориентирующийся в возрастной психологии, и в способах коррекции и развития. Так же, коллектив очень сильно влияет на ребёнка. Это влияние такое сильное, что с его помощью можно исправить все недочёты семейного воспитания.
Под широкими социальными связями имеется в виду то, что школа со временем социализирует школьника. Школа знакомит ученика с большим кругом новых людей. Это и другие ученики, и преподаватели, и администрация, и другие социальные работники. Вступая во взаимодействие с каждым новым человеком, ученик расширяет свое понимании о:
а) людях вообще,
б) впечатлении, которое он оказывает на окружающих,
в) точках пересечения интересов — чужих и своих [2].
Это всё однозначно способствует развитию личности. Следовательно, можно предположить сделать вывод: что нужно всеми возможными способами способствовать тому, чтобы каждый ученик имел непосредственно взаимодействие с широким кругом лиц, а не только со своими друзьями и преподавателями.
В итоге, можно сказать, что начальной точкой для развития и формирования личности является семья, где ребёнок изучает первые правила поведения, нормы общения с обществом. Потом эстафета движется в детские сады, школы, вузы. Огромное значение имеют кружки и секции, кружки по интересам, работа с репетиторами. Взрослея, воспринимая себя взрослым, человек постигает новые роли, среди которых роль родителей, супруга, специалистов. В этом смысле на человека действует не только образовательная и коммуникационная среда, но и средства массовой информации, общественное мнение, интернет, культура, политическая ситуация в стране и многие другие социальные факторы. Надо отметить, что через социализацию человек развивается, создаёт свое мировоззрение, изучает для себя жизнь современного общества, становится человеком своего времени.
Литература:
- Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2017. — 352 с.
- Виноградова И. В. Личность: к вопросу о методологии // Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 781–785.