Проектная деятельность в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (448) январь 2023 г.

Дата публикации: 09.01.2023

Статья просмотрена: 656 раз

Библиографическое описание:

Власенко, Т. С. Проектная деятельность в начальной школе / Т. С. Власенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 1 (448). — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/archive/448/98577/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье исследуются вопросы проектирования в начальной школе на примере социальных проектов и организации интересной образовательной среды в современных российских школах посредством разнообразия проектов. Рассматривается необходимость комплексного и индивидуального подходов к проектной деятельности.

Ключевые слова: социальный проект, проектная деятельность, начальная школа, социальное проектирование, образовательный процесс, современное образование, образовательное пространство.

В связи с быстро изменяющимися условиями жизни в социуме возрастает потребность в изменение образовательной среды в системе образования. Создание благоприятных социальных условий для модернизации учебного процесса требует необходимости применения новых интересных форм преподавания. В современном образовательном пространстве всё чаще используют проектную деятельность в качестве одного из основополагающих элементов преподнесения материала. Сегодня эта тема актуальна, как никогда. Социум осознает эффективность проектных технологий в управлении социальной жизнью, в том числе в системе образования.

Необходимо отметить, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начальной школы говорится, что необходимо обеспечить разнообразие организационных форм обучения с учётом индивидуальных особенностей личности каждого ученика. В современных стандартах развитие творческого потенциала учащегося имеет ключевое значение. Развитие познавательной деятельности в начальной школе занимает важное место в рамках учебной деятельности. Таким образом, проектная деятельность как для педагогов, так и для учащихся открывает новые возможности обучения и обогащения форм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в познавательной деятельности. Проектные технологии в школе дают возможность осваивать новые методы изучения материала. Таким образом, в процессе создания проектов формируются основы умения учиться, выявляются способности к организации процесса своей учебной деятельности. Дети учатся находить нужную информацию, систематизировать её, формулировать цели и следовать им в образовательном процессе. Планирование деятельности и осуществление её контроля, раскрывает организаторские способности детей. Учащиеся умело осваивают кросс-функциональное взаимодействие с учителями и сверстниками [1, с. 16].

Социальная сфера всегда стоит в приоритете в системе образования. Школа — это общество в миниатюре, в котором ее члены должны научиться грамотно обносится к окружающим, чтить традиции и культурные ценности. Для изучения отношений в обществе, совершенствования условий жизни каждого его члена существуют социальные проекты, способствующие достижению этих целей. Проектирование социальных процессов и явлений, традиций и устоев призвано изменить социальные условия людей, предположительно в лучшую сторону. В рамках начальной школы роль социального проектирования в изучении реальной жизни в обществе незаменима. В младшем школьном возрасте у детей развито наглядно-образное мышление. Они воспринимают все процессы в социуме именно через призму образов и социального опыта. Поэтому важно применять проектные технологии, например, в виде мультимедийных презентаций, чтобы повысить эффективность усвоения материала о жизни и традициях различных социальных групп и общества в целом. Таким образом, социальная значимость определяется вопросами и проблемами современного общества, меняющимися социальными и экономическими условиями в России и необходимостью модернизации сферы образования, повышения его качества [5].

Стоит отметить, что система образования сегодня ставит важную цель перед социальными проектами: создание комфортной безопасной образовательной среды для полноценного развития личности в современных российских условиях. Психологическое здоровье детей в школе на данный момент получает центральное значение. Как организовать интересное для родителей, детей и системы образования пространство, которое будет эффективным и безопасным. В данном случае субъектами, инициаторами социальных проектов, которые проявляют социальную активность, могут выступать как родители, учителя, социальные педагоги, так и учащиеся. Объектами творческих проектов могут выступать — социальные процессы в обществе, традиции и обычаи, знаменитые архитектурные сооружения, вопросы искусства, проблемы различных социальных групп или общества в целом, психологическое и физическое здоровье людей, общественные отношения в школе — межличностные, нравственные, управленческие, а также сами учреждения — интерьер, инженерное наполнение школы, архитектура. Часто дети предпочитают выбирать тематику проектов с какими-либо общественными проблемами, например, лесные пожары, помощь бездомным животным, влияние интернета на развитие детей и подростков, как бороться с мусором и т. д. [3]

Если говорить о методах в проектах, то стоит отметить методику моделирования и прогнозирования. Их возможно использовать для создания проектов «идеальной школы», которая откроет перспективы полноценному развитию потенциала ребенка и педагога, будет способствовать их самореализации, самосовершенствованию. В данном случае дети могут выступать инициаторами изменений в школьной жизни, интерьере, предлагать архитектурные решения. Мнение о самой школе учащихся первостепенно, так как они на практике знают достоинства и недостатки образовательного пространства. Индивидуальный подход к выбору темы исследования играет важную роль и способствует раскрытию творческого потенциала ребенка.

В социальных проектах в начальной школе часто используют методы аналогии и мозгового штурма, когда через различные источники (телевидение, книги, вставки) анализируют успешный опыт заграничного образования и заимствование эффективных элементов для внедрения в российскую практику с учетом наших особенностей и условий. Таким образом, через проектную деятельность учащиеся могут влиять на проектирование будущей школы. Этот процесс очень увлекательный, развивает познавательную деятельность учащихся и повышает эффективность учебного процесса.

Процесс проектной деятельности всегда сталкивается с определенными сложностями, которые необходимо преодолевать. Не все дети могут справиться с поставленными в проекте задачами без помощи. Но в этих исследовательских поисках истины и заключается интересная и своеобразная особенность проектной деятельности для учащихся, родителей и педагогов.

Планирование проектной деятельности начинается с выбора идеи. Важно правильно и грамотно сформулировать тему проекта, это повлияет на весь процесс его подготовки. Важно учитывать, что участие родителей в проектной деятельности расширяет возможности для совместного взаимодействия детей, родителей и учителей. Помощь родителей в организации проекта положительно влияет на весь процесс проектной деятельности. Совместные проекты отличаются качественным исполнением и индивидуальным вкладом в проект каждого участника [2].

Говоря о перспективах проектной деятельности в начальной школе, необходимо отметить, что социальные проекты по созданию психологической безопасной среды могут быть нацелены на сохранение здоровья ребенка, его эмоционального благополучия, развитие индивидуальных способностей и инициативы ребенка. Часто грамотное применение педагогами различных проектных технологий в педагогической деятельности позволяет формировать у ребенка навыки индивидуального и группового участия в учебном процессе. Известно, что психологическое здоровье является основой для полноценного развития личности ребенка. Сегодня все больше экспертов сходятся во мнении, что инновационные программы, ЕГЭ, новые методики обучения (например, дистанционное обучение) часто являются причиной функциональных расстройств и заболеваний детей. Таким образом, адаптация учащихся к нововведениям в образовательном процессе является необходимым условием грамотного подхода педагога к системе обучения и использованию социального проектирования для создания оптимальных условий для учащихся [4].

В современной школе важно с помощью различных социальных проектов целенаправленно заниматься организацией учебного процесса с учетом разных составляющих: удовлетворения потребностей учащихся, исключением атмосферы психологического насилия, формированием комфортного личностно-доверительного взаимодействия всех участников образовательной среды. Необходимо вести систематическую комплексную работу над проектами педагогического коллектива совместно с родителями. Разработка эффективных социальных проектов по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной школы. Установление взаимосвязи между обучением и здоровьем обеспечивает сдвиг учебного процесса в сторону повышения его эффективности [2].

Проектная деятельность в начальной школе в современных условиях помогает развивать познавательную деятельность. Например, при изучении предмета «Окружающий мир» педагогами предлагаются темы для проектов: «Мой родной город», «Русские традиции и обычаи», «Русская народная роспись», «Моя семья» и т. д. Данные проекты могут быть выполнены как педагогом, так и детьми с помощью родителей. Такая форма деятельности позволяет развивать коммуникативные навыки младших школьников. Предложенная тематика дает возможность понять себя и найти своё место в окружающем мире, осознать принадлежность к русской культуре, искусству, своей малой Родине. Данная форма деятельности помогает детям учиться собирать и анализировать информацию, с помощью взрослых создавать интересные проектные работы в виде докладов, мультимедийных презентаций.

Сегодня набирает популярность использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе. Это формы и приемы организации образовательного процесса без ущерба для здоровья детей и педагогов. Они предполагают создание доброжелательной атмосферы в классе, адекватность требований, которые предъявляются к ребенку. Используется индивидуальный подход с учётом особенностей каждого ученика. В рамках здоровьесберегающих технологий проходят уроки с применением проектной деятельности по тематике здорового образа жизни, экологических проблем. Детям прививают гуманное отношение к живой природе. В проектах, подготовленных педагогом или учениками, проходит совместная деятельность по обсуждению обустройства кабинета с учетом здоровьесберегающих технологий, доклады и презентации о пользе здорового образа жизни, о животных и растениях, о сохранении окружающей среды, экологические уроки.

Таким образом, можно сделать вывод, что проектная деятельность необходима в условиях современной начальной школы. Социальные проекты призваны адаптировать детей к быстро изменяющимся условиям образовательной среды. Участие в проектной деятельности даёт возможность детям познакомиться с насущными вопросами и проблемами современного социума. В работе над проектами дети усваивают новую информацию об обычаях, традициях, культуре, особенности жизни различных народов и социальных групп. Участие родителей в проектной деятельности положительно сказывается на качестве проектов и на внутрисемейном климате. Социальное проектирование позволяет педагогам разнообразить формы педагогической деятельности, что повышает эффективность усвоения материала и образовательного процесса в целом. Следовательно, мы приходим к выводу, что проектная деятельность является неотъемлемым элементом в педагогическом процессе современной начальной школы.

Литература:

  1. Иванова Н. Ю. Социальный проект: проблема-идея-результат: Методическое пособие Иванова Н. Ю., Кривенков В. И.- Новосибирск: АНО «Центр образовательных технологий ИВЭН», 2018. — 28 с.
  2. Табачникова М. Б. Социальный проект как система Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. — 2016. — № 1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-proekt-kak-sistema (дата обращения 24.03.22)
  3. Как написать социальный проект. — Соликамск: ООО «Литера», 2018. — http://permsovet.ru/assets/files/kak-napisat-soc-proekt.pdf (дата посещения: 24.03.2022).
  4. Чердынцева Е. В. Организация проектной деятельности в начальной школе Изв. Сарат ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. — 2017. — № 1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-proektnoy-deyatelnosti-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 24.03.2022)
  5. Осинцева Д. В. Психолого-педагогические аспекты организации проектной деятельности у детей младшего школьного возраста Вестник Шадринского государственного педагогического университета. — 2017. — № 1 — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-aspekty-organizatsii-proektnoy-deyatelnosti-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 25.03.2022)
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, начальная школа, проект, образовательный процесс, ребенок, учебный процесс, система образования, социальное проектирование, индивидуальный подход, образовательная среда.


Похожие статьи

Интеграция в проектной деятельности учащихся

В данном исследовании рассматриваются вопросы, касающиеся актуальности проектной деятельности, уделяется внимание задачам интеграции в школьном образовании, интеграции различных уровней образования, а также транспредметной интеграции в рамках осущест...

Проектирование развития открытого образовательного пространства дошкольной организации в условиях социального партнерства

В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с развитием открытого образовательного пространства дошкольной образовательной организации, разработан проект, позволяющий обеспечить доступность и новое качество дошкольного образования.

Проектирование программ в дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается образовательное проектирование в контексте управления содержанием образования. Представлены теоретические основания проблемы. Обозначены ключевые этапы процесса проектирования образовательной программы ДОУ. Предложен алгоритм...

Инновационная деятельность учителя начальных классов при реализации Федеральной образовательной программы

Статья посвящена описанию практического опыта при реализации Федеральной образовательной программы начального общего образования. Авторами разработана Модель инновационной деятельности учителя начальной школы. Описаны инновационные процессы в начальн...

Профориентация дошкольников через проектную деятельность

Одним из перспективных методов, способствующих развитию представлений о профессиях, труде взрослых, является метод проектной деятельности. В процессе проектной деятельности воспитатель создает благоприятный психологический климат в группе и осуществл...

Об опыте выполнения проекта на тему «Архитектурное совершенство как изменение творческой жизни школы»

В статье авторы представляют опыт поэтапного выполнения проекта как особой формы организации деятельности обучающихся в рамках концепции формирования современной образовательной среды, в которой условия обучения способствуют гармоничному развитию лич...

Проектные технологии в формировании межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка

В данной статье рассматриваются проектные технологии как средства развития и формирования межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка на примере преподавания как в городской, так и в сельской школе, основываясь на методике с...

Проблемы организации исследовательской деятельности учащихся в гуманитарном направлении

В статье рассматриваются проблемы организации исследовательской деятельности учащихся, практическо-воспитательные аспекты в приложении к проблематике школьного образования.

Деятельностный подход при организации проектной деятельности в рамках воспитательной работы в средней школе

В статье рассматриваются деятельностный аспект проектной технологии. Также акцентируется внимание на воспитательные возможности учебных проектов.

Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений как инновационная модель организации методической деятельности

В статье рассматривается сетевое взаимодействие дошкольных образовательных учреждений: предпосылки возникновения, характерные свойства и основные черты сетевой организации, модели взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и аспекты формиро...

Похожие статьи

Интеграция в проектной деятельности учащихся

В данном исследовании рассматриваются вопросы, касающиеся актуальности проектной деятельности, уделяется внимание задачам интеграции в школьном образовании, интеграции различных уровней образования, а также транспредметной интеграции в рамках осущест...

Проектирование развития открытого образовательного пространства дошкольной организации в условиях социального партнерства

В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с развитием открытого образовательного пространства дошкольной образовательной организации, разработан проект, позволяющий обеспечить доступность и новое качество дошкольного образования.

Проектирование программ в дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается образовательное проектирование в контексте управления содержанием образования. Представлены теоретические основания проблемы. Обозначены ключевые этапы процесса проектирования образовательной программы ДОУ. Предложен алгоритм...

Инновационная деятельность учителя начальных классов при реализации Федеральной образовательной программы

Статья посвящена описанию практического опыта при реализации Федеральной образовательной программы начального общего образования. Авторами разработана Модель инновационной деятельности учителя начальной школы. Описаны инновационные процессы в начальн...

Профориентация дошкольников через проектную деятельность

Одним из перспективных методов, способствующих развитию представлений о профессиях, труде взрослых, является метод проектной деятельности. В процессе проектной деятельности воспитатель создает благоприятный психологический климат в группе и осуществл...

Об опыте выполнения проекта на тему «Архитектурное совершенство как изменение творческой жизни школы»

В статье авторы представляют опыт поэтапного выполнения проекта как особой формы организации деятельности обучающихся в рамках концепции формирования современной образовательной среды, в которой условия обучения способствуют гармоничному развитию лич...

Проектные технологии в формировании межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка

В данной статье рассматриваются проектные технологии как средства развития и формирования межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка на примере преподавания как в городской, так и в сельской школе, основываясь на методике с...

Проблемы организации исследовательской деятельности учащихся в гуманитарном направлении

В статье рассматриваются проблемы организации исследовательской деятельности учащихся, практическо-воспитательные аспекты в приложении к проблематике школьного образования.

Деятельностный подход при организации проектной деятельности в рамках воспитательной работы в средней школе

В статье рассматриваются деятельностный аспект проектной технологии. Также акцентируется внимание на воспитательные возможности учебных проектов.

Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений как инновационная модель организации методической деятельности

В статье рассматривается сетевое взаимодействие дошкольных образовательных учреждений: предпосылки возникновения, характерные свойства и основные черты сетевой организации, модели взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и аспекты формиро...

Задать вопрос