В статье авторы пытаются определить формирование и развитие ключевых компетенций на ТОГИС-уроках
Ключевые слова: технология, структура урока, ключевые компетенции, ТОГИС-уроки.
Сегодня повышение качества общего образования выделяется как одно из приоритетных направлений в Концепции модернизации российского образования. А необходимым условием для его повышения является внедрение компетентностного подхода и развитие ключевых компетенций обучающихся. То есть, в связи с переходом на более высокий уровень образования, в дополнение к привычным целям, учитель должен способствовать развитию у школьников умений самостоятельно действовать и применять полученные знания, собственный практический опыт и личностные качества при решении актуальных для них проблем, что и является результатом образовательной деятельности. В таком случае перед учителем встаёт задача поиска и отбора приёмов, методов и средств для эффективной реализации новой цели.
Мы — учителя МОБУ Лицея № 59 им. Трубачёва М. Г., занимающиеся исследовательской деятельностью по программе «Деятельностно-ценностные задачи ТОГИС: организация образовательной деятельности и управление развитием обучающихся» определили уже для себя пути решения этой проблемы. Ответ прост: технология ТОГИС-технология деятельностно-ценностной парадигмы, которая «обеспечивает развитие обучающихся в открытом информационном пространстве, учит взаимодействовать с окружающим миром, формирует систему личностных ценностей, значимых для социума» [2].
Каким же образом применение всего одной технологии может обеспечить решение целого комплекса задач по формированию и развитию ключевых компетенций у обучающихся, когда в традиционной системе образования на это уходят блоки и серии уроков, не говоря уже о трудоёмких поисках учителем форм, приёмов и методов? Конечно же ТОГИС — это не панацея, и применение данной технологии рекомендуется её автором (д.п.н. В. В. Гузеевым) на старшей ступени основной школы, т. е. в 7–9 классах. Но где как не в этих классах происходит спад познавательного интереса и мотивации к процессу обучения, неприятие учебного материала, предлагаемого в традиционной форме, и авторитета личности учителя, определяемое возрастными особенностями учащихся этой ступени?!ТОГИС же «не нуждается в учебниках-сводах истин в последней инстанции» [1], а учебный материал не излагается учителем.
Поэтому, работая первый год по технологии ТОГИС, нас как учителей-практиков заинтересовал, прежде всего, тот факт, что в процессе обучения по технологии ТОГИС ученику не предлагается готовая определённая сумма знаний. Обучающиеся самостоятельно работают над решением деятельностно-ценностной задачи, осуществляя поиск и отбор информации, причём предметные знания являются побочным продуктом, а акцент ставится не на содержание задачи, а на способы её решения. Роль учителя на ТОГИС-уроке –организовать процесс деятельности, обеспечить ресурсами (доступом к информационным источникам) и стимулировать учащихся к анализу своей деятельности, преподаватель и ученики становятся равноправными участниками образовательного процесса: всем в одинаковой степени доступна необходимая информация и каждый дополняет общий вывод исследования результатами своей работы» [1]
Таким образом, появилась гипотеза, что урок, который коренным образом отличается и по форме, и по содержанию от традиционного, где обучающиеся могут влиять на его ход, где коллективный анализ результатов совместного труда является доминантным, должен иметь и отличия в плане формирования учебных компетенций.
Сама структура урока уже подразумевает набор очевидных универсальных деятельностных умений при работе с информацией: выделение ключевых слов, использование терминологических высказываний, поиск и анализ информации, формулирование выводов и их сопоставление с культурным образцом. Из опыта проведения ТОГИС-уроков в течение года стало очевидным, что логично будет выделить следующие ключевые компетенции, формирование которых более ярко прослеживается на таких уроках:
1. Организационные — умения планировать, организовывать, регулировать, контролировать, анализировать собственную деятельность.
— выбор рациональной последовательности действий
— сравнение полученных результатов с культурным образцом
— владение различными формами самоконтроля
— оценивание своей учебной деятельности и одноклассников
— определение проблем собственной учебной деятельности и выявление их причины
— постановка цели и планирование самообразовательной деятельности
2. Логические — умения обеспечивать чёткую структуру содержания процесса постановки проблемы (задачи) и её решения.
— выявление существенных признаков объекта
— проведение разных видов сравнения, анализа и синтеза
— оперирование понятиями, терминами, суждениями
— классификация информации
— формулирование проблемы и определение способов её решения
— формулирование вывода
3 . Информационные — умения находить, перерабатывать и использовать информацию для решения задачи.
— работа с различными информационными источниками (интернет-источниками, справочной и дополнительной литературой, словарями и т. д.)
— выделение ключевых слов
— поиск и анализ информации
— подбор и группировка материала по заданной теме
— составление на основе текста схемы, коллажа, интеллект-карты,
— подготовка доклада, презентации
— использование разных видов моделирования
4. Коммуникативные - умения организовывать сотрудничество, достигать взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми, решать коммуникативную задачу.
— выслушивание мнения других
— владение различными формами устных публичных выступлений
— оценка разных точек зрения
— организация совместной деятельности
— владение культурой речи
— ведение дискуссии
5 . Личностные — способность к самореализации, саморазвитию и самоопределению.
— объективная оценка своих действий
— планирование своих действий с целью достижения более высоких результатов
6 . Общекультурные – умения выражения ценностных суждений, владение представлениями о социальных, эстетических, нравственно-этических ценностях и нормах, о толерантности и диалоге культур.
— приобщение к культуре, истории, традициям и реалиям своей Родины и других стран.
В результате наблюдений, анкетирования и диагностики были сделаны следующие выводы: при применении технологии в рамках одного ТОГИС-урока у обучающихся формируются и развиваются до 80 % универсальных умений. На традиционном уроке, чтобы отследить все эти компетентности, учителю придётся провести ряд уроков и проделать трудоёмкую работу по организации разнообразных видов деятельности для формирования этих же умений.
Если рассматривать вопрос формирования ключевых компетенций с точки зрения структуры урока, то очевидно, что практически на каждом этапе идёт комплексное развитие компетенций учащихся, что подтверждает нашу гипотезу о качественном отличии в этом плане ТОГИС-уроков от традиционных, где на каждом этапе отслеживается всего один или в крайнем случае два вида компетенций.
Таблица 1
Формирования ключевых компетенций на этапах ТОГИС-уроков
Этапы урока |
Развивающиеся компетенции |
1. Предъявление задачи |
Организационные, логические, информационные |
2. Вопросы на уточнение и понимание |
Логические, организационные, коммуникативные |
3. Поиск, отбор, систематизация информации |
Организационные, логические, информационные, коммуникативные, личностные |
4. Анализ информации, подготовка докладов |
Организационные, логические, информационные, коммуникативные, личностные, общекультурные |
5. Представление доклада |
Логические, коммуникативные, личностные, общекультурные |
6. Обсуждение услышанного (вопросы), формирование позиции группы |
Организационные, логические, коммуникативные, личностные, общекультурные |
7. Предъявление культурного образца |
Логические, информационные, личностные |
8. Вопросы на уточнение и понимание |
Организационные, логические, информационные, коммуникативные, личностные, общекультурные |
9. Переработка докладов с учётом культурного образца |
Организационные, логические, информационные, коммуникативные, личностные |
10. Предъявление позиции группы |
Организационные, логические, информационные, коммуникативные, личностные, общекультурные |
11. Заключительное слово (рефлексия) |
Логические, коммуникативные, личностные, общекультурные |
Из анализа таблицы видно, что на трёх этапах работы (этапе анализа информации и подготовки докладов, этапе уточняющих вопросов и этапе предъявления позиции групп) происходит комплексное развитие всех видов ключевых компетенций. На остальных этапах урока происходит охват от 3 до 5 видов.
Говоря о новых стандартах (ФГОС), ориентированных «на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов» и включающих в себя «формирование компетенций, обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности, формирование функциональной грамотности», мы в полной мере видим отражение в них технологии ТОГИС и понимаем её актуальность в свете грядущих перемен в российском образовании.
Литература:
- Гузеев В. В. ТОГИС-2010: после шести лет эксперимента. Педагогические технологии № 3 2010- М// Кафедра образовательной технологии АПКиППРО, 2010; НИИ школьных технологий, 2010. -С.60–70
- Гузеев В. В. ТОГИС: итоги пяти лет эксперимента. // Научно-популярный журнал «Учитель Приморья», 2010- № 1,2,2011-№ 3
- Диагностические таблицы основных учебных умений и навыков// Практика административной работы в школе, 2004-№ 5-С.3.