Данная статья посвящена вопросам правового обеспечения государственной службы в ОВД. Важность эффективного функционирования ОВД на сегодняшний день сложно переоценить, в связи с чем, необходимо постоянно анализировать законодательство, регламентирующее деятельность сотрудников ОВД, и определяющее их правовой статус. Что, в свою очередь, позволит своевременно выявлять и устранять проблемные аспекты службы, что будет способствовать совершенствованию института государственной службы в ОВД, в целом. Статья отражает основные перспективные направления развития правового обеспечения государственной службы в органах внутренних дел.
Ключевые слова: правовой статус сотрудника, сотрудник полиции, государственная служба в ОВД, органы внутренних дел, социальное обеспечение сотрудника, правовое обеспечение службы.
This article is devoted to the legal support of the Ministry of Internal Affairs' public service. The importance of the effective functioning of police departments today cannot be overestimated, hence the need for a constant analysis of legislation regulating police activities and determining their legal status. In turn, this will allow for the timely identification and elimination of problematic aspects of the service, which will contribute to the improvement of public service institutions across the police force. The article reflects the main perspectives of the development of legal support for civil servants in internal affairs agencies.
Keywords: legal status of an employee, police officer, civil service in the police department, internal affairs bodies, social security of an employee, legal support of the service.
Об актуальности выработки приоритетных направлений правового регулирования государственной службы в МВД, а, соответственно, и совершенствования правового механизма обеспечения правового статуса сотрудников, организации службы в органах внутренних дел, говорит активная законодательная деятельность государства. В частности, концепция развития правового регулирования деятельности МВД РФ на 2022–2026 гг. [4].
Как в науке, так и на практике, давно остро стоит кадровый вопрос, связанный как квалификацией сотрудников, так и с правовым регулированием вопросов подготовки кадров.
О проблемах в данной сфере свидетельствуют факты гибели, ранений сотрудников полиции в период исполнения служебных обязанностей и высокое количество возбужденных уголовных дел по ст. ст. 318–319 УК РФ. Ряд исследователей объясняют наличие такой проблемы слабым уровнем профессиональной подготовки сотрудников ОВД. Следовательно, указанная проблема исходит из отсутствия системного подхода к профессиональной подготовке сотрудников.
Исходя из данных, полученных в ходе опроса сотрудников СУ УМВД России по г. Кургану, можно сделать вывод о том, что «условия несения службы в структуре МВД, зачастую являются сложными, и сопряжены с рисками для физического и морального здоровья, нарушениями правового статуса сотрудников внутренних дел» [8].
Видится, что результатом решения проблем, связанных с профессиональной подготовкой сотрудников ОВД, будет создание закрепленных алгоритмов и стандартов профессиональной подготовки сотрудников, а также стабильности и благоприятных условий для несения службы.
О. П. Карнаухов в своей статье, посвященной проблеме защищенности сотрудников ОВД, отмечает очевидность «необходимости подготовки и издания для обучающихся, преподавательского состава образовательных организаций системы МВД России, сотрудников практических органов методических рекомендаций для однозначного толкования и применения административных мер принуждения» [6, C.56].
Указанный автор позже также отмечает актуальность вопросов в области специальных мер пресечения. Во избежание практических проблем, автор предлагает разработать алгоритмы действия сотрудника ОВД в различных ситуациях, связанных с применением специальных мер пресечения. Автор рекомендует «разрабатывать указанные алгоритмы с учетом положительного зарубежного и отечественного опыта, а также результаты тактических научных разработок, например, автора А. И. Каплунова» [7, C. 161].
Предполагается, что данная рекомендация может стать превентивной мерой нарушений как прав сотрудников, так и прав граждан, при условии, что алгоритмы будут согласованы с органами, осуществляющими надзор и контроль за деятельностью сотрудников.
Следовательно, можно сделать вывод, что одним из важных направлений кадровой политики МВД России в сфере профессиональной подготовки должно стать создание условий для обеспечения формирования и повышения квалификации соответствующих кадров, с целью защиты прав как сотрудников, так и граждан.
В последнее десятилетие законодатель ставит вопрос правового статуса сотрудника ОВД в ряд наиболее важных. Несмотря на постоянное реформирование правового обеспечения службы в ОВД, данный вопрос обладает проблемными аспектами. Анализируя правовое закрепление понятия сотрудника полиции, следует отметить норму ч.1 ст.25 Федерального закона «О полиции» [1], которая закрепляет, что сотрудником полиции является «является гражданин РФ, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание» [1].
Исходя из данного определения, можно сделать вывод об отсутствии в содержании фундаментальных положений, которые указывали бы на целевое назначение специального правового статуса сотрудника.
Также в область исследования входит категория специальных прав сотрудника полиции, характеризующая его как представителя наиболее органа государственной власти. Специальные права сотрудников предусмотрены в ст. 28 ФЗ «О полиции» [1]. Полиция имеет право на определенные меры государственного принуждения. Наиболее важным в описываемом контексте является вопрос об ответственности как составляющей правового статуса сотрудников полиции.
Особый порядок привлечения полицейских к административной ответственности установлен ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ и ст. 15 Федерального закона № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел» [2] и заключается он в том, что «сотрудники за совершение правонарушений, за исключением нарушений, указанных в ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, несут дисциплинарную ответственность, то есть меры административного наказания в этих случаях не применяются» [2].
Как отмечает В. С. Бялт, «исходя из анализа данных норм, сотрудники полиции, совершившие правонарушение могут быть привлечены как к административной, так и к дисциплинарной ответственности» [5, C. 142]. Стоит отметить, что проблема, в данном случае, заключается в явном противоречии ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ.
Следовательно, противоправные действия, отличные от указанных в ч.2 ст. 2.5 КоАП РФ, если они совершены сотрудниками полиции, не являются административным правонарушением, поскольку согласно буквальному толкованию КоАП РФ, такие действия не квалифицируются как административные правонарушения.
Поэтому, когда речь идет о правонарушениях, совершаемых сотрудниками полиции, их действия часто попадают под дисциплинарную ответственность. Из чего может вытекать проблема реализации принципов справедливости, равенства, а также проблема злоупотребления полномочиями.
В рамках совершенствования правового положения сотрудников полиции необходимо наличие механизмов обеспечения соблюдения правовых ограничений, и ограничений, позволяющих сотрудникам полиции контролировать их деятельность, а именно, предотвращать злоупотребление полномочиями. Так, механизм реализации юридической ответственности сотрудников полиции должен быть лишен противоречий, и урегулирован.
Также нельзя игнорировать проблему, возникшую в ходе активного реформирования системы МВД в последние годы — проблему множественности актов правового регулирования деятельности сотрудников ОВД.
Данная проблема является весьма серьезной, в плане того, что множественность актов приводит к появлению правовых коллизий, пробелов в нормах права, несоответствии федерального и регионального законодательства, а также локальных актов. Решить данную проблему позволит только комплекс мер, направленных на совершенствование правового обеспечения службы в ОВД.
Таким образом, решение указанных проблем можно добиться путем принятия во внимание, при реформировании правового обеспечения государственной службы в ОВД, следующих рекомендаций.
Одно из основных направлений должно содержать проведение систематизации нормативных актов ведомства, которые регулируют условия прохождения государственной службы в ОВД. Кроме того, необходимо выявлять противоречия ведомственных актов нормам федерального законодательства.
Также рекомендуется, в области реализации Приказа МВД России «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» от 5 мая 2018 г. № 275 [3], проводить мероприятия с личным составом, посвященные разъяснению особенностей прохождения государственной службы в ОВД, поскольку это напрямую касается всех без исключения сотрудников.
Важно отметить, что правоприменительная практика органов внутренних дел нуждается в регулярном анализе с целью выявления возможных путей повышения эффективности профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенные рекомендации, а также решая основные проблемы правового обеспечения государственной службы в ОВД, в будущем, возможно создать наиболее четкую и эффективную систему обеспечения профессиональной деятельности сотрудника, поддержания и повышения компетенции сотрудника, а также его правового статуса в целом.
Литература:
- О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ // Российская газета. № 25. 08.02.2011.
- О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ // Российская газета. № 275. 07.12.2011.
- Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 05.05.2018 № 275 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 28.06.2018. (дата обращения:08.12.2022)
- Приоритетные направления правового регулирования и юридического сопровождения деятельности МВД России на период с 2022 по 2026 год // Официальный сайт МВД России. URL: https://мвд.рф/help/legal_info (дата обращения: 08.12.2022)
- Бялт В. С., Демидов А. В. Институт государственной службы в органах внутренних дел российской федерации. Актуальные проблемы и пути решения // Закон и право. 2021. № 6. С. 140–152.
- Карнаухов О. П. Отдельные вопросы и перспективы совершенствования правовой защищенности сотрудников полиции при применении огнестрельного оружия // Алтайский юридический вестник. 2021. № 2 (34). С. 55–59.
- Карнаухов О. П. Актуальные вопросы совершенствования профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел // Вестник УЮИ. 2022. № 2 (96). С.159–163.
- Опрос сотрудников СУ УМВД России по г. Кургану // Разработано автором.