В статье автором анализирует проблема надлежащего исполнения налоговых обязательств в период прохождения юридическим лицом (организацией) процедуры банкротства, а также предлагаются возможные изменения действующего законодательства Российской Федерации для устранения имеющихся пробелов.
Ключевые слова: юридическое лицо, банкротство, требования кредиторов, обязательные платежи, конкурное производство, налогообложение.
Российская Федерация для выполнения, соблюдения и совершенствования прав и обязанностей физических лиц, юридических лиц вводит новые программы, изменяет законодательство, а также усовершенствует аппарат органов государственной власти, органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления.
Изначально, законодатель вводит банкротство юридических лиц путем принятия специального законодательства, в дальнейшем, при формировании практики, положительных и отрицательных сторон постепенно вводится банкротство физических лиц.
Согласно действующему законодательству под банкротством понимается неспособность должника, признанная арбитражным судом или наступившая в результате завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих/работавших по трудовому договору, а также исполнить обязанность по уплате обязательных платежей [1]. К обязательным платежам юридического лица, как правило, относятся налоги, сборы и иные обязательные взносы в порядке и на условиях, определяемые законодательством Российской Федерации.
Преимущества банкротства юридических лиц заключает, во-первых, в возможности избавиться от долгового бремени, во-вторых, снизить общий размер нагрузки кредитов, то есть, постараться выполнить добросовестно обязательства, которые были наложены до процедуры банкротства. Таким образом, банкротство юридических лиц помогает не только организации в целом, но также кредиторам и государству.
Налоговые последствия различных процедур банкротства актуализируется и выходят за рамки частного права, стимулируя усовершенствование межотраслевых исследований и заостряет внимание на участниках организационно-правовых отношений, а именно, на проблеме обеспечения надлежащего исполнения обязанностей арбитражными управляющими.
Аспект налоговых отчислений при банкротстве юридических лиц рассматривается среди ученых-правоведов наиболее активно. Многие ученые изучают вопрос о решении налоговых проблем несостоятельного хозяйствующего субъекта. Такие вопросы включают [2]:
— отграничения криминальных банкротств;
— противодействия использования правовой конструкции юридического лица для уклонения от уплаты налогов;
— вопросы исполнения налоговой обязанности в процессе внешнего управления, конкурсного производства.
При решении данной проблемы прослеживается первый подъём в этом направлении. Так, в Российской Федерации отображается рекордное получение налогов от банкротств: в 2016 году получено 28 млрд. руб. в год, в 2017 году –64 млрд. руб. но стоит обратить внимание, что только за 8 месяцев 2018 года общие поступления составили около 57 млрд. руб. В процедуре банкротства за 8 месяцев 2018 года поступило текущих платежей на 60 %, а во внебюджетные фонды на 80 % больше, чем за аналогичный период прошлого года [3].
Согласно статистическим данным, можно проследить эффективность мер налоговой политики в Российской Федерации. Тем самым, эффективная налоговая политика зависит от правильно установленных норм законодательства, механизма реализации таких норм, а также от эффективной деятельности налоговых органов. Налоговая система тесно взаимодействует с экономикой страны, поэтому не должна тормозить производственный потенциал экономических процессов, бизнес-решения должны быть мотивированы экономическими, а не налоговыми соображениями, а также необходимо соблюдать баланс между импортом капитала и вывозом капитала. Администрирования процедур банкротства, потенциал при несоблюдении налоговой дисциплины в процессе банкротства сокращается при сохранении мер противодействия пропорционально рискам налогоплательщиков.
Исчисление и уплата обязательных платежей, в том числе, налогов, а также принудительное их взыскание с организаций, которые находятся в процедуре банкротства, устанавливается с учетом положений законодательства о несостоятельности. Иными словами, правила налогообложения корректируются специальными правилами, регулирующими отношения при банкротстве предприятий. Налоговое законодательство не определяет определенные стать, главы и разделы, которые бы устанавливали правила уплаты налогов организациями, находящимися в стадии банкротства.
Так, глава 25 НК РФ [4] позволяет организации учитывать убытки прошлых лет. Вышеуказанный аспект также должен включать положения о ведении бухгалтерского учета, надлежащей налоговой учетной политики.
Хотелось бы отметить, что специальным законодательством выработан алгоритм исполнения налоговый обязанности организацией в ходе процедуры банкротства. В результате непопулярности процедуры финансового оздоровления особое место уделяется налогам, связанным с реализацией конкурсной массы, к примеру, налогу на добавленную стоимость. Часть споров возникает в процессе конкурсного производства, когда организация осуществляет хозяйственную деятельность, и соответственно производится и реализуется готовая продукция. В сложившейся ситуации ставится вопрос, подлежит ли обложению НДС, реализуемая готовая продукция.
Анализируя процедуры банкротства, а именно цели, задачи, функции каждой из них, следует отметить, что на практике, по большей части, применяется именно процедура конкурсного производства, вызывая огромное количество споров и трудностей у арбитражных управляющих, бухгалтеров и судей, связанных с налогообложением. Наибольшие трудности вызывает вопрос о дифференциации текущих платежей и обязательных платежей. Обязательные платежи — налоги, сборы, обязательные взносы, которые необходимо уплатить в бюджет. Критерий дифференциации платежей связан с временными параметрами. Текущими платежами являются все денежные обязательства, в том числе и обязательные платежи, которые возникают после даты принятия судом заявления о признании банкротом должника.
Следует отметить, что при процедуре конкурсного производства правовое значение имеет дата наступления обязанностей по уплате налогов. Налоговые обязательства, возникшие до принятия судом акта о признании юридического лица банкротом, удовлетворяются согласно реестру требований кредиторов и включаются в третью очередь.
Таким образом, на основании положений законодательной базы и положений судебной практики уплата налогов следует за удовлетворением требований кредиторов, включенных в реестр, следовательно, интересы кредиторов стоят немного выше, чем интересы налоговой службы.
В завершении вышесказанного, хотелось бы предложить следующие изменения в действующее законодательство:
— в Налоговом Кодексе Российской Федерации закрепить цели, задачи, порядок действия налоговых органов в процедуре банкротства юридических лиц;
— в Налоговый Кодекс российской внедрить меры по эффективной борьбе с юридическими лицами, имеющими достаточно высокие задолженности по налогам, сборам и другим обязательным платежам — ведение беседы с учредителями компании, постоянное уведомление, разработка программ/проектов по сотрудничеству с юридическими лицами, находящимися в процедуре банкротства;
— Определить перечень полномочий налогового органа в отношении юридических лиц, проходящих процедуру банкротства.
Таким образом, налоговые последствия при банкротстве юридических лиц должны опираться на следующие задачи:
— Налоговые последствия банкротства организаций могут быть эффективными в том случае, если будут взаимодействовать цели, правовые средства налоговой и предпринимательской политики.
— Приоритет специального законодательства над общим налоговым законодательством не исключает необходимость синхронизации совершенствования вышеуказанных сегментов законодательства.
— Усиление налогового администрирования в данном сегменте позволило уточнить такие аспекты, как необходимость развития общей политики финансового оздоровления предприятий, согласительных процедур, ответственного отбора арбитражных управляющих.
— Данная проблема является межотраслевой. Следовательно, только на стыке гражданского, административного, финансового и уголовного права можно рассуждать о комплексе правовых средств по реализации налоговой составляющей процедур внешнего управления и конкурсного производства.
Литература:
- Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2022) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.
- Несостоятельность (банкротство): учебный курс. В 2 т. / под ред. С. А. Карелиной. М.: Статут, 2019. С. 118.
- Обзор судебной статистики о деятельности федеральных арбитражных судов в 2020 году // Федеральные арбитражные суды. 2021. № 1.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.11.2021) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.