Детские страхи: методы диагностики страхов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №1 (448) январь 2023 г.

Дата публикации: 08.01.2023

Статья просмотрена: 1480 раз

Библиографическое описание:

Пискотина, О. А. Детские страхи: методы диагностики страхов / О. А. Пискотина, А. А. Озёрина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 1 (448). — С. 259-261. — URL: https://moluch.ru/archive/448/98597/ (дата обращения: 18.12.2024).



Актуальность. В наше время на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в настоящее время, так как если вовремя не предотвратить детский страх, он может перерасти в куда более серьезную проблему.

Нам известно, что детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорят о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия.

Цель: сравнить диагностические методики детских страхов и описать, какая же из них будет содержать в себе больше положительных качеств.

Гипотеза : страхи взаимообусловлены повышенной тревожностью ребёнка и способствуют развитию эмоционального неблагополучия личности ребёнка, поэтому своевременная диагностика и коррекция будет способствовать преодолению возрастных страхов у детей. И для того, чтобы мы смогли провести диагностику, нам необходимо подобрать эффективные, информативные и лёгкие в понимании для детей методики.

Мы решили в нашей статье рассказать о двух достаточно известных методиках. Это методика М. А. Панфиловой и А. И. Захарова «Страхи в домиках». А. И. Захарова «Мои страхи».

Решили взять именно эти методики, так как диагностика направлена на выявление и уточнение преобладающих видов страхов у детей от 3-х лет, а также преимущество данной методики заключается в том, что её можно использовать в том случае, если ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать.

Также преимущество методики выявления страхов у детей А. И. Захарова «Мои страхи» заключается в том, что происходит ранняя диагностика страхов, и положительной стороной данного исследования является то, что у детей есть выбор темы для рисования, рисование страхов детьми не приводит к его усилению, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реакции. Важно то, что задание дает психолог, которому ребенок доверяет, а во-вторых, само рисование происходит в жизнерадостной атмосфере общения со сверстниками, обеспечивая поддержку с их стороны.

И еще одной положительной чертой является то, что вначале проводится индивидуальная беседа, в которой выясняется, чего же боится ребёнок, например, боится ли ребенок одиночества, нападения (бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови и т. д.

Методика «Страхи в домиках» М. А. Панфиловой и А. И. Захарова Автором произведен своеобразный синтез двух известных методик: модифицированной беседы А. И. Захарова и теста «Красный дом, черный дом». Модифицированная беседа о страхах А. И. Захарова предполагает выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.). Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены. Выяснить весь спектр страхов, можно специальным опросом при условии эмоционального контакта с ребенком, доверительных отношений и отсутствия конфликта. О страхах следует расспрашивать кому-нибудь из знакомых взрослых или специалистов при совместной игре или дружеской беседе. В последующем самим родителям уточнить, чего именно, и на сколько боится ребенок.

В данной статье, как мы уже говорили раннее, нам хотелось бы именно сравнить их и понять, какие же из методик являются более эффективными.

Проективную методику «Страхи в домиках» и «Мои страхи» будем рассматривать по следующим критериям.

1. Валидность

— Обоснованность и пригодность применения методики «Страхи в домиках» разработана и апробирована российскими специалистами-психологами Александром Ивановичем Захаровым и Мариной Александровной Панфиловой. Диагностика направлена на выявление и уточнение преобладающих видов страхов у детей старше 3-х лет. Применение методики обусловлено потребностью выяснения всего спектра страхов, которым подвержен ребенок.

— Методика «Мои страхи» является валидной, так как она позволила отследить те персонажи, которые пугают детей в младшем школьном возрасте. В процессе анализа обращается внимание на то, что ребенок нарисовал, а также на цвета, использовавшиеся им в процессе рисования. По окончании рисования ребенка просят рассказать о том, что он изобразил, т. е. вербализовать свой страх. Таким образом, предполагается, что активное обсуждение ребенком своих ощущений в игровой обстановке позволяет внутренним ресурсам изменить направление защиты на конструктивный процесс личностных изменений. Американский психолог К. Маховер считал, что центральным механизмом изобразительной деятельности является проекция. Другими словами, оперируя материалами изобразительной деятельности, человек отображает на нем особенности своего внутреннего мира. Поэтому проективную методику используют для выявления наиболее ярких переживаний чувства страха.

2. Практичность

— Но, к сожалению, эти методики не всегда могут быть результативными. Ребенок вынужден взаимодействовать со взрослым, а, возможно, даже и с малознакомым взрослым. Такая ситуация может смутить ребенка, поэтому об откровенности и открытости беседы говорить сложно. Мы думаем, данные проективные методики детских страхов могли бы получить дальнейшее развитие. Они способны помочь в работе с детьми не только психологам и педагогам, но и родителям. Нам, кажется, если бы специалисты могли обучать родителей данной методики, то и практичность её возросла в разы, так как ребёнок бы уже во время диагностики контактировал с родителям, что сохраняло бы основную особенность методик — эмоциональный контакт. А имея игровую форму с знакомым ему человеком «освобождает» ребенка от скованности, стеснительности, боязни, позволяя свободнее рассказывать о своих страхах и лучше бы шёл на контакт.

3. Время

Методика «Страхи в домиках» по продолжительности времени занимает от 30–45 минут.

Методика «Мои страхи» по своему временному промежутку занимает до 90 минут.

Исходя из этого, можем сказать, что методика «Страхи в домиках» проводится куда более быстро и соответственно результат мы можем получить быстрее.

4. Отечественная или зарубежная методика

— Методика «Страхи в домиках» разработана и апробирована российскими специалистами-психологами Александром Ивановичем Захаровым и Мариной Александровной Панфиловой.

— Методика «Мои страхи» была создана кандидатом медицинских наук, доктором психологических наук, профессором Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Александром Ивановичем Захаровым.

5. Простота методики

— Методика «Страхи в домиках» является простой в прохождении, так как данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать, также и по времени она занимает от 30 минут. И это важно, потому что не у всех маленьких детей есть усидчивость и сконцентрированность на одном задании.

— Методика «Мои страхи» по сравнению с методикой «Страхи в домиках» является более сложной, так как имеет в себе несколько этапов прохождения, также по времени она занимает несколько консультаций у психолога, за одну консультацию результата не будет. Поэтому в нашем случае она является куда более затратной и сложной по своему содержанию.

Вывод:

Исходя из вышесказанного, хочется сказать, что методика «Страхи в домиках» является актуальной на сегодняшней день, у нее оказалось больше положительных черт. Диагностика направлена на выявление и уточнение преобладающих видов страхов у детей старше 3-х лет. Применение методики обусловлено потребностью выяснения всего спектра страхов, которым подвержен ребенок, что отсутствует в методике «Мои страхи». Что касается практичности, к сожалению, эти методики не всегда могут быть результативными. Ребенок вынужден взаимодействовать со взрослым, а, возможно, даже и с малознакомым взрослым, что его приводит в ступор, застенчивость, такая ситуация может смутить ребенка, поэтому об откровенности и открытости беседы и её практичности говорить сложно. «Страхи в домиках» гораздо меньше занимают времени и результаты можно получить сразу после консультации, что к сожалению отсутствует в методике «Мои страхи».

Страх — эмоция, которая может появиться в любом возрастном периоде.

Для того чтобы повлиять на ребенка и посодействовать ему освободиться от страхов, родителям нужно еще знать, что такое страх, какую функцию он исполняет, как появляется и развивается, чего более всего опасаются дети, как предотвратить страхи у детей и что предпринять, если они уже присутствуют.

Основные термины (генерируются автоматически): страх, методика, ребенок, домик, преобладающий вид страхов, спектр страхов, изобразительная деятельность, открытость беседы, проективная методика, эмоциональный контакт.


Задать вопрос