В статье автор пытается начало формирования японских молодёжных субкультур, выделить самых ярких их представителей и проанализировать их развитие.
Ключевые слова: японские субкультуры, японский национализм, босодзоку, традиционная культура, Япония, массовая культура, манга, аниме.
Японская молодёжная культура стала новым культурным феноменом и распространилась по всему миру. В современном мире мы видим её влияние в массовой культуре. Люди, приехавшие в Японию, всегда удивляются внешним видом, поведением. а также увлечениями японской молодёжи. В Токио существуют целые отдельные районы города, посвященные молодежным увлечениям. Например, район Акихабара, посвященный видеоиграм и японской анимации. Представители молодёжной культуры Японии очень отличается от того, как люди привыкли видеть японцев. Так как что же привело к зарождению столь экстравагантных молодёжных движений в такой стране как Япония? В данной статье мы и ответим на этот вопрос.
В 1853 году флот Мэттью Перри прибыл к берегам Японии и вынудил императора открыть ранее изолированную от всего мира страну. Это стало первым потрясением сильным потрясением японского общества, которое сильно повлияло на культуру Японии. Открытие страны заставило Японию стремительно развиваться, дабы догнать остальные страны на индустриальном уровне. Такой резкий переход от феодального к индустриальному строю не остался без последствий.
Правительству Японии было необходимо воспитать новое поколение людей, которые смогли бы эффективно жить в новом обществе, а также избавиться от остатков прошлой системы перейдя на новую. Основой нового японского общества стала политика национализма, милитаризма и уважение традиций прошлого. Япония вела империалистическую внешнюю политику, активно завоевывая новые территории, создавая и укрепляя свою новую национальную идентичность. В итоге это привело к столкновению двух наций, западной и восточной, во время Второй Мировой войны. Именно в этот период образовалась основа той японской культуры, которую мы имеем сейчас.
Поражение Японии в войне сильно потрясло общество. Требования выдвинутые Японии требовали отказа от всего того, что правители на протяжении 60 лет пытались привить японцам. Император потерял свой божественный статус, Япония больше не может иметь собственной армии. Но несмотря на это, японское правительство взяло новый курс политики на развитие экономики Японии, плоды которого мы видим сейчас. Но эти успехи имели высокую стоимость. В 90-х в Японии началась рецессия и многие недостатки выбранного курса стали явны. Огромная цена на недвижимость, практика пожизненного найма и сильная зависимость от крупных корпораций, базирующихся в самой стране. Это привело еще к ряду реформ в стране сделав её очень сложной для жизни для иностранцев.
Как раз во всех этих процессах и зародились первые японские субкультуры. Первые крупные субкультуры противопоставляли себя работающему поколению, предпочитая зарубежные ценности, традиционным. Резкие и кардинальные изменения в японском обществе создали прослойку тех, кто отождествляет себя с другой культурой, отвергая традиционную культуру, пытаясь максимально от неё отдалится. После поражения в войне Японию японцы воспринимали как слабое на фоне США государства. Это привело к тому, что многие японцы выбирали для себя культуру США как основную. Они перенимали от американских солдат разные практики, стиль в одежде и жизни.
Молодежь стала собираться в банды, носить американскую военную одежду, которая активно продавалась на японских черных рынках, а также пытались подражать американскому стилю жизни. Сейчас их принято называть босодзоку. Для них военная форма американцев была целой идеологией и стилем жизни. Надевая эту одежду, они ассоциировали себя с страной победителем, с сильным и справедливым западом. Мотоциклы также были важной частью их образа. Это был символ американской свободы для молодых японцев.
Первые босодзоку появились в 50-х годах и были криминальной группировкой и имели другое название. Они заимствовали свой стиль с американских байкеров, но в одежде предпочитали американскую военную униформу. Но не все босодзоку имели мотоциклы, так как они стоили очень много, и мало кто мог себе их позволить или заработать честным образом.
Но в течении своего существования данная субкультура претерпела кардинальные изменения. Из бандитов почитающих американцев и ненавидящих японские традиции и культуры они стали восхвалять Японии времен Второй Мировой войны и ненавидеть всё, что принесла американская оккупация. Теперь они носят военную форму японских летчиков камикадзе на которых написаны лозунги времен войны, а также нарисованы имперские знаки и свастику. Босодзоку ассоциировали себя с японскими летчиками камикадзе, восхваляя их подвиги.
Хоть они и оставили свою любовь к байкам, они сильно отличаются от тех же байкеров в Америке. Они приобрели свой собственный японский колорит. Их образ тяжело спутать с любой другой байкерской группировкой в мире.
В себе они сочетали множество традиционных особенностей древней Японии. отдавая дань её прошлому величию. В группировке была строгая иерархия и у каждого человека была своя роль в банде. Также они придерживались клановой системы древней Японии.
Они являются показательной молодежной субкультурой Японии. Они заимствовали и адаптировали чужие традиции и культуру придав им японский колорит, который делает их уникальными, выделяя на фоне тех, у которых они заимствовали. Подобная практика присуща и другим японским субкультурам. Гяру и отаку, которые сейчас распространены в Японии тоже появились в процессе ассимиляции западной культуры в Японии.
Так, например, японские художники адаптировали американские комиксы и мультфильмы, создав мангу и аниме, визитные карточки Японии. Аниме и манга стали полноценными частями культуры Японии. Знакомство с Японией у многих молодых людей произошел именно по средствам аниме или манги. Люди, обожающие японскую культуру в манге и аниме, а также почитающие и возносящие эти жанры искусства превыше других называются отаку. Они по своей сути похожи на типичных американских любителей комиксов и сериалов, с разницей лишь в предмете обожания. Причем данная субкультура выбралась далеко за пределы Японии и как раз большинство ее членов и не являются жителями Японии.
Гяру это калька с английского слова girl. Это женское молодёжное движение, в котором девушки стремятся повторить внешний вид поп-культурных женских икон времен 80-х и 90-х. Яркий макияж, откровенная западная одежда и вызывающее поведение стало их стилем. Япония очень консервативное общество, когда речь заходит про гендерное равенство. Традиционно женщина должна выйти замуж и родить детей, а в дальнейшем следить за домом. Очевидно, японские девушки, видя ту свободу у западных девушек, которые они видели по телевизору и в гламурных журналах, вызывала у них зависть. Они хотели быть такими же красивыми и свободными, жить так, как хотят.
Подводя итоги, можно сказать, что японские молодёжные субкультуры зародились относительно недавно и по сей день растут и существуют в Японии. Можно выделить ряд особенности присущих японским молодёжным субкультурам. Субкультуры Японии — это те же самые контркультурные движения с запада, но которые получили японский колорит, вследствие чего приобрели ряд характерных черт, выделяющих их на фоне своего западного прародителя. Так, например босодзоку кардинально отличаются от американских байкеров, у них разная идеология и пути ее выражения. А некоторые субкультуры привлекли множество людей из-за рубежа, которые теперь интересуются культурой Японии. Это активно используется правительством в качестве мягкой силы Японии в XXI веке.
Литература:
- Павленко, Н. В. Чужой среди своих, свой среди чужих: молодежные субкультуры в национальном культурном ландшафте Японии / Н. В. Павленко, С. Н. Якушенко. — Текст: непосредственный // Galactica Media: Journal of Media Studies. — 2019. — № 1. — С. 177–205.
- Катасонова, Е. Л. Другая Япония: лики молодёжной субкультуры / Е. Л. Катасонова. — Текст: непосредственный // Журнал Ежегодник Япония. — 2008. — № 37. — С. 182–201.
- Волкова, В. В. Основные признаки и функции субкультуры / В. В. Волкова. — Текст: электронный // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов: [сайт]. — URL: http://www.jurnal.org/articles/2012/kult1.htmlhttp://www.jurnal.org/articles/2012/kult1.html (дата обращения: 18.12.2022).