В статье рассмотрены основные принципы организации деятельности органов прокуратуры. Прокуратура РФ является одним из государственных органов, призванных обеспечивать соблюдение Конституции РФ и других законов, а также защищать основные права и свободы граждан. В рамках осуществления своих полномочий данный орган руководствуется определенными принципами.
Ключевые слова: Прокуратура РФ, деятельность органов прокуратуры, принципы деятельности органов прокуратуры.
Конституция Российской Федерации предусматривает разделение государственной власти в стране на три ветви: исполнительную, законодательную и судебную. Прокуратура РФ не входит ни в одну ветвь власти, соответственно она занимает особое обособленное место в системе государственных органов.
Каждый орган государственной власти при осуществлении своих полномочий руководствуется определенными положениями, исходными началами именуемыми принципами. Принципы могут быть как общими, ими руководствуются все органы государственного механизма, так и специальными, присущими конкретному органу и отражающими специфику его деятельности.
Принципы деятельности органов прокуратуры нашли свое отражение в статье 129 Конституции РФ, в которой закреплены основы осуществления деятельности данного органа [3]. Также они определяются статьей 4 Федерального закона «О прокуратуре РФ», которая предусматривает следующее:
1) прокуратура представляет собой единую централизованную систему органов, действуя на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ;
2) органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от других органов государственной власти, в соответствии с действующим на территории России законодательством;
3) органы прокуратуры осуществляют свою деятельность гласно, в той мере в которой это не противоречит требованиям законодательства, информируя органы государственной власти и местного самоуправления, а также население о состоянии законности в стране;
4) органы прокуратуры в ходе осуществления надзорных полномочий вправе получать доступ к необходимой им информации [6].
Таким образом, обозначенная норма включает в себя основные принципы деятельности органов прокуратуры: законность, независимость, гласность, единство и централизованность.
Принцип законности является основополагающим принципом для всех органов государственной власти. Он заключается в неуклонном и добросовестном соблюдении законодательства, действующего на территории РФ, при осуществлении прокурорами своих полномочий. При реализации функций, связанных с прокурорским надзором, а также при участии в судопроизводстве органы прокуратуры должны принимать необходимые меры по выявлению и пресечению случаев нарушения закона.
Принцип единства предполагает, что прокуратура представляет собой единую систему органов государственной власти, которая действует по единым стандартам независимо от территории и направления надзорной деятельности. Каждый орган прокуратуры и все прокуроры, входящие в него, наделяются едиными полномочиями и обязанностями в соответствии с занимаемой должностью. Так, например, реализуя полномочия по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, участие при рассмотрении в судах уголовных и гражданских дел, все прокуроры обладают сходными полномочиями, установленными процессуальным законодательством и Законом о прокуратуре.
Все меры реагирования и правовые механизмы, предусмотренные законодательством, обладают единой юридической силой и подлежат безусловному исполнению. При этом стоит иметь в виду, что принцип единства не предполагает возможность осуществления любым прокурором любых полномочий, независимо от его места в системе органов прокуратуры.
Принцип централизованности предусматривает, что органы прокуратуры являясь единой системой осуществляют свою деятельность опираясь на принцип подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.
Порядок назначения на должность сотрудников прокуратуры определяется в статье 129 Конституции РФ и статьях 12, 12.1, 15.1, 16.1 Федерального закона «О прокуратуре РФ». Всю систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор РФ, его назначение на должность осуществляется Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ. Процедура назначения прокуроров субъектов отличается от порядка на федеративном уровне: в этом случае Президент РФ принимает решение по представлению Генерального прокурора. При этом необходимым условием является предварительное согласование с органами власти субъекта РФ. Прокуроры городов и районов, как и приравненные к ним, назначаются на должность и освобождаются со службы по решению Генерального прокурора Российской Федерации. Иные прокуроры проходят вышеуказанные процедуры по решению Президента страны [1, с.167].
Следующий важный принцип — независимость органов прокуратуры. Данный принцип подразумевает, что прокуратура занимает обособленное положение в системе органов государственной власти. Сотрудники органов прокуратуры осуществляют свои полномочия в пределах, предусмотренных законом, независимо от других органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений. Прокуроры действуют на основании и в пределах закона, опираясь на внутреннее убеждение и материалы проверок и расследований, с учетом требований полноты, всесторонности и объективности. Такое положение обеспечивается путем единообразной организации системы на всех уровнях власти, единой законодательной базы Российской Федерации, а также решением единых задач. Независимость гарантируется и тем, что существует запрет на вмешательство в какой-либо форме в осуществление прокурорского надзора, и предусмотренной особой процедуре привлечения сотрудников прокуратуры к административной и уголовной ответственности [4, с.6].
Еще один принцип, которым обязаны руководствоваться сотрудники органов прокуратуры в своей деятельности — гласность. Законодательно данный принцип установлен в п.2 ч.2 ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре РФ». Он предполагает открытость, прозрачность деятельности сотрудников органов прокуратуры, поскольку именно это выступает критерием демократически развитого общества. Путем информирования средств массовой информации и населения о проводимой прокурорами работе происходит оценка состояния законности в стране, соблюдения прав и свобод граждан, то есть данный принцип можно фактически считать «рычагом контроля» за деятельностью прокуратуры.
На основе принципа гласности построены многие формы методов прокурорского надзора. Среди них можно выделить: проверку состояния законности на поднадзорных объектах и государственных структурах, рассмотрение жалоб и заявлений, принесение протестов и представлений, участие в рассмотрении гражданских и уголовных дел [5, с.301].
Специфичность принципа гласности заключается в том, что органы прокуратуры при осуществлении своих полномочия действуют гласно лишь в той мере, в которой это допускается требованиями законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, о государственной и иной охраняемой законом тайне. Соответственно, устанавливаются границы возможной гласности при осуществлении полномочий органов прокуратуры: они должны действовать в пределах соблюдения видов тайн, которые закреплены в специализированных законах, а также других упомянутых в законодательстве тайн (следственной, судебной, врачебной, нотариальной, адвокатской и т. д.).
Стоит отметить, что некоторые авторы в рамках принципа гласности выделяют также обязанность Генерального прокурора ежегодно предоставлять Президенту РФ и палатам Федерального Собрания отчет о состоянии законности в стране и обязанность по информированию органов законодательной, исполнительной власти на уровнях субъектов и органов местного самоуправления. При этом другие считают, что в данном случае действует не принцип гласности, а принцип информативности [2, с.34].
На основании изложенного можно отметить, что для обозначенных принципов организации деятельности органов прокуратуры характерны следующие черты:
1) они формально закреплены в правовых актах, регламентирующих деятельность органов прокуратуры;
2) они являются результатом анализа и обобщения практики, то есть изначально они были сформулированы наукой, а затем закреплены на уровне законодательства;
3) они являются общими началами осуществления функций прокуратуры, характеризующейся как единая и целостная система.
Таким образом, принципы организации деятельности органов прокуратуры представляют собой руководящие начала, закрепленные в Конституции РФ и Федеральном законе «О прокуратуре РФ», на основании которых реализуются функции данного органа. Среди основных принципов выделяют законность, гласность, независимость, единство и централизованность органов прокуратуры. Принципы организации деятельности прокуратуры олицетворяют основные идеи данного органа, они взаимосвязаны между собой и ослабление хотя бы одного из них приведет к утрате значения ключевых аспектов работы всего органа.
Литература:
- Винокуров А. Ю. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» в 2 т. Том 1. Разделы I-III. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2020. 358 с.
- Винокуров А. Ю. Прокурорский надзор: учебник для вузов / под общей редакцией А. Ю. Винокурова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2020. 380 с.
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования от 1 июля 2020 года // Российская газета. 1993. 25 декабря.
- Семченко Ю. В. Значение основополагающих принципов деятельности прокуратуры Российской Федерации // Юридический факт. 2020. № 107. С. 3–8.
- Трусов Н. С. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации / // Modern Science. 2019. № 4–2. С. 300–302.
- Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 5 декабря 2022 г. № 498-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 01.11.2022).