В настоящей статье организация подвижных игр, физической активности рассматривается как способ развития творчества у детей старшего дошкольного возраста. В работе отмечается, какими возможностями обладают игры и физические упражнения для развития творческих способностей старших дошкольников и воспитания культуры творчества в целом.
Ключевые слова: подвижные игры, физические упражнения, творчество, воспитание, дети старшего дошкольного возраста
На сегодняшний день развитие творческой, здоровой, активной личности — приоритет каждого учреждения, относящегося к системе образования. Забота о психическом, физического здоровье детей, об их благоприятном психоэмоциональном состоянии выступают одной их главных задач педагогов, в частности, воспитателей в ДОУ. Как отмечает И. В. Горбунова, период дошкольного возраста у детей формируются базовые установки на здоровый образ жизни, на совершение хороших поступков, на защиту слабых и др [3, с.23–24]. Так, здоровье, которое формируется у ребенка в дошкольный период, становится фундаментом для дальнейшего развития и становления личности.
В XXI веке современная система образования предъявляется высокие требования к работе ДОУ, которое призвано обеспечить детям крепкое здоровье и предоставить условия для развития различных способностей. Действительно, одно из первостепенных задач воспитательного процесса в дошкольном учреждении выступает физическое воспитание дошкольников при развитии мотивации к разным видам деятельности.
Это детерминирует тот факт, что во время пребывания детей в детских садах, с ними должны быть организованы физические упражнения и подвижные игры, так как игровая деятельность — ведущий вид деятельности в этот возрастной период. А в игре, как правило, активизируются процессы творчества и воображение. Далее рассмотрим, как именно в процессе физической активности воспитывается творчество у детей старшего дошкольного возраста.
В своей работе Т. А. Семенова говорит о том, что физическая культура — базис общей культуры ребенка, так как предполагает развитие личности в трех аспектах: общее развитие и укрепления растущего организма; удовлетворение потребности ребенка в активном отдыхе; развитие умений и способностей разного характера (двигательные, коммуникативные, творческие и т. п.) [7, c.23].
Т. П. Завьялова и В. Н. Таркова в рамках своей практической работ пришли к выводу: физическая активность предполагает творческое преобразование материального мира, так как для организации данного вида деятельности необходимо создавать новые ситуации для манипуляций с предметами, с собственным телом [5, c.116–118]. Для старших дошкольников самым эффективным и доступным методом развития творчества через занятие физической культурой выступают подвижные игры и различные физические упражнения.
Подвижная игра — сознательная, активная физическая деятельности дошкольника, которая характеризуется точным, своевременным, творческим выполнением предложенного воспитателем задания. Л. В. Абдульманова отмечает, что в рамках подвижной игры дошкольники готовятся к жизни [1, c.54–56]. Трудно с этим не согласиться, так как дети, выполняя быстрые, четкие действия, конструируя пути для достижения эффективного результата, развивают выносливость, воображение, и главное — творчество.
Увлекательное содержание подвижной игры и физических упражнений, эмоциональная составляющая игровой деятельности мотивируют ребенка совершать определенные интеллектуальные, физические усилия. Специфика подвижной игры и физических упражнений состоит в том, что дошкольник должен быстро, создав образ действия или конечного результата в своем сознании, ответить на сигналы «Ложись!», «Беги», «Прыгай», «Присядь», «Стой» и др.
Н. В. Вялова Е. Д. Павленкова писали, что в рамках подвижных игр и физических упражнений творчество ребенка имеет два источника — объективный и субъективный [2, c.66]:
- Игра или упражнения, которые организовывается воспитателем, содержат в себе модель жизненной ситуации (упражнение «Тянемся к солнцу», игра «Пошли в лес!» и др.).
- С субъективной точки зрения игра полна смысла для ребенка, она связана с реальной действительностью. Фантастический мир, придуманный дошкольником, обретает веру в его реальное существование.
Так, именно подвижные игры и физические упражнения с элементами активных образов способствуют развитию творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Воспитание творчества старших дошкольников соответствовать принципам системности и преемственности. То есть, предлагаемые педагогом игры и упражнения должны быть сформированы в систему, внедряться в воспитательный процесс постоянно, а не фрагментарно. Преемственность означает, что воспитание творчества, как пишет Е. П. Гуролева, имеет несколько этапов: начальный, этап закрепления, этап создание дошкольниками собственных игр и упражнений [4, c.2].
На начальном этапе дети старшего дошкольного возраста знакомятся с базовыми играми и упражнениями, которые предлагает воспитатель. На данном этапе творческая деятельность строится на подражании. В начале пути подвижные игры основываются не на коммуникации ребенка со сверстниками, а на демонстрации воспитателями ситуаций из жизни. На этом этапе у старших дошкольников развивается воображение, они готовы прыгать как «зайки», топать как «мишки», лететь как «синички». В такой сенситивный период для развития творчества воспитателю следует давать дошкольникам поле для творческих действий, организовывать с детьми игры с образами животных, насекомых, птиц [4, c. 3–5]. Старший дошкольник стремится к одухотворению предметов, желает придать каждому своему движению живой характер, представляет себя в образе любимой игрушки, любимого животного или в качестве персонажей сказок.
На следующем этапе детям старшего дошкольного возраста становится важным не только процесс игры, но и результат. Это порождает тот факт, что дети хотят продемонстрировать, открыто показать свои умения, свои чувства, прийти к финишу первым, сделать лучше всех, творчески представить в сознании двигательный и социальный опыт [4, c. 6–8]. Этот этап характеризуется закреплением у детей понятие об игре и о физических действиях. Теперь ребенок осознает, что творческим может быть не только сам двигательный или игровой процесс, но и результат. Важно отметить, что на этом этапе, ребенок и познает окружающую действительность, и развивает свои творческие способности при создании образом и достижении практического результата в игре или упражнении.
Третьим этапом воспитания творчества у детей старшего дошкольного возраста является самостоятельная организация игры и упражнений, знакомых дошкольникам [4, c. 9–10]. На этом этапе воспитатель, познакомив на прошлых ступенях игровой и подвижной деятельности с правилами, элементами игр, создает условия для того, чтобы дошкольники сами организовывали, придумывали игры и упражнения. Этот этап характерен особой активизацией творческого потенциала дошкольников, так как дети сами конструируют образы, персонажей, движения в игре. При грамотной организации игровой и физической активности воспитатель может добиться высоких результатов в проведении игры в старшей и подготовительной группах детского сада. А также, сможет раскрыть творческие способности каждого ребенка.
В своей работе воспитателей может использовать разнообразные методики, виды игр. Однако на сегодняшний день, как утверждает C. Прищепа, для развития творческих способностей самыми подходящими играми выступают те, что содержат в себе интересные комбинации движений: «Затейники», «Сделай фигуру», «Цветные домики», «День и ночь» и пр. [6, c.48] Многочисленные и довольно интересные варианты составляют дети в таких играх, как «Ловишки», «Перебежки», «Пожарные на учении» и др.
Подвижные игры и физические упражнения обладают колоссальным потенциалом в аспекте развития творческих способностей старших дошкольников. Преимущество подвижных игр и физических упражнений в том, что они наполнены инициативой, творчеством, фантазий, эмоциями, а также содержат высокий уровень двигательной активности. Воспитание творчества посредством игры и упражнений данного рода у детей старшего дошкольного возраста возможно при условии, если педагог целенаправленно, научно подходит к разработке методики по руководству подвижной игрой и занятиями физической культурой, учитывает этапы воспитания творчества в процессе физической активности.
Литература:
- Абдульманова Л. В., Сибилева Е. Ю. Организация игровой культурной практики развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста // Нравственное воспитание в современном мире: психологический и педагогический аспект: сборник. — 2017. — С. 155.
- Вялова Н. В., Павленкова Е. Д. Влияние подвижных игр на развитие самостоятельности и творческой активности у детей старшего дошкольного возраста //Мир педагогики и психологии. — 2018. — №. 12. — С. 64–79.
- Горбунова И. В. Педагогические условия развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности //Ответственный редактор. — 2019. — С. 103.
- Гуролева Е. П. Творческая направленность деятельности детей дошкольного возраста в подвижных играх //Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович, кандидат экономических наук, доцент. В состав редакционной коллегии и организационного комитета входят: Бабаян Анжела Владиславовна, доктор педагогических наук, профессор Баишева Зиля Вагизовна, доктор филологических наук, профессор. — 2019. — С. 21.
- Завьялова Т. П., Таркова В. Н. Развитие творчества в двигательной деятельности дошкольников 5–6 лет //СТУДЕНТ ГОДА 2019. — 2019. — С. 112–120.
- Прищепа С. Развитие творчества в процессе двигательной деятельности у детей дошкольного возраста в условиях ДОО //Дошкольное воспитание. — 2018. — №. 11. — С. 44–50.
- Семенова Т. А. Развитие творчества у детей дошкольного возраста средствами физических упражнений //Детский сад от А до Я. — 2020. — №. 2. — С. 22–27.