«Автомобильный» Петербург и «метростроевская» Москва: в поисках подземного города у подъезда | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Регионоведение

Опубликовано в Молодой учёный №1 (448) январь 2023 г.

Дата публикации: 06.01.2023

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Кудряшёв, М. А. «Автомобильный» Петербург и «метростроевская» Москва: в поисках подземного города у подъезда / М. А. Кудряшёв. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 1 (448). — С. 119-122. — URL: https://moluch.ru/archive/448/98626/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье автор обращается к проблеме развития транспортной инфраструктуры Петербурга в контексте территориального расширения и прироста населения города.

Ключевые слова: метрополитен, Санкт-Петербург, Москва, строительство метро.

Практически во всех городах нашей страны существует дорожная сеть, что позволяет говорить о маршрутных такси в малых городах, автобусах, троллейбусах и трамваях в более крупных и, наконец, метросистемах в мегаполисах. Последние в России существуют лишь в некоторых городах-миллионниках: Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Екатеринбурге, Самаре и метротрам в Волгограде. В Омске, Челябинске и Красноярске строительство было начато, но остановлено из-за недостатка финансирования. В обозримом будущем в Красноярске планируется возобновление работ в и открытие первой очереди из 5 станций к 2024 году.

В настоящий момент идет проектирование метрополитена в стремительно разрастающейся южной столице России, Краснодаре. Власти Краснодара ожидают увеличение количества желающих переехать в город до 3 млн человек уже к 2030 году. Однако, уже сейчас Краснодар занимает одно из главных мест по количеству и «тяжести» пробок среди европейских городов-миллионников. В связи с этим краснодарская мэрия планирует создание наземного метро с поездами типа «Ласточка» по аналогии с Московским Центральным Кольцом (планы на 2026–2029 гг.) или полноценной подземной системы метро с выходом путей на поверхность около международного аэропорта Краснодар.

Согласно результатам последней переписи населения России, проведенной осенью 2021 года, самый большой прирост в период с 2010 по 2021 гг. показали Москва (+10,8 %), Московская область (+24,4 %), Санкт-Петербург (+14,8 %), Ленинградская область (+16,5 %) и Краснодарский край (+11,7 %). Самый значительный прирост — у Севастополя, где количество населения выросло на 40 %. [1] Для перечисленных регионов одной из главнейших становится на современном этапе опережающее развитие транспортной инфраструктуры, в которой особое место занимает метро.

Основными преимуществами развитой сети метро в крупном городе является избавление от автомобильных пробок, уменьшение загрязнения воздуха выхлопными газами (решение экологической проблемы); экономия времени и возможность его планирования (установлен определённый интервал движения поездов, тем самым достигается высокая пропускная способность); перемещение в метро не зависит от погодных условий, а пути метро представляют собой полностью изолированные туннели.

Что касается Северной столицы, входящей в топ-5 городов по приросту населения в России, ситуация с обеспеченностью граждан скоростным внеуличным транспортом в отдалённых городских локациях очень плачевная, да и в центре Санкт-Петербурга оставляет желать лучшего. Так, чтобы добраться до острова развлечений «Новая Голландия» в центре с зимним катком, фуд-кортом, аллеями, скейт-пулом, площадками для велотриала и паркура, идти пешком нужно не менее 30 минут от ближайших станций «Адмиралтейская» или «Садовая», а до Мариинского театра в этом же районе идти ещё дольше. Неспешная дорога до ансамбля Смольного монастыря, где поблизости работает правительство города, займёт уже не менее 40 минут. Согласно подсчётам экспертов, метро в шаговой доступности не более 1–1,5 км от дома (что составляет 15–20 минут пешком) имеет лишь около 30 % жителей Санкт-Петербурга, что является недопустимым при населении в почти 5,4 млн. чел.

Петербургский метрополитен был открыт в ноябре 1955 года — через 20 лет после Московского. С тех пор прошло более 65 лет, но по темпам развития он все еще отстает от своего старшего брата как минимум на два десятилетия. И это очень влияет на качество жизни. [2]

Если проводить параллели с Москвой, количество станций метро на каждого жителя тут практически в 4 раза больше (включая станции наземного метро, открывшегося в 2017 году — МЦК) при населении столицы примерно в 12,7 млн. чел, а Московской городской думой еще в 2019 году были озвучены планы обеспечить как 94 % москвичей, так и жителей Новой Москвы метро в шаговой доступности, что и претворяется в жизнь семимильными шагами. Очевидно, что, даже по московским меркам, в городе на Неве не хватает как минимум 30, а то и 40 станций. Однако, развивать сеть метро Смольный не спешит, в отличие от столицы, где за период с 2011 года по 2022 год в Москве ввели почти 200 км линий метро (вместе с МЦК) и 11 электродепо. Открыто 100 станций (включая 31 станцию на Московском центральном кольце). [3]

За последние 9 лет в Санкт-Петербурге двери распахнули лишь 7 станций, которые значились на перспективных картах развития метро еще в 1990-х, а в пригороды, в том числе и туристические, людей продолжают развозить переполненные старые пятивагонные электрички. Одну из последних открытых в 2019 году станций «Дунайская» постоянно подтапливает при дождях, а на станциях «Беговая» и «Зенит», открытых к чемпионату мира по футболу-2018, почти сразу же начала отваливаться облицовочная плитка и остановились траволаторы.

Какие же факторы привели к отставанию открытия новых станций в Санкт-Петербурге от потребностей города лет на 20? Эксперты выделяют несколько причин. Это и развал Советского союза (новые станции с 1991 г. потом открылись только в 1997 г.); размыв в 1996 г. между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества», ликвидация которого потребовала значительных финансовых вложений; «социальные» приоритеты городского бюджета.

Что же было сделано Смольным для «озелененения» дорожных светофоров в ЯндексКартах? В 2016 году было открыто движение по Западному Скоростному Диаметру — платной автомагистрали для автотранспорта, также 24 марта 2021 г. была забита первая свая для опоры Восточного Скоростного Диаметра (сейчас Широтная магистраль скоростного движения — ШМСД).

В Северной столице ставка сделана на приоритет автомобильного транспорта. Чем это грозит городу? Однозначно, еще большим загрязнением воздуха выхлопными газами и обострением ситуации с парковками, которая и так очень плоха — машины стихийно припаркованы на обочинах, а на узких улочках в центре могут стоять в 2 ряда. Решить проблему с парковками может только масштабное городское строительство метро. Ведь если будет станция в пешей доступности от дома, почему бы не пересесть на метро?

Сейчас в Санкт-Петербурге самый дорогой месячный проездной в стране. По данным сайтов городских перевозчиков, в Белокаменной с её населением и количеством станций, студенческий проездной на все виды транспорта и даже в пригород на МЦД стоит с 1 января 2023 года 715 рублей, а месячный проездной для работающего населения — 2540 рублей [4], против 1305 рублей для студентов только по городу (без выезда в область) и месячного проездного стоимостью 3665 рублей в Санкт-Петербурге. [5] При этом стоимость единоразового проезда различается незначительно — 50 рублей по карте «Тройка» в Москве с соответствующей транспортной инфраструктурой и 49 рублей в Северной столице (с 1.01.2023 г.). Немаловажно также, что, если в Москве можно сесть в метро в пешей доступности от дома, то в отдалённом районе Санкт-Петербурга придётся еще оплатить автобус до метро. Возможно, бензин для автовладельцев обойдётся дешевле стоимости месячного проездного. Страховка в случае необходимости может покрыть ремонт «железного коня», но и рост стоимости автомобилей за 2022 год в России составил 19 %. [6]

Если анализировать данные сайтов SpbGuru и MskGuru по продажам недвижимости в новостройках, практически все новостройки Москвы, в том числе эконом- и комфорт-класса в отдалённых районах «ЗаМКАДья» типа Бутово, Рассказовки, Коммунарки, Некрасовки уже сейчас имеют пешую доступность до метро, не говоря уже о новых ЖК в пределах Третьего Транспортного Кольца и о том, что строительство метро в Златоглавой не убавляет темпов. Что же Санкт-Петербург? В данный момент квартиры в шаговой доступности от метро можно купить только в дорогих ЖК бизнес-класса на Петровском и Крестовском островах, Петроградской стороне, станций метро «Фрунзенская» и «Московские ворота». Жильё комфорт-класса в радиусе 20 минут пешком от метро (ближе мест под застройку почти не осталось) можно приобрести в данный момент только в нескольких ЖК в районе станции метро «Звёздная» или «Парнас». Чуть ли не исключение составляет огромный новый ЖК «Приморский квартал» в Приморском районе, где можно дойти до станции метро «Пионерская» менее чем за 10 минут, однако цены на квартиры там ожидаемо выше, чем в среднем по району, а станция метро является самой перегруженной станцией синей линии петербургской подземки. За самыми дешёвыми квартирами в радиусе не более 2 км от метро стоит обратиться в Девяткино — этот район уже считается Ленинградской областью, при всём этом славится своим близким расположением по отношению к одноимённой конечной станции красной ветки. Ещё лет 5 назад тут можно было присмотреть жильё в «нескольких шагах» от метро, но сейчас таких мест для застройки уже нет, а в метро, как говорит местное население, каждый день образуются «живые толпы» из желающих уехать на работу. Аналогичная ситуация с перенаселением наблюдается также и в районе Кудрово Ленобласти — он находится относительно недалеко от станции метро «Улица Дыбенко», но купить квартиру с опцией «несколько минут пешком до метро» тут уже нельзя. Кроме того, и в Девяткино, и в Кудрово, одни из самых высоких показателей преступности в городе.

На данный момент самую острую потребность в метро испытывает Красносельский район (дорога в пробках к метро занимает уже 40–50 мин), а ближайшая станция Юго-Западная появится там только в конце 2024 года, а также север Приморского района, где новостройки растут как на дрожжах. До ближайшей станции метро «Комендантский проспект» здесь чуть ближе — 15 минут на транспорте, но ежедневные толпы при входе в метро огромны. Тем временем только в 2024–2025 году в Санкт-Петербурге планируется открытие 4 новых станций метро — «Юго-Западная» и «Путиловская» (последняя с пересадкой на «красную линию») уже в старых районах города советской застройки и планировавшиеся к открытию в центре города ещё в 2019-м «Горный институт» и «Театральная». Остаётся надеяться, что власти города запустят дополнительные маршруты автобусов по выделенным полосам прямо от новых или удалённых районов в центр к основным местам работы петербуржцев либо привлекут новых инвесторов к ускоренному строительству городской подземки (так, в Москве метро строит не только Московский метрострой, «Ингеоком», Минскметрострой и китайские компании). А сегодняшний монополист «Метрострой» пока что погряз в судебных разбирательствах по поводу выплат зарплат рабочим и хищений денег на строительстве.

В декабре ушедшего 2022 года в петербургском метростроении произошло обнуление, а «Метрострой Северной столицы» сообщил о назначении гендиректором Кирилла Петрова, который работал в компании «Ингеоком», построившей несколько участков московского метро. Остается надеяться на раскачивание депрессивной ситуации и ускорение строительства новых станций метро в Санкт-Петербурге.

Литература:

  1. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2022/05/30/924280-chetire-novih-goroda-millionnika (дата обращения 28.12.2022)
  2. Режим доступа: https://www.novostroy-spb.ru/statyi/metro_v_peterburge_dolgo (дата обращения 29.12.2022)
  3. Режим доступа: hhttps://www.vedomosti.ru/auto/articles/2022/10/27/947547-novie-avtomobili-v-rossii-podorozhalittps://stroi.mos.ru/stantsii-otkrytyie-s-2011-ghoda-tiest (дата обращения 1.01.2023)
  4. Режим доступа: https://msk1.ru/text/transport/2022/11/15/71819012/ (дата обращения 02.01.2023)
  5. Режим доступа: http://www.metro.spb.ru/pricetickets.html (дата обращения 02.01.2023)
  6. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/auto/articles/2022/10/27/947547-novie-avtomobili-v-rossii-podorozhali (дата обращения 30.12.2022)
Основные термины (генерируются автоматически): Санкт-Петербург, Москва, метро, станция метро, Россия, станция, Краснодар, пешая доступность, Северная столица, шаговая доступность.


Ключевые слова

Москва, Санкт-Петербург, метрополитен, строительство метро

Похожие статьи

Анализ необходимости организации транспортно-пересадочного узла в районе станции метро Академическая г. Санкт-Петербурга

В статье рассматривается ряд вопросов, связанных с созданием транспортно-пересадочного узла в районе ст. м. Академическая. Приведен пример возможного размещения зданий узла.

Влияние строительства линейных объектов на развитие территории Новой Москвы

В статье рассматривается влияние строительства линейных объектов, конкретно метро, на развитие территории Новой Москвы. Рассматриваются основные факторы влияния на расположение станций метро на данной территории. Производится анализ современной отече...

Проблематика вымышленных городов

В данной статье рассматривается вымышленной город Готэм из вселенной DC с точки зрения современной урбанистки. Проанализируем общие планы города и схему метрополитена. Сравним проблематику города с реальными американскими мегаполисами.

Город будущего. Урбанистика и экология

В статье авторы пытаются проанализировать современные тенденции городской инфраструктуры, экологические проблемы г. Воронежа

Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла в России

В статье авторы рассматривают основные проекты и этапы развития центрального транспортного узла.

Некоторые вопросы совершенствования городского пассажирского транспорта Калининграда

В статье автор пытается определить особенности и проблемы транспортной пассажирской системы города Калининграда. Особое внимание уделяется целесообразности выделения специальных полос для общественного транспорта, закупке современного подвижного сост...

Проекты Сибири. Прогнозы градостроительного развития Сибирского региона

В статье рассматривается ретроспектива градостроительного развития Сибирского региона, история осуществленных и неосуществленных проектов с XIX по XXI век, рассматриваются варианты использования данных проектов в развитии Сибири в будущем.

«Умный» транспорт в современной России

Города становятся плотно населенными, урбанизируется больше половины населения мира. Наблюдается наплыв граждан из менее развитых или менее богатых стран для заработка и проживания, а также фиксируется большой поток туристов. Поэтому устойчивое разви...

Анализ пешеходной улицы на примере Алматы

В статье рассматривается Алматинский «Арбат», его особенности и недостатки, преимущества, перспективы развития. Дан сравнительный анализ с Московским аналогом и его особенностями.

Постоянное транспортное сообщение материк — остров Сахалин: история и современность

Статья посвящена вопросу о появлении постоянного транспортного сообщения между остров Сахалин и материком. Отмечается актуальность данной темы в современности, о чем говорит ряд публикаций в СМИ, исторический аспект строительства тоннельного перехода...

Похожие статьи

Анализ необходимости организации транспортно-пересадочного узла в районе станции метро Академическая г. Санкт-Петербурга

В статье рассматривается ряд вопросов, связанных с созданием транспортно-пересадочного узла в районе ст. м. Академическая. Приведен пример возможного размещения зданий узла.

Влияние строительства линейных объектов на развитие территории Новой Москвы

В статье рассматривается влияние строительства линейных объектов, конкретно метро, на развитие территории Новой Москвы. Рассматриваются основные факторы влияния на расположение станций метро на данной территории. Производится анализ современной отече...

Проблематика вымышленных городов

В данной статье рассматривается вымышленной город Готэм из вселенной DC с точки зрения современной урбанистки. Проанализируем общие планы города и схему метрополитена. Сравним проблематику города с реальными американскими мегаполисами.

Город будущего. Урбанистика и экология

В статье авторы пытаются проанализировать современные тенденции городской инфраструктуры, экологические проблемы г. Воронежа

Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла в России

В статье авторы рассматривают основные проекты и этапы развития центрального транспортного узла.

Некоторые вопросы совершенствования городского пассажирского транспорта Калининграда

В статье автор пытается определить особенности и проблемы транспортной пассажирской системы города Калининграда. Особое внимание уделяется целесообразности выделения специальных полос для общественного транспорта, закупке современного подвижного сост...

Проекты Сибири. Прогнозы градостроительного развития Сибирского региона

В статье рассматривается ретроспектива градостроительного развития Сибирского региона, история осуществленных и неосуществленных проектов с XIX по XXI век, рассматриваются варианты использования данных проектов в развитии Сибири в будущем.

«Умный» транспорт в современной России

Города становятся плотно населенными, урбанизируется больше половины населения мира. Наблюдается наплыв граждан из менее развитых или менее богатых стран для заработка и проживания, а также фиксируется большой поток туристов. Поэтому устойчивое разви...

Анализ пешеходной улицы на примере Алматы

В статье рассматривается Алматинский «Арбат», его особенности и недостатки, преимущества, перспективы развития. Дан сравнительный анализ с Московским аналогом и его особенностями.

Постоянное транспортное сообщение материк — остров Сахалин: история и современность

Статья посвящена вопросу о появлении постоянного транспортного сообщения между остров Сахалин и материком. Отмечается актуальность данной темы в современности, о чем говорит ряд публикаций в СМИ, исторический аспект строительства тоннельного перехода...

Задать вопрос