В статье автор обращается к проблеме развития транспортной инфраструктуры Петербурга в контексте территориального расширения и прироста населения города.
Ключевые слова: метрополитен, Санкт-Петербург, Москва, строительство метро.
Практически во всех городах нашей страны существует дорожная сеть, что позволяет говорить о маршрутных такси в малых городах, автобусах, троллейбусах и трамваях в более крупных и, наконец, метросистемах в мегаполисах. Последние в России существуют лишь в некоторых городах-миллионниках: Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Екатеринбурге, Самаре и метротрам в Волгограде. В Омске, Челябинске и Красноярске строительство было начато, но остановлено из-за недостатка финансирования. В обозримом будущем в Красноярске планируется возобновление работ в и открытие первой очереди из 5 станций к 2024 году.
В настоящий момент идет проектирование метрополитена в стремительно разрастающейся южной столице России, Краснодаре. Власти Краснодара ожидают увеличение количества желающих переехать в город до 3 млн человек уже к 2030 году. Однако, уже сейчас Краснодар занимает одно из главных мест по количеству и «тяжести» пробок среди европейских городов-миллионников. В связи с этим краснодарская мэрия планирует создание наземного метро с поездами типа «Ласточка» по аналогии с Московским Центральным Кольцом (планы на 2026–2029 гг.) или полноценной подземной системы метро с выходом путей на поверхность около международного аэропорта Краснодар.
Согласно результатам последней переписи населения России, проведенной осенью 2021 года, самый большой прирост в период с 2010 по 2021 гг. показали Москва (+10,8 %), Московская область (+24,4 %), Санкт-Петербург (+14,8 %), Ленинградская область (+16,5 %) и Краснодарский край (+11,7 %). Самый значительный прирост — у Севастополя, где количество населения выросло на 40 %. [1] Для перечисленных регионов одной из главнейших становится на современном этапе опережающее развитие транспортной инфраструктуры, в которой особое место занимает метро.
Основными преимуществами развитой сети метро в крупном городе является избавление от автомобильных пробок, уменьшение загрязнения воздуха выхлопными газами (решение экологической проблемы); экономия времени и возможность его планирования (установлен определённый интервал движения поездов, тем самым достигается высокая пропускная способность); перемещение в метро не зависит от погодных условий, а пути метро представляют собой полностью изолированные туннели.
Что касается Северной столицы, входящей в топ-5 городов по приросту населения в России, ситуация с обеспеченностью граждан скоростным внеуличным транспортом в отдалённых городских локациях очень плачевная, да и в центре Санкт-Петербурга оставляет желать лучшего. Так, чтобы добраться до острова развлечений «Новая Голландия» в центре с зимним катком, фуд-кортом, аллеями, скейт-пулом, площадками для велотриала и паркура, идти пешком нужно не менее 30 минут от ближайших станций «Адмиралтейская» или «Садовая», а до Мариинского театра в этом же районе идти ещё дольше. Неспешная дорога до ансамбля Смольного монастыря, где поблизости работает правительство города, займёт уже не менее 40 минут. Согласно подсчётам экспертов, метро в шаговой доступности не более 1–1,5 км от дома (что составляет 15–20 минут пешком) имеет лишь около 30 % жителей Санкт-Петербурга, что является недопустимым при населении в почти 5,4 млн. чел.
Петербургский метрополитен был открыт в ноябре 1955 года — через 20 лет после Московского. С тех пор прошло более 65 лет, но по темпам развития он все еще отстает от своего старшего брата как минимум на два десятилетия. И это очень влияет на качество жизни. [2]
Если проводить параллели с Москвой, количество станций метро на каждого жителя тут практически в 4 раза больше (включая станции наземного метро, открывшегося в 2017 году — МЦК) при населении столицы примерно в 12,7 млн. чел, а Московской городской думой еще в 2019 году были озвучены планы обеспечить как 94 % москвичей, так и жителей Новой Москвы метро в шаговой доступности, что и претворяется в жизнь семимильными шагами. Очевидно, что, даже по московским меркам, в городе на Неве не хватает как минимум 30, а то и 40 станций. Однако, развивать сеть метро Смольный не спешит, в отличие от столицы, где за период с 2011 года по 2022 год в Москве ввели почти 200 км линий метро (вместе с МЦК) и 11 электродепо. Открыто 100 станций (включая 31 станцию на Московском центральном кольце). [3]
За последние 9 лет в Санкт-Петербурге двери распахнули лишь 7 станций, которые значились на перспективных картах развития метро еще в 1990-х, а в пригороды, в том числе и туристические, людей продолжают развозить переполненные старые пятивагонные электрички. Одну из последних открытых в 2019 году станций «Дунайская» постоянно подтапливает при дождях, а на станциях «Беговая» и «Зенит», открытых к чемпионату мира по футболу-2018, почти сразу же начала отваливаться облицовочная плитка и остановились траволаторы.
Какие же факторы привели к отставанию открытия новых станций в Санкт-Петербурге от потребностей города лет на 20? Эксперты выделяют несколько причин. Это и развал Советского союза (новые станции с 1991 г. потом открылись только в 1997 г.); размыв в 1996 г. между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества», ликвидация которого потребовала значительных финансовых вложений; «социальные» приоритеты городского бюджета.
Что же было сделано Смольным для «озелененения» дорожных светофоров в ЯндексКартах? В 2016 году было открыто движение по Западному Скоростному Диаметру — платной автомагистрали для автотранспорта, также 24 марта 2021 г. была забита первая свая для опоры Восточного Скоростного Диаметра (сейчас Широтная магистраль скоростного движения — ШМСД).
В Северной столице ставка сделана на приоритет автомобильного транспорта. Чем это грозит городу? Однозначно, еще большим загрязнением воздуха выхлопными газами и обострением ситуации с парковками, которая и так очень плоха — машины стихийно припаркованы на обочинах, а на узких улочках в центре могут стоять в 2 ряда. Решить проблему с парковками может только масштабное городское строительство метро. Ведь если будет станция в пешей доступности от дома, почему бы не пересесть на метро?
Сейчас в Санкт-Петербурге самый дорогой месячный проездной в стране. По данным сайтов городских перевозчиков, в Белокаменной с её населением и количеством станций, студенческий проездной на все виды транспорта и даже в пригород на МЦД стоит с 1 января 2023 года 715 рублей, а месячный проездной для работающего населения — 2540 рублей [4], против 1305 рублей для студентов только по городу (без выезда в область) и месячного проездного стоимостью 3665 рублей в Санкт-Петербурге. [5] При этом стоимость единоразового проезда различается незначительно — 50 рублей по карте «Тройка» в Москве с соответствующей транспортной инфраструктурой и 49 рублей в Северной столице (с 1.01.2023 г.). Немаловажно также, что, если в Москве можно сесть в метро в пешей доступности от дома, то в отдалённом районе Санкт-Петербурга придётся еще оплатить автобус до метро. Возможно, бензин для автовладельцев обойдётся дешевле стоимости месячного проездного. Страховка в случае необходимости может покрыть ремонт «железного коня», но и рост стоимости автомобилей за 2022 год в России составил 19 %. [6]
Если анализировать данные сайтов SpbGuru и MskGuru по продажам недвижимости в новостройках, практически все новостройки Москвы, в том числе эконом- и комфорт-класса в отдалённых районах «ЗаМКАДья» типа Бутово, Рассказовки, Коммунарки, Некрасовки уже сейчас имеют пешую доступность до метро, не говоря уже о новых ЖК в пределах Третьего Транспортного Кольца и о том, что строительство метро в Златоглавой не убавляет темпов. Что же Санкт-Петербург? В данный момент квартиры в шаговой доступности от метро можно купить только в дорогих ЖК бизнес-класса на Петровском и Крестовском островах, Петроградской стороне, станций метро «Фрунзенская» и «Московские ворота». Жильё комфорт-класса в радиусе 20 минут пешком от метро (ближе мест под застройку почти не осталось) можно приобрести в данный момент только в нескольких ЖК в районе станции метро «Звёздная» или «Парнас». Чуть ли не исключение составляет огромный новый ЖК «Приморский квартал» в Приморском районе, где можно дойти до станции метро «Пионерская» менее чем за 10 минут, однако цены на квартиры там ожидаемо выше, чем в среднем по району, а станция метро является самой перегруженной станцией синей линии петербургской подземки. За самыми дешёвыми квартирами в радиусе не более 2 км от метро стоит обратиться в Девяткино — этот район уже считается Ленинградской областью, при всём этом славится своим близким расположением по отношению к одноимённой конечной станции красной ветки. Ещё лет 5 назад тут можно было присмотреть жильё в «нескольких шагах» от метро, но сейчас таких мест для застройки уже нет, а в метро, как говорит местное население, каждый день образуются «живые толпы» из желающих уехать на работу. Аналогичная ситуация с перенаселением наблюдается также и в районе Кудрово Ленобласти — он находится относительно недалеко от станции метро «Улица Дыбенко», но купить квартиру с опцией «несколько минут пешком до метро» тут уже нельзя. Кроме того, и в Девяткино, и в Кудрово, одни из самых высоких показателей преступности в городе.
На данный момент самую острую потребность в метро испытывает Красносельский район (дорога в пробках к метро занимает уже 40–50 мин), а ближайшая станция Юго-Западная появится там только в конце 2024 года, а также север Приморского района, где новостройки растут как на дрожжах. До ближайшей станции метро «Комендантский проспект» здесь чуть ближе — 15 минут на транспорте, но ежедневные толпы при входе в метро огромны. Тем временем только в 2024–2025 году в Санкт-Петербурге планируется открытие 4 новых станций метро — «Юго-Западная» и «Путиловская» (последняя с пересадкой на «красную линию») уже в старых районах города советской застройки и планировавшиеся к открытию в центре города ещё в 2019-м «Горный институт» и «Театральная». Остаётся надеяться, что власти города запустят дополнительные маршруты автобусов по выделенным полосам прямо от новых или удалённых районов в центр к основным местам работы петербуржцев либо привлекут новых инвесторов к ускоренному строительству городской подземки (так, в Москве метро строит не только Московский метрострой, «Ингеоком», Минскметрострой и китайские компании). А сегодняшний монополист «Метрострой» пока что погряз в судебных разбирательствах по поводу выплат зарплат рабочим и хищений денег на строительстве.
В декабре ушедшего 2022 года в петербургском метростроении произошло обнуление, а «Метрострой Северной столицы» сообщил о назначении гендиректором Кирилла Петрова, который работал в компании «Ингеоком», построившей несколько участков московского метро. Остается надеяться на раскачивание депрессивной ситуации и ускорение строительства новых станций метро в Санкт-Петербурге.
Литература:
- Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2022/05/30/924280-chetire-novih-goroda-millionnika (дата обращения 28.12.2022)
- Режим доступа: https://www.novostroy-spb.ru/statyi/metro_v_peterburge_dolgo (дата обращения 29.12.2022)
- Режим доступа: hhttps://www.vedomosti.ru/auto/articles/2022/10/27/947547-novie-avtomobili-v-rossii-podorozhalittps://stroi.mos.ru/stantsii-otkrytyie-s-2011-ghoda-tiest (дата обращения 1.01.2023)
- Режим доступа: https://msk1.ru/text/transport/2022/11/15/71819012/ (дата обращения 02.01.2023)
- Режим доступа: http://www.metro.spb.ru/pricetickets.html (дата обращения 02.01.2023)
- Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/auto/articles/2022/10/27/947547-novie-avtomobili-v-rossii-podorozhali (дата обращения 30.12.2022)