Исследование детско-родительских отношений и самоидентификации ребенка по материалам методики «Рисунок семьи» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №1 (448) январь 2023 г.

Дата публикации: 07.01.2023

Статья просмотрена: 796 раз

Библиографическое описание:

Чиякина, Н. Г. Исследование детско-родительских отношений и самоидентификации ребенка по материалам методики «Рисунок семьи» / Н. Г. Чиякина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 1 (448). — С. 266-270. — URL: https://moluch.ru/archive/448/98630/ (дата обращения: 17.10.2024).



Статья посвящена проблеме исследования детско-родительских взаимоотношений и самоидентификации ребенка с помощью методики «Рисунок семьи». В статье предлагаются варианты интерпретации и рассматриваются основы психологического анализа результатов данной методики, которые помогают прояснить отношение ребенка к себе и членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.

Ключевые слова: методика, психорисунок, детско-родительские отношения, рисунок семьи, самоидентификация, диагностика, психические особенности ребенка, интерпретация результатов.

В настоящее время проблема взаимоотношений в семье является достаточно актуальной, в связи с тем, что указанные отношения играют важную роль в воспитании детей и становлении их как личности. Так, постоянно контактируя с ребенком, родители помогают ему устанавливать отношения с окружающим миром, влияют на особенности его поведения и становление психических процессов. Деструкция внутрисемейных отношений может повлечь различные нарушения психического развития ребенка и другие тяжелые социальные последствия. Одним из самых популярных методов исследования детско-родительских отношений и самоидентификации ребенка является «рисунок семьи». Учеными доказано, что графическая продукция (психорисунок) дает возможность познать глубинные чувства человека. Одним из преимуществ методики психорисунка является то, что «во время рисования человек освобождает свое подсознание от защитных механизмов психики» [12, с. 252]. Кроме того, «данная методика помогает прояснить отношение ребенка к себе и членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства» [6].

Идея использовать технику рисунка для диагностики внутрисемейных отношений и персональной идентичности ребенка возникла у целого ряда исследователей — Р. Бернс и С. Кауфман, В. Вульф и В. Хьюлс, Л. Корман. Методика развивалась по двум направлениям: изменение инструкции к заданию (Л. Корман, П. Грегер) и расширение диапазона интерпретируемых параметров рисунка (В. Хьюлс и Л. Корман). «Рисунком семьи» пользовались многие отечественные исследователи и практики: А. И. Захаров, В. С. Мухина, Е. Т. Соколова, В. К. Лосева, А. С. Спиваковская и другие. Наиболее полно процедура проведения теста и интерпретация рисунка описаны в методиках Г. Т. Хоментаускаса и В. К. Лосевой [11, с. 55]. Однако, единого мнения по поводу интерпретации результатов, полученных с помощью рисуночных методик, среди ученых нет. Например, психолог Г. Хоментаускас, интерпретируя результаты данной методики, отмечает следующие показатели: структуру рисунка, размещение фигур (показатель эмоциональной близости персонажей), особенности изображенных членов семьи, а также сам процесс рисования. По мнению ученого, графические презентации изображенных объектов, которые выражают чувства ребенка к ним — являются показательными. При интерпретации процесса рисования, необходимо уделять внимание последовательности изображения фигур, чрезмерной заштрихованности, интервалам перерисовки и другие [9, с. 165–171]. В соответствии с точкой зрения Р. Бернса и С. Кауфмана методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС) выявляет взаимоотношения в семье, общую атмосферу семьи, тревожность ребенка. Рисунок отражает переживания ребенка, позволяет проанализировать семейную ситуацию и выявить актуальные семейные проблемы. Ученые отмечают, что ребенок может нарисовать как настоящее, так прошлое и будущее. Особенность интерпретации рисунка по указанной методике состоит в центрировании на движении фигур или действии [4, с. 22–25]. В. К. Лосева приводит определенные правила интерпретации рисунка, обращая внимание на процесс рисования, искажения и подписи, которые делает ребенок рядом с персонажами [7].

На наш взгляд, целесообразно выделить четыре основных критерия интерпретации результатов методики «Рисунок семьи»:

1) интерпретация общей структуры рисунка семьи;

2) интерпретация расположения персонажей;

3) интерпретация искажений и особенностей изображенных членов семьи;

4) интерпретация непосредственно процесса рисования.

Указанные критерии позволяют быстро, полно и достоверно проанализировать полученные материалы.

Целью нашего исследования является возможность диагностики детско-родительских взаимоотношений и самоидентификации учащихся школы посредством использования методики «Рисунок семьи». Интерпретация результатов осуществлялась на основе рекомендаций К. Тейлор [8] и В. К. Лосевой [5]. Предлагаемые интерпретации результатов подробно описаны в методических пособиях Бодалева А. А., Столина В. В., учебном пособии Шляпниковой И. А., основываются на работах P. Бернса, С. Кауфмана, К. Тейлор, а также на опыте практической работы с методикой Г. Т. Хоментаускаса и В. К. Лосевой.

При проведении проективной методики «Рисунок семьи» детям предложены простой карандаш, белый лист формата А4, инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью так, как ты себе ее представляешь». Дети, выслушав инструкцию, начали рисовать. В процессе рисования у детей возникали вопросы: «А кого надо рисовать?», «Можно ли рисовать животных?», «Отчима рисовать или папу?», «А бабушку тоже рисовать?» При этом, давался уклончивый ответ: «Рисуйте так, как хочется или как считаете нужным». Исследование проводилось по рисункам учащихся, о возрасте, личностных особенностях и составе семьи которых, предварительно, получена информация (мальчик А., 13 лет: неполная семья, родители в разводе, живет с мамой и отчимом, других детей нет; девочка М., 14 лет: неполная семья, живет с мамой и отчимом, есть сводный младший брат; мальчик И., 14 лет: полная семья, живет с родителями, есть младший брат).

В ходе анализа рисунка девочки М. (Рис. 1), отмечено, что первой была изображена сама девочки. В научной литературе высказывались суждения о том, что около 38 % детей первой рисуют мать, 35 % — себя, 17 % — отца и только 8 % — братьев и сестер [10, с. 120]. Данный факт подчеркивает значимое положение девочки в семье. Маленькая фигура брата, расположенная рядом с большой фигурой автора, свидетельствует о привилегированном положении девочки по сравнению с сиблингом. Но с другой стороны, фигура брата и папы расположены немного выше остальных, что показывает мнение девочки о власти и влиянии указанных членов семьи относительно рядом расположенных членов семьи. Тем не менее, первым персонажем слева ребенок изобразил маму, поэтому она для автора является самым значимым человеком. Вторым слева расположен брат и этот значит, что девочка ревнует к нему маму. Но в то же время, сиблинги находятся близко друг к другу, и девочка благожелательно воспринимает своего брата. Фигуры родителей расположены на рисунке далеко друг от друга, тем самым ребенок показывает, что они не ориентированы на совместные действия, между ними существует определенная психологическая дистанция и слабые эмоциональные связи (родители в разводе, ребенок принимает сложившуюся ситуацию). Обращая внимание на искажения в изображении человека, необходимо отметить, что на рисунке у фигуры отца отсутствуют уши, а у всех остальных они есть. По мнению В. К. Лосевой, «уши — это «орган» восприятия критики и вообще любого мнения другого человека о себе» [5]. Это означает, что, по мнению ребенка, послушны все, кроме папы, который недоступен для критики. В целом, рисунок выполнен тщательно и аккуратно, что означает любовное и заботливое отношение к членам семьи. Автор рисует большие, занимающие практически весь лист фигуры. Шляпникова И. А. считает, что «большие фигуры рисуют импульсивные, уверенные в себе, склонные к доминированию дети» [11, с. 61].

В ходе процедуры диагностики рисунка мальчика А. (Рис. 2) было отмечено, что мальчик сначала отказался от предложенного задания, пояснив, что он не умеет рисовать и у него нет семьи. Данный факт может свидетельствовать о неудовлетворенности семейной ситуацией ребенка. Однако, впоследствии, изобразил семью из трех человек — сначала себя, а чуть позднее решил дорисовать маму и папу, тем самым показывая, важность собственной личности. Также можно заметить, что автор тщательнее прорисовывает свое изображение (лицо, руки, пальцы) показывая, что он считает себя основным членом семьи. «Подобное ощущение возникает на основе родительского отношения к ребенку... Они признают первостепенность его желаний, интересов и свою вспомогательную, второстепенную роль» [8]. Однако, первым персонажем слева мальчик изобразил маму, поэтому она для автора является самым значимым и близким человеком (в случаях линейного расположения самый значимый персонаж располагается самым первым слева) [5]. С мамой также у него существует более тесная связь. В свою очередь, папа кажется ребенку более могущественным. Родители разъединяются большим промежутком и фигурой автора, означая, что между ними существуют психологическая дистанция, конфликты или слабые эмоциональные связи. Рисунок показывает, что ребенка волнуют семейные конфликты, имеются проблемы в общении и сам он тоже тревожен. Об этом нам рассказали раскинутые в сторону руки изображенных людей, маленькие фигуры, длинные пальцы на руках. Заметим, что на рисунке мальчика у изображенных людей нет шеи и отсутствуют уши. Это значит, что в семье мальчика привыкли не учитывать мнение окружающих, а в жизни автора еще не сформировалась способность управлять своими чувствами и рационального контроля эмоций. Ребенку кажется, что «родители требуют от него большей способности управления своими эмоциями, чем в состоянии это сделать сами» [5]. По количеству изображенных пальцев на правой руке можно предположить, что по мнению ребенка родители больше способны влиять на внесемейную жизнь, чем на отношения в своем собственном доме [5]. Небрежность рисунка мальчика может свидетельствовать о неблагополучии в данной семье.

В результате интерпретации рисунка мальчика И. (Рис. 3), выявлено, что в сознании ребенка именно он «управляет» другими членами семьи, это следует из того, что свою фигуру мальчик поместил выше всех. Родителей он нарисовал рядом друг с другом, что говорит об их тесном психологическом контакте и эмоциональной связи. Себя же мальчик изобразил далеко от родителей и брата. Данный факт показывает, что близкие отношения с ними не сформированы. К тому же, между автором рисунка и родителями имеется преграда (полка), разделяющая их друг от друга, которая свидетельствует о проблемах в общении. В результате интерпретации рисунка также были выявлены признаки конфликтных отношений между сиблингами: расположение фигур детей в разных частях листа (автор в верхней части листа, брат — в нижней); изоляция фигур детей (автор ограничивает пространство, где находится брат с помощью дивана и подставки под цветок); разделение фигур сиблингов различными предметами или пространством (брата рисует далеко от себя, за диваном) [1]. На рисунке мальчика также можно отметить некоторые искажения в изображении человека. Так, все персонажи изображены без ушей, поэтому склонны игнорировать критику и то, что о них говорят другие. Стоит обратить внимание и на рот папы (выделен сильным нажимом, больше, чем у других членов семьи), который означает то, что ребенок опасается словесного воздействия, осуждения или угроз со стороны папы. Изображение предметов интерьера (дивана, полки, картины, подставки под цветок) дает понять, вокруг чего сконцентрирована эмоциональная жизнь семьи. То есть семья для него — эта комната. В. К. Лосева отмечает, что «изображение множества вещей говорит не о бедной эмоциональной жизни в семье, а о направленности эмоций на мир предметов, о потребности в стабильности и постоянстве эмоций» [5]. На рисунке автор изобразил себя близко к люстре (источнику света и тепла). В свою очередь, люстра является самым главным в эмоциональном мире ребенка, символом верховной власти, защиты и авторитета. Такое расположение говорит о том, что, мальчик в полной мере пользуется защитой и опекой, а также в данный момент получает достаточного внимания со стороны родителей.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, о том, что в рисунках детей отражается их видение окружающего мира, отношение к нему, а также представление о себе и своем месте в этом мире, которые определенным образом откладываются как в сознании ребенка, так и в бессознательном. Дети переносят на рисунок картину своего внутреннего мира. Следовательно, посредством рисунка он может рассказать о проблемах, которые не в состоянии выразить словами. Поэтому детский рисунок является действующим методом тестирования и способом коррекции отношений ребенка с окружающим миром. Таким образом, методика «Рисунок семьи» позволяет получить информацию о личных особенностях ребёнка, его душевном состоянии, определить его представления о себе и своем месте в социуме, увидеть семью глазами ребёнка и более детально рассмотреть детско-родительские взаимоотношения.

C:\Users\User\Downloads\20210317_151605.jpg

Рис. 1

C:\Users\User\Downloads\IMG-20210317-WA0000 (1).jpg

Рис. 2

.

Рис. 3.

Литература:

  1. Баранова О. Рисунок семьи // Журнал «Школьный психолог». — 2001. — № 29 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://psy.1sept.ru/ article.php?ID=200102917 (дата обращения 16.12.2022).
  2. Бодалев А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика. Психодиагностика [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/3889-bodalev-a.-a..-stolin-v.-v.-obshhaja.html (дата обращения 16.12.2022).
  3. Квасовка А. Ю. Рисунок семьи в изучении детско-родительских взаимоотношений [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ebooks.grsu.by/evrika2015/risunok-semi-v-izuchenii-detsko-roditelskikh-vzaimootnoshenij.htm (дата обращения: 16.12.2022).
  4. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки: [Пер. с англ.] / Р. С. Бернс, С. Х. Кауфман. — 2. изд., стер. — М.: Смысл, 2003. — 142 с.
  5. Лосева В. К. Рисуем семью Диагностика семейных отношений. Психодиагностика [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/page,5,3610-loseva-v.k.-risuem-semju-diagnostika-semejjnykh.html (дата обращения: 17.12.2022).
  6. Основы психологии. Практикум / Под ред.-сост. Столяренко Л. Д. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 576 с.
  7. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебник для вузов / Под общей редакцией Посысоева Н. Н. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2020. — 266 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://urait.ru/bcode/453135 (дата обращения: 18.12.2022).
  8. Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей. – Институт Психотерапии, 2008. — 224 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://schoolint24.ru/psy/literature/tejlor_ k-psikhologicheskie_testy_i_uprazhnenija_dl.pdf (дата обращения: 16.12.2022).
  9. Хоментаускас Г. Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений // Вопросы психологии. — 1986. — № 1. — С. 165–171.
  10. Шапарь В. Б., Шапарь О. В. Практическая психология. Проективные методики / В. Б. Шапарь, О. В. Шапарь. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 480 с.
  11. Шляпникова И. А. Проективные методы психодиагностики. Учебное пособие / Под ред. Е. Л. Солдатовой. — Челябинск: ЮУрГУ, 2005. — 71 с.
  12. Яценко Т. С. Основы глубинной психокоррекции: феноменология, теория и практика: Учеб. Пособ. / Т. С. Яценко. — К.: Вища школа, 2006. — 382 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, Лосево, методика, окружающий мир, отношение, процесс рисования, рисунок, родитель, член семьи.


Похожие статьи

Психологический климат в семье как фактор формирования полоролевой идентификации ребенка дошкольного и младшего школьного возрастов

В статье исследуется проблема влияния взаимоотношений родителей на психологическое состояние ребенка и на его дальнейшее развитие. Рассматриваются вопросы формирования полоролеой идентификации детей на основе создания в семье благоприятного эмоционал...

Теоретические аспекты психологической коррекции семейных отношений

В статье рассматриваются понятие и сущность семьи, психологической коррекции семейных отношений, причины возникновения проблем в супружеских отношениях, типы семейных взаимоотношений и этапы их развития. Также в работе рассмотрены наиболее популярные...

Психологические особенности влияния матери на формирование характера девочки-подростка

В статье рассматривается проблема роли матери в благополучном формировании характера девочки-подростка. Приведены результаты эмпирического исследования автора мнений кыргызских девочек-подростков по отношению к их матерям.

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме детско-родительских отношений. На основе проведенного исследования установлено, что на детско-родительские отношения сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и...

Влияние психологического климата в семье на психическое здоровье ребенка

Тема, рассмотренная в моей работе по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений. С каждым годом возрастает количество дете...

Влияние детско-родительских отношений на мотивацию и интеллектуальную сферу младшего школьника

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

Влияние особенностей семьи на формирование предрасположенности к компьютерной зависимости у подростков

В статье отражены результаты теоретического анализа особенностей семьи на формирование предрасположенности к компьютерной зависимости у подростков. К таковым особенностям отнесены: характеристики детско-родительских отношений, стилей воспитания, внут...

Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка

В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется внимание на важности развития семейного воспитания для становления взрослой личности.

Влияние взаимодействия со специалистами социально-психологической сферы на развитие и состояние несовершеннолетних осужденных в процессе отбывания наказания

В статье исследуется проблема подготовки специалистов социально-психологической сферы к взаимодействию с несовершеннолетними осужденными. Экспериментальным путем доказывается влияние взаимодействия специалиста социально-психологической сферы на форми...

Организация психолого-педагогического исследования и анализ результатов исследования по взаимодействию семьи и школы по успешной адаптации ребенка к обучению в школе

В статье автор исследует уровень адаптации первоклассников к обучению в школе.

Похожие статьи

Психологический климат в семье как фактор формирования полоролевой идентификации ребенка дошкольного и младшего школьного возрастов

В статье исследуется проблема влияния взаимоотношений родителей на психологическое состояние ребенка и на его дальнейшее развитие. Рассматриваются вопросы формирования полоролеой идентификации детей на основе создания в семье благоприятного эмоционал...

Теоретические аспекты психологической коррекции семейных отношений

В статье рассматриваются понятие и сущность семьи, психологической коррекции семейных отношений, причины возникновения проблем в супружеских отношениях, типы семейных взаимоотношений и этапы их развития. Также в работе рассмотрены наиболее популярные...

Психологические особенности влияния матери на формирование характера девочки-подростка

В статье рассматривается проблема роли матери в благополучном формировании характера девочки-подростка. Приведены результаты эмпирического исследования автора мнений кыргызских девочек-подростков по отношению к их матерям.

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме детско-родительских отношений. На основе проведенного исследования установлено, что на детско-родительские отношения сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и...

Влияние психологического климата в семье на психическое здоровье ребенка

Тема, рассмотренная в моей работе по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений. С каждым годом возрастает количество дете...

Влияние детско-родительских отношений на мотивацию и интеллектуальную сферу младшего школьника

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

Влияние особенностей семьи на формирование предрасположенности к компьютерной зависимости у подростков

В статье отражены результаты теоретического анализа особенностей семьи на формирование предрасположенности к компьютерной зависимости у подростков. К таковым особенностям отнесены: характеристики детско-родительских отношений, стилей воспитания, внут...

Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка

В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется внимание на важности развития семейного воспитания для становления взрослой личности.

Влияние взаимодействия со специалистами социально-психологической сферы на развитие и состояние несовершеннолетних осужденных в процессе отбывания наказания

В статье исследуется проблема подготовки специалистов социально-психологической сферы к взаимодействию с несовершеннолетними осужденными. Экспериментальным путем доказывается влияние взаимодействия специалиста социально-психологической сферы на форми...

Организация психолого-педагогического исследования и анализ результатов исследования по взаимодействию семьи и школы по успешной адаптации ребенка к обучению в школе

В статье автор исследует уровень адаптации первоклассников к обучению в школе.

Задать вопрос