Механизм правового регулирования (далее — МПР) — сложный и неоднозначный феномен, изучаемый общей теорией права. Сама идея о существовании МПР была выдвинута Н. Г. Александровым и получила свое дальнейшее развитие в трудах С. С. Алексева [1].
МПР традиционно воспринимается как набор юридических средств [2, с. 57], направленных на удовлетворение законных интересов субъектов правоотношений и (или) устранение препятствий, затрудняющих нормальное развитие последних [3, с. 108].
То, что МПР характеризуется как деятельность сближает его с политикой, которая как отмечалась выше тоже представляет собой деятельность государства. Фактором, подтверждающим высказанный тезис, служит динамизм, присущий как политике, так и МПР. В частности, как отмечает К. В. Шундиков, МПР — это динамически функционирующая система средств [2, с. 56]. Вместе с тем не стоит полностью отождествлять деятельность и политику, ибо юридическая деятельность — самостоятельная правовая категория и, что интересно, для юридической деятельности характерен МПР [4], а для политики, в том числе и правовой — нет!
Вместе с тем, указание на то, что данный феномен выступает в качестве правового позволяет говорить о «родственности» МПР и правовой политики.
По сути, право, МПР и правовая политика представляют собой синтез юридического опосредования общественных отношений.
Так, право (в рамках взятого за основу в настоящем исследовании) — это совокупность издаваемых и санкционируемых государством юридических норм.
В свою очередь первым элементом МПР всегда выступает норма права. Именно норма представляет собой типизированную модель поведения, в которой закреплен правила возможного и должного поведения субъектов.
Тем самым норма права закладывает основу правового регулирования и обуславливает иные стадии МПР. Однако МПР не будет эффективен, если сама норма права дефектна, не отвечает требованиям времени, не соответствует объективным реалиям, допускает пробелы или содержит коллизии. В данном случае востребована правовая политика, в частности, такая ее форма как правотворческая политика.
Именно правотворческая политика выступает фактором модернизации правотворчества [5]. Грамотная, прогрессивная, научно обоснованная правотворческая политика самым положительным образом сказывается на создании общеобязательных образцов поведения — нормах права. Подобное, бесспорно, влияет и на механизм правового регулирования, делая его уже на начальной, модельной стадии более совершенным.
Вторым элементом МПР следует считать юридические факты [6, с. 102]. Взаимосвязь юридического факта и правовой политики достаточно очевидна, ибо любая политика проявляется в реальности, базируется на реальной фактической основе. Правовая политика немыслима как сугубо теоретическое направление государственной деятельности. Юридические факты получают свою обработку и, соответственно, оценку именно в рамках правовой политики государства, которая сама, как отмечалось выше, представляет собой фактическую деятельность государства, опосредованную правом.
В еще большей степени подобное относится правовым отношениям, также выступающим элементом МПР. «Правоотношение является главным средством, которое позволяет определить, кто и как будет выполнять требования нормы права. В нем общая модель поведения конкретизируется применительно к субъектам, фиксируются их субъективные права и субъективные обязанности».
Как думается, именно относительно субъективных прав (право-поведение, право-требование, право-притязание, право-пользование) и корреспондирующих им обязанностей наиболее уместна «привязка» к правовой политике.
Последняя оказывает непосредственное воздействие на юридическое содержание правоотношений, ибо именно в ходе правовой политике, как только что было сказано при характеристике правотворческой ее формы.
Юридическое воздействие на реальное общественное отношение — вот в чем суть правовой политики, при проекции ее взаимосвязи с МПР.
Следующим этапом МПР идут юридические средства правореализационной политики, а точнее акты реализации прав и обязанностей.
Как известно, реализация права есть воплощение правовых норм в объективной реальной жизни, на практике. Когда речь идет о стадиях реализации права в МПР то затрагиваются такие стадии как: соблюдение, исполнение и использование.
Особой стадией реализации права считается применения права (правоприменение). Акт применения права традиционно воспринимается как факультативный элемент МПР.
Однако факультативность данной стадии никоим образом не снижает важности правоприменения. Ведь правоприменение — это властная деятельность специально уполномоченных субъектов, заканчивающаяся вынесением индивидуально значимого решения, воплощенного в акте применения права.
В свою очередь правовая политика — это тоже властная деятельность, основанная на праве. По нашему мнению, акт правоприменения есть финальная точка правовой политики.
При этом не стоит отождествлять правоприменение (точнее, вынесения акта правоприменения как стадии МПР) и правовую политику.
Дело в том, что акт применения права, реализуемый в МПР выполняет сугубо охранительную функцию, в то время как правоприменение как форма реализации правовой политики безусловно шире, связаны не только с правоохраной, но и с регулятивным воздействием, в котором необходимо властное решение компетентных субъектов.
На наш взгляд, проведенный анализ соотношения права, МПР и правовой политики самым убедительным образом подтверждает их органичную взаимосвязь, позволяющую считать выдвинутый выше тезис об уникальном синтезе названных категорий доказанным.
Согласно нашей точке зрения, схема здесь такова: 1) на основе права формируется и реализуется правовая политика; 2) МПР представляет собой совокупность элементов, позволяющих праву быть реализованным; 3) правовая политика не имеет МПР, поскольку сама представляет собой государственную деятельность, основанную на праве; 4) правовая политика способна воздействовать на МПР.
Воздействие правовой политики на МПР проявляется в первую очередь в двух направлениях: а) в правотворчестве, то есть при создании юридических норм; б) в правоприменении, то есть во властной деятельности, влекущей юридически обязательные последствия.
Этот алгоритм будет востребован во всех отраслях права и во всех разновидностях правовой политики, в том числе и конституционном праве и конституционной политики соответственно.
В контексте заявленной темы важнейшим направлением выступает изучение специфики конституционного МПР и, что не менее важно, влияния на него конституционной политики.
Здесь хотелось бы предложить такой термин: механизм конституционно-правового регулирования (далее — МКПР)
Надо сразу отметить, что сама по себе структура МКПР не имеет принципиальных отличий от набора элементов, входящих в МПР. В МКПР также присутствуют нормы права, юридические факты, правоотношение, акты реализации прав и обязанностей, а также (в необходимых случаях) — правоприменительные акты.
Однако, и в этом реально проявляется взаимосвязь конституционной политики и МКПР, характерные особенности указанной разновидности политики непосредственно влияют на рассматриваемый механизм.
Так, стратегический, всеобъемлющий характер конституционной политики детерминирует выход за рамки отрасли конституционного права. МКПР, и в этом его особенность, — это не просто механизм реализации норм конституционного права, а механизм конституционно-правового регулирования. Последнее гораздо шире, ибо может непосредственно затрагивать номы и иных отраслей права.
Например, процесс принятия и утверждения бюджета целиком и полностью регламентировано нормами финансового, налогового, бюджетного права и находится в рамках этих разновидностей правовой политики.
Однако именно Конституция РФ устанавливает общий порядок разработки и утверждения федерального бюджета.
Перечень подобных примеров, характеризующих важность МКПР можно продолжать до бесконечности. Самое главное, как думается, в понимании того, что МКПР включает в себя юридические нормы, классифицируемые М. И. Байтиным как исходные (отправные, учредительные) нормы. Специфика подобных норм, проецирующих свое воздействие и на нормы иных отраслей права, отражается и на других элементах МКПР. Так, правоотношения возникающие в процессе реализации МКПР носят исключительно публичный характер, ибо связаны с реализацией государственной власти. Юридические факты, детерминирующие появление, изменение, прекращение подобных отношений, во многом порождаются действиями органов власти.
В соответствии с этим, особенностью МКПР служит то, что акт применения права из факультативного элемента трансформируется в обязательный: вынесения акта применения права выступает в качестве обязательного при реализации государственной власти. При этом он выполняет не столько охранительную, сколь регламентирующую функции, что тоже подтверждает неординарность самого МКПР.
Таким образом, МКПР — это реализация в публичных правоотношениях конституционных и основанных на них норм, имеющих императивную природу и носящих отправной (исходный) характер, получающих свою окончательную конкретизацию в правоприменительной деятельности органов государственной власти.
Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы отметить следующее.
Право, правовая политика и МПР — важнейшие категории, обеспечивающие в своем синтезе юридическое воздействие на общественные отношения. Право — это статика, а МПР — динамика правового регулирования. Правовая политика связующий элемент между правом и МПР, обеспечивающий перевод юридических норм в реальное действие.
Наряду с общим МПР у каждой отрасли права, в том числе и конституционного имеется свой собственный отраслевой МПР.
МПР конституционных норм выходит за рамки конституционного права, задействуя в процессе реализации нормы и иных отраслей. Всеобъемлющий характер конституционной политики детерминирует широту правового охвата. В данной связи целесообразно использовать не термин «механизм правового регулирования конституционных норм, а «механизм конституционно-правового регулирования» (МКПР).
Особенностями МКПР выступает стратегическая направленность, императивный характер, включение в свой диапазон норм не только конституционного права, опора на исходные (отправные) нормы, императивность правоотношений, доминирование правоприменения над иными стадиями реализации права.
Совершенствование МКПР — основная задача конституционной политики. Благодаря конституционной политики, в МКПР обеспечивается уникальная возможность сочетания тактики и стратегии правовой регламентации, оптимизация правотворчества и правоприменения как основных элементах МКПР.
Важное значение для конституционной политики при ее воздействии на МКПР является толкование конституционных норм и разработка конституционной доктрины.
Литература:
- Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М.: Наука, 1966. 159 с.
- Шундиков К. В. Механизм правового регулирования: учебное пособие. Саратов: Сарат. гос. акад. права, 2001. 102 с.
- Тарановский Ф. В. Учебник энциклопедии права. СПб.: Лань, 2013. 537 с.
- Гальчук Р. Л. Механизм правового регулирования пограничной деятельности: военно-теоретическое исследование. Ростов н/Д: Юг, 2012. 165 с.
- Мазуренко А. П. Правотворческая политика как фактор модернизации правотворчества в России: автореф. дис. д-ра юрид. наук. Саратов, 2012. 57 с.
- Малько А. В., Шундиков К. В. Цели и средства в праве и правовой политике. Саратов: СГАП, 2003. 271 с.