Статья посвящена вопросу развития монологической речи обучающихся посредством использования информационных технологий.
Ключевые слова: английский язык, интерактивная доска, учебно-творческая деятельность, учебный процесс, изучение языка, урок.
Человечество живет современном мире — в век информационных технологий. В настоящее время сложно представить свою жизнь без телефонов, компьютеров и прочих гаджетов, которые помогают и упрощают жизнь людей каждый день. У каждого человека есть гаджет, который он носит с собой, где бы он ни был. Все это — значительно упрощает жизнь человека. Больше не нужно идти на почту, стоять в очереди огромное количество времени, заполнять бумаги, чтобы отправить письмо родственникам в другой город. Сейчас, достаточно просто взять свой смартфон в руки, написать сообщение, выбрать получателя и нажать кнопку «отправить».
Так же, информационные технологии используются и в научных целях. Огромное количество книг хранится в электронном формате, и человек может получить нужную информацию, просто написав автора книги в интернете.
Информационные технологии широко используются и в лингвистической сфере. Словари, переводчики, форумы и еще огромное количество сайтов, которые направлены на повышение знания английского языка — все это помогает людям, которые учат иностранный язык, быстрее понять и освоить то, что им непонятно.
На уроке самым привычным инструментом для изучения иностранного языка является учебник. Применение ИТ на уроках иностранного языка может помочь дополнить и разнообразить учебный процесс.
Существуют различные виды ИТ, применение которых помогает интенсифицировать образовательную деятельность, повысить качество изучаемого материала и воплотить в жизнь принцип наглядности. В наше время наиболее популярными видами ИТ являются готовые электронные продукты, презентации, интерактивные доски и различные Интернет-ресурсы.
Одним из наиболее популярных видов ИТ является презентация. Презентация — это форма демонстрации материала с помощью слайдов, на которых могут быть показаны таблицы, схемы, рисунки, фото и видеоматериалы. Н. В. Маханькова и Л. В. Мокрушина выделяют следующие принципы, определяющие эффективность презентации в процессе изучения иностранного языка:
Принцип инновационности. Подразумевает согласование иноязычного образовательного процесса с формированием у человека готовности принимать и реализовывать новые стратегии и тенденции развития педагогической науки.
Принцип активности учебно-творческой деятельности. Данный принцип характеризуется единством преобладающей роли учителя и творческой самостоятельности учащихся на основе образа творческой учебной деятельности, предполагает единство обучения и творчества учащихся в процессе обучения. В результате такого обучения, обучающиеся демонстрируют любознательность, импровизацию и потребность в творчестве.
Принцип образовательной рефлексии. Учебно-творческая деятельность сопровождается рефлексивным осознанием субъектов образовательного процесса. Рефлексивная позиция студента проявляется как критическое мышление предмета учебной деятельности, предполагает определение личных целей обучаемого, таких как выбор индивидуальной образовательной траектории, как обзор, оценивание и многовариантное решение учебно-творческой деятельности. задачи, что приводит к самоутверждению и осознанию собственной эффективности.
Принцип творческой продуктивности обучения. Согласно этому принципу основным ориентиром обучения является личностный образовательный рост студента, внешний творческий образовательный продукт и образ удовлетворенной потребности в творческой деятельности.
Таким образом, перечисленные принципы отражены как в содержании, так и в методах, формах и приемах учебной и творческой деятельности студентов. Реализация этих принципов в практике обучения иностранному языку с использованием презентации позволяет интенсифицировать учебный процесс на иностранном языке, овладеть информационными и профессионально-творческими навыками, развить студента как творческую личность с особым стилем деятельности и мышление, стремление к самосовершенствованию в своей профессиональной деятельности [4, с. 24].
Следующим видом ИТ являются интерактивные доски.
Интерактивная доска — это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор.
В интерактивной доске соединяются технологии демонстрации материала с сенсорным устройством. Такая доска позволяет добиться большей наглядность на уроках иностранного языка. Со всеми отображенными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока.
Интерактивная доска позволяет осуществлять: активное комментирование материала, выделение, объяснение, добавление дополнительной информации с помощью электронных маркеров.
Возможности интерактивной доски позволяют школьникам понять, что все современные технологии можно успешно применять в процессе обучения. С их помощью развивать творческие способности. Интерактивные доски обеспечивают лучшие условия для обучения школьников аудированию и говорению, в итоге повышают эффективность усвоения материала на уроках иностранного языка.
Также использование интерактивных досок на уроках, способствует концентрации внимания учеников исключительно на учителе, что позволяет сохранять постоянный контакт с классом, а также экономить драгоценное время урока.
Учителю интерактивная доска дает следующие преимущества:
— Передавать информацию из центра класса тем самым всегда быть во внимании учеников;
— Возможность для раскрытия творческого потенциала, можно делать записи поверх любых приложений;
— Сокращение времени на занятии. Интерактивная доска позволяет быстро сохранять и распечатать демонстрируемый материал, даже если в него были внесены правки во время занятия;
— Дает возможность применения новых методик обучения.
Преимущества интерактивной доски для учащихся заключаются в следующем:
— Повышение интереса на занятиях и развитие мотивации в изучении иностранного языка;
— Обеспечивает более яркую и динамичную подачу материала;
— Позволяет визуализировать учебный материал, что способствует лучшему усвоению материала;
Таким образом, используя такую доску, можно комбинировать проверенные методы и приемы работы с доской с рядом интерактивных и мультимедийных возможностей.
Третьим видом ИТ являются Интернет-ресурсы.
Как уже было сказано выше, информационные технологии значительно упрощают жизнь людей в наше время. Также, это относится и к изучению языков. На данный момент существует огромное количество сайтов, которые помогают людям изучать язык. Это такие сайты, как: BBC Learning English, LinguaLeo, Englishtown, СловоУч и т. п.
Подобные информационные технологии имеют огромный потенциал, ряд возможностей и преимуществ, в сравнении со стандартной литературой (книги, тетради, методички и т. д.). Такие сайты очень удобны и эргономичны, а самое главное-бесплатны. Человек может сам выбрать ту тему, которая ему интересна, которую ему необходимо повторить или изучить с нуля. Также, он может воспользоваться десятками подготовленных упражнений по этой теме, с помощью которых можно закрепить свои знания.
Также существуют отдельные приложения, например: Tandem, HelloTalk и другие, с помощью которых люди могу находить себе собеседников и носителей языков по всему миру и общаться с ними в режиме online на любые темы. Подобные приложения являются отличными помощниками при изучении языка. При выборе собеседника, как правило, человек будет общаться на языке обучаемого вами языка, потому что собеседник банально может не знать русского. Так же, это отличная возможность лучше всего узнать самые актуальные фразы, идиомы, выражения и сокращения в изучаемом языке. Так как никто, кроме носителя, не может знать это лучше, потому что он говорит и слышит этот язык каждый день. Одним из самых главных факторов является то, что разговор с носителем языка отлично помогает преодолеть языковой барьер.
Раньше у учеников не было возможности послушать речь носителя языка, так как, в большинстве случает, для этого нужно было посетить страну изучаемого языка.
В наши дни в школах ученикам часто предлагается прослушать запись текста, диалога или монолога на английском языке, которая записана самим носителем языка. Подобные записи также имеют огромный ряд преимуществ, например:
1) Ученики могут понять и улавливать интонацию в речи. Интонация в английском имеет очень важное место. Именно поэтому это является отличной возможностью понять интонацию в речи.
2) Следующим, не менее важным аспектом, является акцент. Большинство людей, которые изучают язык, не могу избавиться от акцента родного языка, что часто является отягощающим фактором. При прослушивании записи носителя языка вы сами можете исправить себя и понять, а где вы допустили ошибку.
Благодаря сети Интернет, учащиеся развивают множество навыков:
— Поиск конкретной информации и систематизирование ее по признакам;
— Выделение главного в информационном сообщении;
— Способность видеть информацию в целом, а не фрагментарно.
Социальные сервисы сети Интернет также можно использовать для повышения уровня знаний иностранного языка. Благодаря огромному количеству аудио — и видеоматериала на иностранном языке обучающийся может познакомиться с культурными традициями, менталитетом, услышать акцент и т. д. Кроме того, Интернет позволяет наладить прямое общение с носителями языка и культуры, что во многом дает возможность успешно развить навыки говорения.
К социальным сервисам относятся Facebook*, Instagram*, YouTube и др.
YouTube выступает прекрасным источником изучения языка, так как этот сервис хранит в себе огромное количество видеоматериала для самостоятельного изучения языка. Методист О. И. Барменкова определяет видеофильм как аудиовизуальное дополнение на уроке иностранного языка [1, с. 20]. С другой стороны, Н. Ф. Коряковцева рассматривает видеофильм как средство наглядности для более полной подачи материала [2, с. 79]. Таким образом, демонстрация видеофильма в контексте урока иностранного языка позволяет сделать материал нагляднее, для лучшего понимания и усвоения ученикам каких-либо знаний и принимает и обучающую сторону, т. е. функциональную. Данную точку зрения выражает также О. И. Масленикова в своей работе «Интерактивные обучающие видеофильмы» [3, с. 79].
В YouTube можно найти ролики, которые направлены на объяснение всей грамматики английского языка, видеоматериалы, которые записаны носителями языка, при просмотре которых можно потренировать навыки аудирования, а также понимания английской речи на слух, в целом.
В наше время Instagram* является очень популярной социальной сетью. Ежедневно ей пользуются миллионы человек. Именно поэтому Instagram* выступает отличной платформой для виртуального общения с людьми, в том числе и англоговорящими. Здесь не важен ваш уровень знания английского языка, потому что в почти во всех постах присутствуют картинки, фотографии или видеоматериалы. С другой стороны, большинство таких постов сопровождаются письменным описанием, благодаря которому, человек может улучшить свои навыки понимания иностранного языка и быстрее выучить новые слова.
Также, в Instagram* существует много аккаунтов, которые направлены на помощь в изучении языка. Например BBC Learning English. Это отличный, а самое главное бесплатный аккаунт, с помощью которого можно подтянуть ваш уровень знания английского языка. Там часто публикуются посты с заданиями, где предлагается дать верный ответ в комментариях или написать в личные сообщения аккаунта. Помимо этого, они часто выкладывают Stories, где можно, в игровой форме, подобрать правильные варианты к слову или выражениям, попытаться узнать ту или иную достопримечательность или даже город. Все это отлично тренирует владение лексикой, знание грамматики, а также аудирования.
Facebook* также является популярной социальной сетью, которой пользуются миллионы людей по всему миру. На Facebook* существует большое количество личных страниц и сообществ, которые могут помочь людям лучше изучить английский язык.
Также можно выкладывать посты на свою личную страницу, описывая свой день и то, что произошло на английском языке. Можно посвятить несколько вопросов своим подписчикам, которые могут ответить в комментариях. Это отличный способ практики английского языка.
Если человек недавно был заграницей и нашел там несколько новых англоговорящих друзей — он может добавить их в «друзья» в Facebook*. Это даёт возможность оставаться на связи со своими друзьями почти в любое время дня и ночи, переписываться на английском языке, а также, есть возможность начать online-звонок. Таким способом, можно вживую практиковать английскую речь и разговаривать с друзьями на те темы, которые интересны человеку.
Стоить отметить, что у Facebook* есть проверка орфографии. Если человек ошибается при наборе текста, Facebook[*] автоматически исправит это слово на правильное. Это также хорошо помогает запомнить новую лексику и увеличить словарный запас.
Таким образом, можно сказать, что в наше время, социальные сети являются отличным помощником в изучении английского языка. В социальных сетях можно общаться с вашими друзьями на английском языке, проводить онлайн-звонки и многое другое. Помимо этого, существует множество сообществ, где можно задавать вопросы носителям языка, подтянуть грамматику или лексику или просто узнать что-то новое из английского языка.
При обучении монологической речи на уроках английского языка в начальной школе также используются современные методы обучения. Например, онлайн-доска «Миро» поможет учителю и обучающимся организовать учебный процесс в интерактивной форме, повысить уровень понимания темы и закрепления лексического и грамматического материала. Презентации помогут ученикам составить монолог с опорой на слайды, изображенные на полотне. Это могут быть изображения или небольшой отрывок из самого монолога ученика.
Исходя из вышесказанного, информационные технологии являются неотъемлемой частью нашей жизни. Люди пользуются ими каждый день. Информационные технологии открывают неограниченные возможности в изучении английского языка. Различные видеоролики, презентации и аудиотексты — все это значительно упрощает изучение английского языка и делает этот процесс более приятным и интересным. Огромное количество социальных сетей, где люди могут общаться на английском языке, проводить онлайн-конференции или просто описывать свою повседневную жизнь на английском языке. Подобные технологии улучшают качество изучения английского языка и делают их более эргономичными.
Литература:
- Барменкова О. И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи [Текст] / О. И. Барменкова // Иностранные языки в школе. — 1999. — № 3 — С. 20–25.
- Коряковцева, Н. Ф. Теория обучения иностранным языкам. Продуктивные образовательные технологии [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Н. Ф. Коряковцева. — М.: Академия, 2010. — 192 с.
- Масленикова, О. И. Интерактивные обучающие видеофильмы [Текст] / О. И. Масленикова // Телекоммуникации и информатизация образования. — 2006. — № 5. — С. 63–65.
- Маханькова Н. В., Мокрушина Л. В. Мультимедийная презентация в иноязычном образовании: учеб. пособие / под ред. Т. И. Зелениной. — Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012. — 125 с.
[*] Instagram и Facebook, продукты компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России.