Проведение реконструкции исторических событий на уроках истории как эффективный способ формирования у учащихся коммуникативных компетенций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (449) январь 2023 г.

Дата публикации: 09.01.2023

Статья просмотрена: 540 раз

Библиографическое описание:

Жукова, Л. Ф. Проведение реконструкции исторических событий на уроках истории как эффективный способ формирования у учащихся коммуникативных компетенций / Л. Ф. Жукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 451-452. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98682/ (дата обращения: 18.12.2024).



В настоящее время обучению истории в школе уделяется немало внимания, не потому что исторические дисциплины приходится сдавать выпускникам. Знание истории дает возможность быть грамотным человеком, с развитым мышлением, умеющим логично рассуждать, анализировать ход событий, представлять собой личность, с которой интересно общаться.

4 ноября 2022 года Президент России В. В. Путин на встрече с историками и представителями традиционных религий России сказал, что необходимо иначе подходить к преподаванию истории: излагать коротко и интересно…. В нашей стране катастрофически не хватает популяризации истории, и граждане соскучились по настоящим знаниям».

С таким верным решением невозможно не согласиться, так как цель предмета истории заключается в накоплении знаний о тех или иных исторических событиях, сформулированных на базе целостного анализа имеющихся фактов и исторических документов. Привить интерес к изучению истории и сформировать коммуникационные компетенции возможно благодаря активному использованию в учебном процессе метода исторической реконструкции.

Историческая реконструкция представляет собой, с одной стороны, восстановление внешнего вида и конструкцию объекта, основанных на сохранившихся фрагментах, несущих историческую информацию о событиях, процессах. С другой стороны, историческая реконструкция представляет собой вид деятельности, направленный на воссоздание исторических событий, процессов. Говоря кратко, проведение реконструкции исторических событий создает атмосферу глубокого погружения в исторические реалии конкретной эпохи, в интересующую историческую обстановку, помогает ощутить эмоциональную обстановку исторического времени.

По мнению российского ученого Ю. Лотмана, реконструкция исторических событий позволяет из хаотичности, представленной простому наблюдателю, организовать исторически структурированную картину. Этот процесс можно представить таким образом. Объект интерпретации, возникает, по сути, на заключительной фазе фактографического этапа, а теоретические обобщения опираются на имеющиеся исторические источники, порождают созидательный момент реконструкции явления, факта, события. Кроме того, историческое прошлое можно интерпретировать. Это необходимо для понимания мотивов действий исторических персонажей. Проникая в ту или иную эпоху, время, мир, реконструкция позволяет провести эмоционально-личностную идентификацию конкретного человека.

Не вызывает сомнений в том, что историческая реконструкция как метод обучения достаточно перспективен для изучения исторических дисциплин, так как способствует формированию у учащихся коммуникативных компетенций, которые активно задействованы в расширении умений ставить научные цели, решать проблемы и глубоко изучать наиболее интересующий вопрос.

Отечественный ученый Ю.Рождественский писал «История общества показывает, что процветание обществ зависит не от экономики и техники и даже не от культуры общества, а от культуры слова общества». С таким мнением мы солидарны, опираясь на многолетний педагогический опыт. Современные школьники не всегда могут четко излагать свою мысль, выражать эмоциональное состояние конкретного исторического героя, поэтому не могут прочувствовать и принять эпоху, которая изучается на уроке. Это связано со скудостью речи, недостаточной уверенностью в себе и не умением аргументировано отстоять свое мнение. В педагогической литературе отмечается дефицит живого общения, что является острой проблемой развития высокого уровня коммуникативных умений среди субъектов общения. Между тем необходимо понимать, что под коммуникативной компетенцией понимается владение лингвистической компетенцией, знание сведений о языке, наличие умений соотносить языковые средства с задачами и условиями общения, понимание отношений между собеседниками, умение организовывать общение с учетом социальных норм поведения и коммуникативной целесообразности.

Реконструкция исторических событий на уроках истории позволяет ученикам развивать свои коммуникативные способности. В рассмотрении поставленной исторической проблемы на уроке активнее развиваются природные задатки человека в общении, активизируется коммуникативная производительность. Анализ исторических событий, соотношение с другими фактами, способствует накоплению не только исторических знаний, но и коммуникативных. Отметим, что коммуникативные знания представляют собой знания об общении как действии, ее законах, видах, фазах. Коммуникативные знания ускоряют процесс развития личностных коммуникативных умений, при этом выявляя наиболее эффективные методы общения. Как показывает практика, у успевающих учеников относительно высокий уровень коммуникативных умений. Обладая коммуникативными умениями человек не испытывает проблем в общении с другими людьми в различных видах деятельности.

На уроках истории энергичное и целенаправленное общение способствует не только повышению качества учебного процесса, но и расширению кругозора ученика. Он более способен к поиску нестандартных способов решения исторических и коммуникативных задач. Кроме того, увеличение словарного запаса, объема высказываний, различных точек зрения ученых относительно конкретного исторического события или исторического персонажа, оказывает непосредственное влияние на выработку гибкости и мобильности способов действий, в том числе при переходе к творческой деятельности.

Если ранее в исторической школьной образовательной среде акцент был сделан исключительно на академические и энциклопедические познания выпускника, то требования времени к современному школьнику претерпели определенные изменения. Например, изучая эпоху дописьменной истории человечества, реконструкция как метод позволит школьникам погрузиться в то время, о котором имеются минимальные предметы материальной культуры. Возникают логические затруднения, рождается проблема, которая может быть рассмотрена на уроке истории путем проведения научного эксперимента. В этом случае можно стимулировать процесс развития коммуникативных компетенций, которые включают в себя основные исторические понятия, хронологические рамки, описание событий и их повествование. Историческая реконструкция развивает умение рассуждать и предполагать, анализировать и систематизировать материал, устанавливать межпредметные связи, находить и обосновывать выводы и доказательства.

Несколько слов стоит сказать об использовании на уроках истории текстовой, звуковой графической информации для реконструкции исторического события на уроке. Применение информационно-коммуникационных технологий способствует развитию познавательной активности, индивидуализирует процесс обучения и, в нашем случае, позволяет прибегнуть к компьютерному моделированию исторического события. Данный подход делает обучение увлекательным и познавательным, направлен на развитие коммуникативных компетенций, развивает способности вступать в общение с целью быть п о нятым.

Таким образом, проведение реконструкции исторических событий на уроках истории позволяет школьнику не зависимо от уровня имеющихся исторических знаний понять человека из прошлого, проанализировав его ситуацию и изучив факты, выработать собственное мнение к иной культуре и иному образу мышления, сформировать интерес к истории при этом повысив свой уровень коммуникативной культуры.

Литература:

  1. Передовой опыт — достояние всех. Сборник методических разработок по истории и обществознанию. Вып. 9. — Уфа: ИРО РБ, 2017.
  2. Стрелова О. Ю., Вяземский Е. Е. История в проектах: педагогическое сопровождение. М.: Русское слово, 2021.
Основные термины (генерируются автоматически): историческая реконструкция, урок истории, историческое событие, событие, высокий уровень, знание, общение, проведение реконструкции, процесс развития, реконструкция.


Похожие статьи

Развитие коммуникативных компетенций на уроках истории и обществознания как средство формирования личностных результатов школьников (обобщение опыта)

Внедрение новых педагогических технологий на уроках химии как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся

Использование проектной деятельности как средство развития у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира

Использование проектной методики как средства развития творческих способностей обучающихся на уроках математики

Интерактивная карта как средство развития историко-пространственных представлений у учащихся на уроках истории

Тренинг личностного роста у старшеклассников как средство формирования успешного профессионального самоопределения

Формирование познавательных компетентностей у младших школьников через различные виды упражнений на уроках литературного чтения

Интерактивный плакат на уроках информатики как средство формирования учебно-познавательных компетенций обучающихся

Исследование уровня креативности старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения как основание для апробации коррекционно-развивающих мероприятий по воспитанию креативного сознания

Внедрение в образовательный процесс активных и интерактивных форм проведения занятий по химии в целях достижения положительной динамики при формировании когнитивных, общих и профессиональных компетенций обучающихся

Похожие статьи

Развитие коммуникативных компетенций на уроках истории и обществознания как средство формирования личностных результатов школьников (обобщение опыта)

Внедрение новых педагогических технологий на уроках химии как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся

Использование проектной деятельности как средство развития у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира

Использование проектной методики как средства развития творческих способностей обучающихся на уроках математики

Интерактивная карта как средство развития историко-пространственных представлений у учащихся на уроках истории

Тренинг личностного роста у старшеклассников как средство формирования успешного профессионального самоопределения

Формирование познавательных компетентностей у младших школьников через различные виды упражнений на уроках литературного чтения

Интерактивный плакат на уроках информатики как средство формирования учебно-познавательных компетенций обучающихся

Исследование уровня креативности старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения как основание для апробации коррекционно-развивающих мероприятий по воспитанию креативного сознания

Внедрение в образовательный процесс активных и интерактивных форм проведения занятий по химии в целях достижения положительной динамики при формировании когнитивных, общих и профессиональных компетенций обучающихся

Задать вопрос