Актуальность обозначенной темы заключается в нововведениях, происходящих в современной образовательной системе. Именно они оказывают влияние на социально-экономическую сферу жизнедеятельности общества. Внедрение новаций, являющихся системообразующим фактором в геополитике и макроэкономике, находит свое отражение в образовании как социальном институте, готовя ребенка к профессиям будущего.
Понимание смыслового содержания педагогических технологий, анализ и интеграция в образовательную систему, будет способствовать, по мнению известного социолога ХХ века К. Мангейма, «созданию условий, положительно влияющих на происходящие процессы в экономике, социальной сфере, политике». Поэтому основная задача педагогов в начальной школе акцентировать внимание на формировании расширенных знаний детей посредством применения современных образовательных технологий. Такой подход повышает эффективность использования учебного времени за счет активности учеников. Они обсуждают проблемную ситуацию, высказывают свою точку зрения, предлагают свои варианты. Стимуляция своей познавательной активности, приведет к непрерывному поиску знаний и достижению ситуации успеха.
Важно отметить, что выступая 4 декабря 2020 года на международной онлайн-конференции Artificial Intelligence Journey (Al Jorney) Президент РФ В. В. Путин особо отмечал необходимость развития и применения инновационных технологий в образовании. Благодаря этим достижениям были представлены на международном рынке в сфере искусственного интеллекта российские разработки. Это очередной раз доказывает, что современному российскому обществу, находящемуся на пороге глобальных изменений, необходимо выполнять социальный заказ, направленный на обучение школьников с использованием современных педагогических технологий.
Отечественный педагог Б. Т. Лихачев считал, что «педагогическая технология» — это совокупность психолого-педагогических приемов, методов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструмент педагогического процесса, который реализуется в технологическом процессе». С этим мнением невозможно не согласиться.
Наиболее востребованными видами образовательных технологий в начальной школе являются: информационно-коммуникативные, развития критического мышления, развивающего обучения, проектная технология, здоровьесберегающая, проблемно-модульная, игровая, кейс-технология, интегрированного обучения, педагогического сотрудничества, технология уровневой дифференциации и др. Стоит кратко остановиться на некоторых из них, для того, чтобы объяснить их своевременность и эффективность применения в образовательном процессе.
Технология проблемного обучения направляет обучающихся к осмыслению учебного материала, развивая критическое, теоретическое и наглядно-действенное мышление. У ученика формируется умение подбирать инструментарий учебно-исследовательской деятельности. Постепенно складывается представление о моделировании учебной ситуации. Такой творческий подход в обучении стимулирует стремление к появлению собственного представления о ценностном отношении к проблеме. Существенной деталью этой технологии является признание окружающими личного мнения. Развивается и укрепляется коммуникативно-диалоговые способности. При этом существует запрет на критику или негативное высказывание в ходе данного вида обучения. Погружение обучающегося в познавательный процесс, связано с психологическим развитием, имеющимся жизненным опытом и интеллектуальным развитием.
Значимость применения технологии проблемно-модульного обучения заключается в развитии теоретического и эмпирического мышления, самостоятельности в выборе варианта обучения в зависимости от его индивидуальных возможностей. Если ученики слабые, то для них хороший вариант обучения без проблемного и углубленного изучения материала, только на базовом уровне. Это так называемый воспроизводящий уровень. Для обучающихся, которые могут усваивать программный уровень, предлагается чуть измененный вариант на так называемом конструктивном уровне. Обучающиеся, которые отличаются высоким уровнем познания и развитыми способностями, проходят обучение усложненного уровня и овладевают сверхпрограммными знаниями.
Существенным элементом технологии проектного обучения стоит отметить решение задач познавательного и практического характера. В процессе обучения, образуются группы, которым приходится формулировать гипотезу. Это указывает на исследовательский характер работы. Сбор информации, необходимый для подтверждения или опровержения гипотезы, помогает развивать умения, анализировать и синтезировать, наблюдать и обобщать.
О технологии развития системного мышления скажем, что у школьников формируются творческие способности. Осуществляемая деятельность нацелена на повышение уровня мотивации в познании. Приобретается личностно-смысловое восприятие процесса.
Технология критического мышления заключается в умении выражать свое мнение, независимо от авторитетности заявленного суждения. Если сказать кратко, то не стоит любое изречение принимать на веру, но при этом данная технология не ориентирована на выявление только негативных фактов или явлений. Развитие критического мышления в процессе обучения способствует формированию опыта и рождению новых вопросов, аргументации своей позиции и принятии самостоятельного решения.
В процессе обучения данной технологии формируется уважительное отношение к участникам деятельности, рассматриваются разные взгляды и точки зрения, которые вполне возможно, не всегда совпадают с твоим представлением. Технология критического мышления представляет собой поэтапную реализацию: вызов, осмысление, чтение с пометками, рефлексия и домашнее задание. Для оценивания деятельности обучающегося применяется следующий алгоритм показателей: оценка (где ошибка?); диагноз (в чем причина?); самоконтроль (имеются недостатки?); критика (согласны ли вы? ваши аргументы?); прогноз (сформулируйте прогноз).
Игровые технологии. Играть любят все и дети, и взрослые. Игровая форма занятий имеет значимый признак — это обучение и получение результата, при этом имеется дидактическая цель, учебный материал и средства. Например, деловая игра может быть представлена имитационной, операционной, ролевой игрой и театрализацией. Кроме того, существует характеристика модификаций деловых игр.
Имитационная игра представляет собой муляж деятельности людей, каких-либо событий. Создается подобие обстановки, описывается структура имитируемых процессов.
Операционная игра помогает отработать определенный процесс, который моделируется и обыгрывается. Создаются условия, приближенные к реальности.
Ролевые игры направлены на определение поведенческого механизма в конкретных условиях. И тогда все участники игры выступают в своем амплуа. Все игры тщательно продумываются и планируются.
Перечень педагогических технологий обширен, но опытный педагог знает, что между собой они тесно взаимосвязано и выберет такие, которые позволят успешно реализоваться каждому ученику. Таким образом, педагогически и методически грамотное использование педагогических технологий в процессе обучения в начальной школе, не только приносит школьнику удовлетворение и мотивирует на дальнейшее познание, изучение, самосовершенствование, но и является средством повышения качества образования в современной школе.
Литература:
- Мангейм К. Диагноз нашего времени. — М.: Юрист, 1994.
- Стенограмма выступления Путина на конференции по искусственному интеллекту [Электронный ресурс]: http://prezident.org/tekst/stenogramma-vystuplenija-putina-na-konferencii-po-iskusstvennomu-intellektu-04–12–2020. (Дата обращения 05.11.2022).