Развитие и продвижение продуктов онлайн-образования на российском рынке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №2 (449) январь 2023 г.

Дата публикации: 08.01.2023

Статья просмотрена: 247 раз

Библиографическое описание:

Чернышева, А. М. Развитие и продвижение продуктов онлайн-образования на российском рынке / А. М. Чернышева, И. С. Савченков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 209-211. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98689/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассматриваются рынок онлайн-образования в России, история его развития как новой тенденции во всемирном образовании и перспективы развития рынка в целом как отдельной отрасли в условиях ухода лидеров с рынка, а также эффективность методов продвижения образования в интернете. Методы исследования: изучение актуальных исследований и тематической литературы, проведение собственного исследования и анализ его результатов, анализ экономической и маркетинговой ситуации на российском рынке онлайн-образования. Актуальность работы заключается в важности освещения обозначенных вопросов, требующих профессионального решения со стороны российских предпринимателей, экономистов и маркетологов.

Ключевые слова : онлайн-образование, история развития рынка образования, тенденции развития онлайн-образования, перспективы онлайн-образования в России, развитие интернет-продвижения, интернет-маркетинг, маркетинг в условиях иностранных санкций

Внедрение технологий в важнейшие для стран отрасли сейчас является одним из главнейших экономических и социальных трендов. Отрасль образования не исключение — зачатки дистанционного обучения начали появляться в России еще в 2005 году, когда страна вышла на международный уровень в сфере программ дистанционного образования, после объявления AdvancedDistributedLearning о завершении испытаний российской системы онлайн-обучения.

Само по себе дистанционное обучение представляет собой получение знаний без непосредственного контакта обучающегося с педагогом и с использованием информационных технологий.

Однако, до пандемии COVID-19 никто повсеместно не применял программы онлайн обучения, только после объявления Правительства РФ о самоизоляции школы и ВУЗ-ы начали внедрять дистанционные форматы передачи теоретических и практических знаний. Более того, начала активно развиваться система обучения онлайн на определённую профессию, без получения высшего образования.

Если говорить о мировом рынке образования, то по примерным оценкам исследователей Высшей Школы Экономики на 2021 год он составляет около 5 триллионов долларов, из которых рынок онлайн образования составляет примерно 3 %, или 165 миллиардов долларов. Притом рынок стремительно растет и развивается, ежегодный прирост составляет от 5 до 15 %.

Российский образовательный рынок не отстаёт от мировых трендов: по оценкам ВШЭ, на 2016 год он имел объём в 1,8 триллиона рублей, из которых 1,1 % (20,7 млрд рублей) приходился на онлайн образование. В 2021 году рынок вырос до 2 триллионов рублей, а доля онлайн образования стала составлять уже 2,6 % (53,3 млрд рублей)

С момента начала развития образования в интернет-сфере произошло множество изменений, в первую очередь, это касается рынка, его величины и структуры.

Ранее онлайн-образование не обсуждалось на уровне частного бизнеса, его развитием занимались государственные учреждение, такие как школы. Сам рынок был совсем небольшого размера и практически все учащиеся учебных заведений даже не слышали о возможности обучаться дома.

Ситуация изменилась на 180 градусов с приходом коронавирусной инфекции в Россию в начале 2020 года. Правительство объявило о закрытии школ и ВУЗ на дистанционный формат. С этого момента началась эпоха скорейшего развития онлайн образования и переход учебы на другой формат.

Учебные заведения не были готовы к локдауну, и им пришлось в срочном порядке создавать платформы для обучения через интернет компьютера или телефона. Такой формат работы очень понравился студентам и школьникам по всей России, это увидели предприниматели из крупных компаний и начали создание платформ по онлайн обучению.

Теперь Россия вместе с остальным миром идёт по тропе омниканальности в сфере образования, причем не только для школьников и студентов, но и для работающих лиц для повышения конкретных навыков и специальностей. Если профессионал своего дела нуждается в освоении новых навыков для работы на новой должности, ему теперь не обязательно испытывать транспортные издержки в виде поездки на внерабочие семинары по повышению квалификации; достаточно просто открыть программу в телефоне и слушать курс по дороге или непосредственно дома.

Важно отметить, что рынок изменился не только для потребителей знаний, но и для тех, кто это знания «поставляет». Многие преподаватели начали работать из дома, например, во время болезни или при невозможности выехать из дома. Более того, многие частные преподаватели, занимающиеся репетиторством, смогли увеличить свой доход и помочь многим обучающимся: если раньше репетиторов Россияне находили «по знакомству», то теперь любой преподаватель может выложить своё резюме на специализированный сайт, например, Profi.ru, и дожидаться первых заказов на предоставляемые услуги.

Из-за высокого роста популярности онлайн-курсов в последние пару лет компании-лидеры смогли внедрить эффективные методы лидогенерации (привлечение клиентов). Маркетинговое агентство impulse.guru в своей статье рассказывает о 20 лучших методах для продвижения онлайн-образования. Лучшие из них — контекстная реклама, таргетированная реклама, SEO-продвижение, публикации на тематических сайтах и реклама в Telegram-каналах.

Я решил провести собственное исследование о методах продвижения, взяв потенциальную целевую аудиторию онлайн-образования — студенты 2–3 курса направлений маркетинг и менеджмент (входят в топ 5 направлений по популярности онлайн-обучения). Результаты исследования показали:

  1. Более 90 % опрошенных хоть раз проходили онлайн-курс
  2. Самыми популярными методами продвижения оказались контекстная реклама (13 %), сарафанное радио (33 %) и PR (26 %)
  3. Самые популярные направления — маркетинг (43 %), IT (21 %) и иностранные языки (14 %)
  4. Количество платных курсов сильно преобладает над количеством бесплатных (73 % против 27 %)

Эти результаты подтверждают мнение экспертов по всем направлениям. На сегодняшний день можно сказать, что каждый человек слышал об онлайн образовании хотя бы раз, либо от знакомого, либо в учебном заведении, либо из случайного интернет-запроса.

В 2022 году с Российского рынка начали уходить многие иностранные компании, в том числе и те, которые работают в отрасли онлайн-образования. Главными ушедшими игроками можно назвать образовательные платформы:

— Coursera

— EdX

Такой уход нанес сильный удар по образовательной системе: начались проблемы с утерей загруженного контента, Российские ВУЗы потеряли возможность обучать студентов на популярнейших платформах, ВУЗы потеряли вложения средств (например, НИУ ВШЭ ежегодно запускала образовательные курсы на платформе), и наконец, отечественная система образования претерпела большие репутационные потери, потому что иностранные фирмы решили не оставлять упоминаний о российском образовании.

Российские представители рынка образования не стали молча сидеть сложа руки и считать убытки от серьёзный потерь среди обучающихся. Альтернативны для «спасения» миллионов студентов либо находятся в разработке, либо уже предоставляются отечественными игроками, это происходит так: Высшие учебные заведения ищут иные платформы для размещения своих специализированных курсов.

Россия имеет хороший портал государственной информационной системы ФГИС СЦОС, но для перехода туда необходимо перенести свои курсы на платформы онлайн обучения: например, ТГУ и МФТИ уже решили, что будут переходить на российские коммерческие платформы, такие как «Stepik» и «Skillbox».

Однако, частные платформы — не единственный выход, у онлайн-образования есть ещё несколько потенциальных возможностей для перехода. Главная из них — переход на иностранные платформы восточных стран, но там учебные заведения сталкиваются с проблемами перевода и адаптации сервиса для пользователей другой культуры

Литература:

  1. Ручков, Алексей Объем рынка онлайн-образования России / Алексей Ручков. — Текст: электронный // vc.ru: [сайт]. — URL: https://vc.ru/marketing/458127-obem-rynka-onlayn-obrazovaniya-rossii-2021–2022-pam-tam-sam-som (дата обращения: 07.01.2023).
  2. Технологии и медиа. — Текст: электронный // РБК: [сайт]. — URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/13/04/2022/62557dda9a79474faea1badc (дата обращения: 07.01.2023).
  3. Маркетинговое исследование «Рынок онлайн-образования в России». — Текст: электронный // Нетология: [сайт]. — URL: https://datainsight.ru/russian_education_market (дата обращения: 07.01.2023).
  4. Сергеев, Александр. Как раскрутить онлайн-школу и курсы в интернете? / Александр Сергеев. — Текст: электронный // impulse.guru: [сайт]. — URL: https://impulse.guru/blog/kak-raskrutit-onlajn-shkolu-i-kursy-v-internete/ (дата обращения: 07.01.2023).
  5. Пустовой, Тарас «Без обучения осталось 5 млн студентов»: что ждет российский рынок онлайн-образования / Тарас Пустовой. — Текст: электронный // Forbes: [сайт]. — URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/460589-bez-obucenia-ostalos-5-mln-studentov-cto-zdet-rossijskij-rynok-onlajn-obrazovania (дата обращения: 07.01.2023).
  6. Портал подключения к ГИС СЦОС. — Текст: электронный // ГИС СЦОС: [сайт]. — URL: http://gis-scos.ru/ (дата обращения: 07.01.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): россия, онлайн образование, онлайн обучение, платформа, дистанционное обучение, контекстная реклама, курс, млрд рублей, рынок.


Ключевые слова

Интернет-маркетинг, онлайн-образование, история развития рынка образования, тенденции развития онлайн-образования, перспективы онлайн-образования в России, развитие интернет-продвижения, маркетинг в условиях иностранных санкций

Похожие статьи

Имидж образовательного онлайн-сервиса: структура и факторы эффективности

В центре внимания авторов находится такая проблема, как формирование имиджа крупной образовательной платформы и сохранения лояльности аудитории в рамках динамичного рынка онлайн-образования. Авторами определена структура имиджа, обозначены наиболее з...

Маркетинговая деятельность в развитии индустрии туризма и гостеприимства

В научной статье представлены результаты анализа особенностей применения инструментов маркетинга и маркетинговой деятельности при развитии индустрии туризма и гостеприимства в Российской Федерации. Актуальность исследования на обозначенную тему обусл...

Управление конкурентоспособностью инновационных проектов в индустрии развлечений

В статье рассмотрена и проанализирована российская индустрия развлечений. Проведено исследование инновационных проектов, как основа развития отечественной и мировой индустрии развлечений. Исследуются тенденции управления конкурентоспособностью иннова...

Креативные индустрии как отдельный сектор креативной экономики в России и в мире

В данной статье рассмотрены понятие и концепция «креативные индустрии» в контексте «креативной экономики», значимость этой культурной области в контексте экономической и социально-культурной сферах. Также проанализированы экономические факторы и проб...

Роль сотрудничества образовательных учреждений и бизнеса в развитии экономики России

В статье исследуется роль сотрудничества образовательных учреждений и бизнеса в России, особенности его развития в условиях цифровизации, влияние на экономику страны. Рассмотрена деятельность компаний «Яндекс» и «ЛУКОЙЛ» в сфере образования.

Стратегия развития высшего учебного заведения в международной среде на основе использования массовых открытых онлайн-курсов

В статье рассматривается стратегия развития высших учебных заведений в международном пространстве на основе продвижения предлагаемых образовательных услуг с использованием новой тенденции в электронном обучении — массовых открытых онлайн-курсов. В ст...

Развитие персонального брендинга в России: возможности и вызовы для профессионалов

В статье рассматриваются следующие аспекты: значение индивидуального брендинга в квалифицированном успехе, возможности и методы формирования индивидуального бренда, а также вызовы, с которыми сталкиваются профессионалы в Российской федерации при форм...

Венчурное инвестирование и его роль в реализации инновационных проектов

В работе рассматривается влияние венчурных инвестиций на инновационные проекты. Отталкиваясь от момента зарождения венчурного каптала в 20 веке, приводится его роль, рассматриваются основные процессы и функции актуальные на современном этапе развития...

Тенденции интернет-маркетинга в России и за рубежом

В статье раскрываются новые тенденции в области маркетинга, описаны основные инструменты воздействия на потребителей в Российской Федерации и за рубежом. Показаны результаты оценки рекламного рынка России и перспективы его развития.

Тенденции развития международных розничных торговых сетей в России в условиях глобализации экономики

В статье рассмотрены актуальные вопросы эффективности развития международных розничных торговых сетей в России, представлены основные факторы, привлекающие международные торговые сети на Российский рынок и проблемы, с которыми приходится им сталкиват...

Похожие статьи

Имидж образовательного онлайн-сервиса: структура и факторы эффективности

В центре внимания авторов находится такая проблема, как формирование имиджа крупной образовательной платформы и сохранения лояльности аудитории в рамках динамичного рынка онлайн-образования. Авторами определена структура имиджа, обозначены наиболее з...

Маркетинговая деятельность в развитии индустрии туризма и гостеприимства

В научной статье представлены результаты анализа особенностей применения инструментов маркетинга и маркетинговой деятельности при развитии индустрии туризма и гостеприимства в Российской Федерации. Актуальность исследования на обозначенную тему обусл...

Управление конкурентоспособностью инновационных проектов в индустрии развлечений

В статье рассмотрена и проанализирована российская индустрия развлечений. Проведено исследование инновационных проектов, как основа развития отечественной и мировой индустрии развлечений. Исследуются тенденции управления конкурентоспособностью иннова...

Креативные индустрии как отдельный сектор креативной экономики в России и в мире

В данной статье рассмотрены понятие и концепция «креативные индустрии» в контексте «креативной экономики», значимость этой культурной области в контексте экономической и социально-культурной сферах. Также проанализированы экономические факторы и проб...

Роль сотрудничества образовательных учреждений и бизнеса в развитии экономики России

В статье исследуется роль сотрудничества образовательных учреждений и бизнеса в России, особенности его развития в условиях цифровизации, влияние на экономику страны. Рассмотрена деятельность компаний «Яндекс» и «ЛУКОЙЛ» в сфере образования.

Стратегия развития высшего учебного заведения в международной среде на основе использования массовых открытых онлайн-курсов

В статье рассматривается стратегия развития высших учебных заведений в международном пространстве на основе продвижения предлагаемых образовательных услуг с использованием новой тенденции в электронном обучении — массовых открытых онлайн-курсов. В ст...

Развитие персонального брендинга в России: возможности и вызовы для профессионалов

В статье рассматриваются следующие аспекты: значение индивидуального брендинга в квалифицированном успехе, возможности и методы формирования индивидуального бренда, а также вызовы, с которыми сталкиваются профессионалы в Российской федерации при форм...

Венчурное инвестирование и его роль в реализации инновационных проектов

В работе рассматривается влияние венчурных инвестиций на инновационные проекты. Отталкиваясь от момента зарождения венчурного каптала в 20 веке, приводится его роль, рассматриваются основные процессы и функции актуальные на современном этапе развития...

Тенденции интернет-маркетинга в России и за рубежом

В статье раскрываются новые тенденции в области маркетинга, описаны основные инструменты воздействия на потребителей в Российской Федерации и за рубежом. Показаны результаты оценки рекламного рынка России и перспективы его развития.

Тенденции развития международных розничных торговых сетей в России в условиях глобализации экономики

В статье рассмотрены актуальные вопросы эффективности развития международных розничных торговых сетей в России, представлены основные факторы, привлекающие международные торговые сети на Российский рынок и проблемы, с которыми приходится им сталкиват...

Задать вопрос