В настоящей статье рассмотрен анализ организационно-правового обеспечения деятельности, осуществляемой мировыми судьями. Перечислен ряд задач, которые в настоящее время стоят перед указанными судебными органами. Рассмотрены действия государства по реорганизации и модернизации организационного обеспечения деятельности мировой юстиции. В результате исследования представлены коллизии, имеющиеся в Федеральном законе «О мировых судьях» и способ их разрешения.
Ключевые слова: обеспечение, деятельность, судебный орган, мировой суд, закон.
Деятельность мировых судей относится к одной из составляющих работы всей судебной системы России. При этом последняя является самой приближенной к гражданам, обеспечивая их право на доступность правосудия. Если осуществлять анализ судебной системы в целом, то мировые судьи являются нижней ступенью среди судебных органов общей юрисдикции. С точки зрения функциональности мировой судья имеет ограниченную сферу деятельности, осуществляя рассмотрение дел согласно упрощенной процедуре, закрепленной законом.
Следует отметить, что за последние годы научное внимание к проблемам мирового судьи увеличилось, вызвав тем самым обсуждения не только материальной стороны вопроса, но и процессуальной [3].
Вопрос, который стал темой настоящего исследования, касается организационно-правового обеспечения деятельности указанного выше вида судебных органов.
В настоящее время перед мировыми судьями стоит ряд задач, которые требуют разрешения. Представляется необходимым перечислить основные их них:
снизить нагрузку на районные суды;
сделать правосудие доступнее для населения;
воплощать идеи о судебном федерализме;
повысить оперативность по рассмотрению судебных дел.
Осуществить направления, обозначенные выше, мировому судье помогает его аппарат. Характеризуя последний, следует заключить, что аппарат мирового судьи обеспечивает его работу и относится к структурному подразделению судебных органов. Рассматриваемый орган также нуждается в модернизации и реорганизации. Существует ряд предложений, позволяющих усовершенствовать деятельности аппарата мирового судьи. Следует закрепить в законе следующие положения:
правомочия мирового судьи, рассматриваемого в качестве руководителя суда;
возможность мирового судьи нанимать и увольнять граждан, составляющих его аппарат;
правомочия аппарата в ходе осуществления правовой помощи населению [4].
Другим проблемным вопросом выступает высокая нагрузка на мировых судей: следствием этого является затягивание сроков и снижение качества рассмотрения дел, что существенно влияет на доступность правосудия для граждан.
Для решения обозначенных выше проблем государство предприняло ряд мер в целях эффективной организации судебного производства. Представляется необходимым рассмотреть некоторые из осуществляемых мероприятий: решен вопрос о замене мирового судьи в случае длительного отсутствия последнего; модернизирована правовая регламентация борьбы с коррупцией; происходит автоматизация судебного делопроизводства; внедряются электронные форматы взаимодействия с иными службами и органами; расширены права помощников мировых судей и т. д.
Кроме этого, в 2018 году Президент подписал закон, которым вносились изменения в нормативные акты, касающиеся правовой регламентации организационного обеспечения деятельности мировых судей. Одно из преобразований коснулось Федерального закона «О мировых судьях». Ранее статья 10 упомянутого выше закона носила наименование, касающееся финансового и материально-технического обеспечения. Изменения, вступившие в силу, изменили не только название нормы статьи 10, но и внесли ряд новелл [1]. Важнейшей из последних следует считать установление гарантий обеспечения финансами мировых судей субъектов Российской Федерации так как неравномерный уровень спонсирования рассматриваемых судебных органов не раз отмечался в научной литературе и требовал оперативного разрешения. Помимо этого, обозначенный вопрос был прокомментирован Верховным Судом России, который отметил недостаточное финансирование регионов, систематическое сокращение бюджета субъекта РФ, отсутствие надлежащего уровня организационного обеспечения деятельности мировых судей [2].
В этой связи законодателем были регламентированы основные правила, касающиеся финансового обеспечения мировых судей:
заработная плата сотрудников аппарата мировых судей, а также материальное обеспечение указанных судебных органов должно быть своевременным и полным;
снижение уровня финансирования субъектов России возможно осуществить только путем получения согласия совета судей конкретного субъекта либо конференции судей. В первом случае речь идет о снижении не более пяти процентов, во втором — более пяти процентов);
в процессе распределения денежных средств субъекта России, касающегося материального обеспечения деятельности мировых судей, исполнительный орган должен действовать сообща с Советом судей.
Осуществляя анализ нормы статьи 10 рассмотренного выше закона, следует отметить, что содержание организационного обеспечения деятельности мировых судей составляют следующие элементы:
кадровое обеспечение, которое касается формирования судейского корпуса и т. д.;
информационно-правовое обеспечение, касающееся сбор правовых актов, юридической литературы, справочной информацией и т. д.;
финансовое обеспечение;
материально-техническое обеспечение, касающееся снабжения необходимыми материалами и средствами;
организация делопроизводства;
организация дополнительного образования по профессиональному направлению, касающееся переподготовки мировых судей [1].
Исходя из рассмотренных элементов, следует определить организационное обеспечение судов общей юрисдикции и мировых судей в качестве деятельности Судебного департамента при Верховном Суде РФ, его подразделений и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Вышеобозначенное определение является узким, помимо него существует широкое понимание рассматриваемого вида обеспечения деятельности судебных органов. Если анализировать понятие во втором смысле, то можно отметить, что это деятельность различных субъектов, которая включает в себя три обязательных составляющих:
Организационные полномочия председателя суда. К подобной деятельности следует отнести правовые отношения, возникающие в сфере функционирования аппарата суда, а также иных судебных органов, например, распределение полномочий.
Организационные и управленческие функции судебных органов.
Полномочия организационного характера специализированных органов: Судебного департамента при Верховном Суде РФ и его органов.
Таким образом, подводя итог рассмотрению вопроса организационно-правового обеспечения деятельности мировых судей, следует отметить, что анализ основных направлений по обеспечению указанного вида судебных органов осуществляется сообща подразделениями Судебного департамента Верховного Суда России и органами исполнительной власти конкретного субъекта.
В этой связи вызывает немало вопросов формулировка части 1 статьи 10 Федерального закона «О мировых судьях». Указанная норма сужает круг субъектов организационного обеспечения мировых судей [5]. Подобное положение в законе является крайне неудачным, так как указанная норма не соответствует практической действительности.
Даже в случае осуществления положений, указанных в норме, которая предполагает переход большинства функций по организационно-правовому обеспечению к исполнительным органам конкретного субъекта РФ, минимум две из последних будут выполняться Судебным департаментом, действующим при Верховном Суде РФ.
Кроме этого, если рассматривать данное противоречие с точки зрения антикоррупционной экспертизы исследуемого нормативного акта, то последнее вызывает коллизии в применении права. Они заключаются во внутренних противоречиях между положениями статьи, которые предоставляют возможность хаотичного выбора норм, которые «удобно» применять в зависимости от сложившейся ситуации.
В связи с вышеобозначенным представляется более верным сформулировать первую часть 10 статьи таким образом: организационное обеспечение деятельности мировых судей производят органы исполнительной власти определенного субъекта России, кроме тех полномочий, которые отнесены к Судебному департаменту при Верховном Суде РФ и его подразделениям. Правила исполнения полномочий в указанной выше сфере должны быть установлены отдельно каждым субъектом Российской Федерации.
Литература:
1. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 3.12.2021).
- Лаврентьева И. М. Некоторые правовые аспекты организации деятельности мировых судей в субъекте Российской Федерации // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2020. № 4 (48). С. 7–12.
- Сангаджиев Б. В. Институт мировых судей: правовая природа и особенности деятельности // Пробелы в российском законодательстве. 2019. № 1. С. 10–14.
- Телегина В. А. Тенденции развития мировой юстиции в России: вопросы теории и практики // Ленинградский юридический журнал. 2020. № 4 (38). С. 3–7.
- Третьяков В. А. Теоретические и практические проблемы организационно-правового обеспечения деятельности мировых судей // Философия права. 2020. № 6. С. 6–9.