Проблема межпредметных связей в преподавании истории и литературы не нова. При изучении многих произведений литературы необходимы знания по истории. Ну, например «Капитанская дочка», «Война и мир», «Песня о купце Калашникове» и многие другие. А сейчас, когда учащиеся не хотят читать, к сожалению, даже приступая к изучению произведений литературы, они не понимают, о чем или о ком идет речь.
История и литература всегда шли рядом: литература отражает жизнь разных народов в самые разные эпохи их развития. Ни один из крупнейших писателей не ушел от исторической темы. Либо это произведения, целиком посвященные историческому событию, как например «Война и мир», либо — это история человека, семьи, сообщества, которые жили, действовали в той или иной исторической среде, например «Дубровский». Учитель литературы, используя историческую базу, имеющуюся у школьников того или иного класса, интегрируя ее в литературную среду, может более продуктивно провести свой урок. Между тем до сих пор весьма весомой проблемой является тот факт, что тематическое планирование программ по литературе и истории расходятся в хронологических рамках, и очень сильно.
Так, например, тематическое планирование по литературе для 6 класса предполагает изучение произведений четырех эпох: Древнего мира, XVIII в., XIX и XX веков. Однако программа по истории для 6-го класса рассматривает события с древнейших времен до конца XV в. В результате этого несоответствия дети, изучая произведения XIX-XX вв. не имеют представления о той исторической эпохе, в которой создавались литературные произведения, и о тех особенностях, которые могли повлиять на рождение того или иного шедевра. Они не понимают многих слов, не знают, как правильно ставить ударения, вообще всего исторического антуража.
Данное несоответствие образовательных программ по литературе и истории идет на протяжении всей основной школы. Поэтому перед учителями-предметниками стоит нелегкая задача: целостное освещение рассматриваемой темы, учитывая при этом и литературные, и исторические особенности.
В нашей школе проблема хронологического несоответствия решается благодаря интеграции предметов. Учителя-предметники, совместно решая поставленную задачу, ставят перед собой цель глубже проникнуть в сущность изучаемых проблем, более ярко, образно и одновременно исторически верно представить обучающимся время описываемых в художественном произведении событий. Одновременно с этим решаются задачи развития литературного и исторического мышления, повышения интереса к чтению, формирования художественного вкуса и научного мировоззрения.
Например, на уроках «Правление князя Владимира. Крещение Руси» и «Повседневная жизнь населения» возможно привлечение содержания былин «Илья Муромец и Соловей — разбойник», «Вольга и Микула Селянинович», известных учащимся из курса литературы Историки литературы находят в былинном эпосе многие достоверные черты народного быта. Из былин можно узнать и о свадебном обряде, и об устройстве городских укреплений, и об игре на гуслях и еще о многом другом. Например, былина «Вольга и Микула Селянинович» дает представление о труде пахаря и его орудиях труда. При этом необходимо обращать внимание на то, какими человеческими качествами наделены герои народного эпоса.
Характеризуя быт Руси в XVI веке и личность Ивана IV, можно обратиться к поэме М. Ю. Лермонтова «Песнь про купца Калашникова», только предварительно необходимо выяснить знания учащимися текста поэмы и порекомендовать иметь его на уроке. Вопросы для беседы с учащимися могут быть следующими: «Каким предстает перед нами Иван IV в поэме М. Ю. Лермонтова? Какие черты жизни и быта России в ней запечатлены?»
В данных примерах мы можем сказать, что темы по литературе уже пройдены, а по истории проходятся позже. Но есть и другая проблема, изучение одного из крупных произведений А. С. Пушкина «Капитанская дочка» или Л. Н. Толстого «Война и мир».
В чем состоит проблема: «Капитанская дочка» по литературе изучается в первом полугодии 8 класса, а по истории темы по второй половине 18 века изучаются во втором полугодии. Учащиеся совершенно не понимают кто такая Екатерина II, почему против нее возникло восстание Пугачева, почему он называл себя Петром III и т. д. Поэтому на первом уроке, посвященном Капитанской дочке необходимо провести урок введения в историческую эпоху, где все эти вопросы надо осветить и разобрать.
Вот пример такого урока:
«Историческая основа повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Цели:
- Исследовать историческую эпоху, показанную Пушкиным в романе “Капитанская дочка”, представить исторический труд Пушкина, посвященный этой эпохе.
- Выяснить, каково отношение народа и историков к Пугачеву.
- Развивать навыки самостоятельной работы с историческими источниками, информационными технологиями.
- Воспитывать у детей интерес к истории и культуре России.
Оборудование и материалы:
— портрет А. С. Пушкина;
— иллюстрации к повести «Капитанская дочка»;
— произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка»;
— учебник «История России»(8 класс);
— карта «Россия во второй половине 18 века»;
— ноутбук, экран, колонки, мультимедиа проектор;
Предварительная деятельность. Для формирования у учащихся навыков поисковой и исследовательской деятельности работа осуществляется в несколько этапов.
I этап — формирование команды «Следопыты», которая делится на две группы: «историки» и «пушкинисты» — учащиеся 8 класса.
— «историки» занимаются сбором информации об исторической эпохе Екатерины II;
— «пушкинисты» работают над историческим трудом Пушкина “Капитанская дочка” и подбирают иллюстрации к произведению.
II этап — обобщение и систематизация собранного материала:
— участники каждой группы представляют собранные материалы и обобщают проделанную работу.
III этап — работа с компьютером (создание презентации):
— размещение собранной информации на слайдах.
IV этап — учащиеся на уроке наглядно представляют результаты своей деятельности:
— сообщения «историков» и «литераторов»;
— демонстрация презентации.
Оформление на доске:
эпиграф «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие» А. С. Пушкин
важнейшие даты: 1773- 1775 гг. — восстание Е. И. Пугачёва,
1775 год — казнь Пугачёва.
Ход урока
I. Оргмомент.
1. Проверка домашнего задания : а) Что изучает наука история? б) Какие повести можно назвать историческими?
II. Актуализация.
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли «историки» и «пушкинисты», они провели литературные и исторические исследования. Эти исследования помогут нам проследить историю создания А. С. Пушкиным необыкновенного произведения «Капитанская дочка» — одного из наиболее совершенных и глубоких созданий Пушкина, неоднократно бывшего предметом исследовательского внимания.
— III. Рассказ о работе Пушкина над «Историей Пугачёвского бунта»
План:
1. Сообщение учащихся о работе А. С. Пушкина: создание исторического труда «История Пугачёвского бунта»
2. Поездки А. С. Пушкина по местам пугачевского восстания.
IV. Исследования «историков»: сообщения учащихся
1. Эпоха правления Екатерины II
2. Положение народа
3. Крестьянская война
4. Историки о Емельяне Пугачёве
V. Исследования «пушкинистов»
План:
1. Работа над литературным произведением «Капитанская дочка».
2. Творчество художников по произведениям.
VI. Заключение (учитель)
Самое главное, на мой взгляд, различие между историческими источниками и литературным произведением заключается в том, что в “Капитанской дочке” автор представляет Пугачева как единственного предводителя восстания, в то время как в “Истории…” мы нашли такой интересный материал:
“Пугачев не был самовластен. Яицкие казаки, зачинщики бунта, управляли действиями пришельца, не имевшего другого достоинства, кроме некоторых военных познаний и дерзости необыкновенной. Он ничего не предпринимал без их согласия; они же часто действовали без его ведома, а иногда и вопреки его воле. Они оказывали ему наружное почтение, при народе ходили за ним без шапок и били ему челом: но наедине обходились с ним как с товарищем, и вместе пьянствовали, сидя при нем в шапках и в одних рубахах, и распевая бурлацкие песни.
Таким образом, исторические материалы позволяют сделать вывод о том, что, в действительности, Пугачев не был самовластен в известной степени, в то время Пугачев — литературный герой представляется нам властным и независимым.
После изучения этого материала, становится понятно, что Пушкин не занимал позиции ни одной из сторон. Увидев раскол общества на две противопоставленные силы, он понял, что причина подобного раскола лежит не в чьей-либо злой воле, не в низких нравственных свойствах той или иной стороны, а в глубоких социальных процессах, не зависящих от воли или намерений людей.
К моменту ее создания позиция Пушкина изменилась: мысль о жестокости крестьян заменилась представлением о роковом и неизбежном ожесточении обеих враждующих сторон. Он начал тщательно фиксировать кровавые расправы, учиненные сторонниками правительства.
Для Пушкина в “Капитанской дочке” правильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря современности перейти в другой, а в том, чтобы подняться над «жестоким веком», сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни других людей.
В этом для него — подлинный путь к народу.
VII. Подведение итогов урока:
- В каком году началась крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева?(1773–1775)
- Каковы причины войны? (Усиление власти и произвола помещиков над крестьянами; рабочие на мануфактурах трудились по 12–15 часов в сутки; произошел захват земель нерусских народов Поволжья и Приуралья русскими дворянами.)
- Какова программа Пугачева?(Свергнуть Екатерину II, всех участников движения пожаловать землей, угодьями, “крестом и бородой”, травами, свинцом, порохом, освободить от рекрутских наборов, казнить помещиков и мздоимцев-судей.)
- Какие территории были охвачены восстанием? (Оренбургский край, Башкирия, Южный Урал, Казань, правобережье Волги.)
- Каков был состав участников войны? (Казаки, крестьяне, горнозаводские рабочие, башкиры, чуваши, удмурты, марийцы.)
- Сколько этапов выделяют историки в крестьянской войне? (Три этапа: I — сентябрь 1773 — март 1774: II — апрель 1774 — июль 1774: III — июль 1774–1775)
Такого рода интегрированные уроки очень полезны для учащихся, так как формируют знания сразу по двум предметам.
Таким образом, реализация межпредметных связей помогает учащимся лучше осознать взаимосвязь фактов и явлений, выявить общее и специфическое, понять закономерности исторического процесса. Использование у учащихся знаний, постоянная опора на них заметно влияют на осознанность и глубину усвоения учащимися учебного материала, помогают развивать их познавательные способности. Важно только учитывать при этом возрастные и индивидуальные особенности учащихся, уровень их подготовки и постоянно поддерживать их интерес к выявлению и использованию этих связей. Следует также тщательно отбирать информацию из других учебных предметов, имея в виду, чтобы дополнительные сведения не перегружали урок и не заслоняли содержание учебного материала по истории или наоборот по литературе.
Литература:
- Гурьев А. И., Межпредметные связи — теория и практика // Наука и образование — Горно-Алтайск, 1998 — № 2. — 204 с.
- Усова связи в преподавании основ наук в школе. Челябинск, 1995–16 с.
- Пушкин “Полное собрание сочинений” том 8–9, 16. М., Воскресение, 1995
- Ю. М. Лотман “Пушкин”, С.-Петербург, СПб, 1997
- А. С. Пушкин, собр. соч. в з-х томах, М., «Худ. литература», 1985.
- П.В Анненков. Материалы для биографии Пушкина. М. 1984.
- БСЭ, М., 2000.
- Ю. Г. Осман. «От «Капитанской дочки» А. С. Пушкина до «Записок охотника» И. С. Тургенева».