В статье автор делает попытки: выделения исторических этапов становления народного промысла — резьбы по дереву, выделения стилистических особенностей произведений на каждом из этапов; классификации видов резьбы по стилистическим особенностям.
Ключевые слова: резьба по дереву, народные промыслы, виды резьбы.
Декоративно-народные промыслы на Руси возникли очень давно. Каждый промысел, каждая его разновидность рождались в ответ на бытовые нужды, хозяйственные потребности человека. Один из любимых видов народного промысла в России — это резьба по дереву. Издавна на Руси мастера деревянного зодчества (или как их традиционно называли — деревянных дел мастера) украшали резными узорами, как архитектуру, так и предметы быта, превращая изделия в произведения искусства [2].
Резьба по дереву является традиционным русским ремеслом. Быт Руси был неотъемлемо связан с деревом. Из дерева делали: люльки и игрушки для детей, столовые предметы (посуда, ложки), инструменты для других видов ремесел (веретено для пряжи и веретено), украшения, средства передвижения (сани, телеги, лодки). Благодаря дереву и его доступности в России деревообрабатывающие ремесла приобрели популярность, в том числе и резьба по дереву. Широкому применению древесины способствует такие её качества, как хорошая обрабатываемость инструментом, достаточно высокая прочность, натуральные приятные оттенки и цвет, своеобразная текстура, аромат, успокаивающую нервную систему, выравнивание микроклимата в доме за счет баланса влаги и тепла, насыщение воздуха помещения смолами и эфирными маслами.
Резьба по дереву — это создание изображения, рисунка, или узора, на деревянных изделиях при помощи различных резных художественных обработок материала. Каждый узор в резьбе имеет свое значение, сформировавшееся в контексте различных факторов — бытовых, исторических, религиозных. Так, например, большое влияние на мотивы прорезной резьбы оказали народная вышивка и плетение кружев, а с развитием кораблестроения наибольшее распространение получила скульптурная резьба.
Произведения русской резьбы по дереву встречаются со времен языческой Руси. С принятием христианства промысел резьбы по дереву продолжает совершенствоваться. Важными центрами искусства художественной обработки древесины в этот период в Древней Руси были Киев и Великий Новгород. В XV веке на Русь в традиционное резное дело проникают западноевропейские орнаменты, а в резных произведениях XVI века можно наблюдать итальянские мотивы. Во второй половине XVII века на Руси появилась немецкая резьба, характеризующаяся наличием готических стилистических элементов. В этот период многие мастера начали изготовлять резьбу по немецким мастерским лицевым книгам — то есть по образцам и рисункам [6]. Середина XVIII века в России была ознаменована резким изменением моды, основным направлением в искусстве стало барокко, что ознаменовало использование в резьбе по дереву мотивов цветов, раковин и различных завитков, резное дерево окрашивается различными красками, покрывается позолотой и серебром [5]. Конец XVIII века, принесший в Россию моду на классицизм, вытеснил пышные рококо и барокко. Линии стали прямыми и четкими, за основу были взяты образцы античной скульптуры и живописи [5]. Теперь резчики украшали свои изделия розетками, резными бантами, лентами, вазами, венками, гирляндами. Резные украшения располагались в строгом соответствии с пропорциями и конструкционными параметрами декорируемого предмета. Модерн, главенствовавший в конце XIX, начале XX веков сделал резьбу более легкой и плавной [5]. В современное время, в связи с активным вниманием к народным промыслам, резьба по дереву переживает определенный культурный подъем.
Деревянную художественную резьбу можно классифицировать по технике исполнения, по предназначению, а также по стилистическим характеристикам. Стоит отметить что для каждого вида резьбы принято использовать определенный вид древесины.
Так, по технике исполнения резьба делится на: глухую или долбленную, объемную, пропильную (ажурную).
По стилистическим особенностям можно выделить следующие виды резьбы: геометрическая (трехгранно-выемчатая, контурная, ногтевидно-контурная), плоскорельефная, рельефная, контрельефная, скульптурная, накладная, прорезная, ажурная.
Рассмотрим подробнее выделенные виды резьбы [8]:
Геометрическая резьба — один из самых древних и распространенных видов деревянной орнаментированной резьбы. Геометрическая резьба подразделяется на: трехгранно-выемчатую (это воплощение в материале только геометрического орнамента, состоящего из ромбов, кругов, треугольников); геометрическую смешанного характера (в этой резьбе, кроме геометрического, применяется и другие виды орнамента, например, растительный и зооморфный); контурную резьбу, характеризующуюся довольно узкими, слегла врезанными в поверхность древесины желобками, часто проходящими по контуру рисунка, изображения, выполненные в этом виде резьбы, напоминает четкий графический рисунок; ногтевидно-контурную резьбу, содержащую помимо геометрического и контурный рисунок.
Пропильная или ажурная — это вид плоскорельефной резьбы, в которой фон вынут полностью, так что рисунок получается сквозным и напоминает кружево. Применение этого вида резьбы мы наблюдаем в декоре наличников и ставен.
Плоскорельефная резьба с выбранным фоном. Суть этого вида резьбы состоит в том, что узор на деревянной поверхности выявляется за счет выборки или углубления фона вокруг всего рисунка. Иногда рисунок заполняется насечками. Для выполнения этого вида резьбы можно взять обычный гвоздь, сточить шляпку и дополнить его для удобства деревянной ручкой.
Рельефная резьба. Рельеф — это выпуклый узор на плоскости фона. Рельефная резьба достаточно выразительна благодаря объемным видам орнамента. Эта резьба всегда была актуальной. Ярким примером такой домовой резьбы является томское деревянное кружево.
Прорезная резьба, характеризуется сквозными отверстиями, являющимися полноценными фрагментами орнамента.
Ажурная резьба — разновидность художественной обработки дерева, при которой фон полностью выбирается, а остается лишь само изображение, что роднит ее с объемной резьбой. В русском крестьянском искусстве этот вид резьбы находит широкое распространение, в первую очередь в домовом декоре и домашней утвари Севера, Верхнего Поволжья и Восточной Сибири. Для выполнения ажурной резьбы небольших бытовых предметов и деталей мебели, как правило, используется древесина лиственных пород — липы, березы, осины; в архитектуре — лиственницы и сосны [1].
Накладная резьба — наложение рельефной или ажурной резьбы на фон.
Контрельефная резьба — главное отличие данного вида резьбы от других заключается в обратном рельефе, который формируется вглубь поверхности доски, тогда как обычном рельефе узор выступает над фоном.
Объемная резьба (скульптурная) наиболее сложный вид обработки дерева. Главная отличие объемной резьбы от остальных видов заключается в том, что скульптура просматривается со всех сторон с полным отрывом от любого фона, плоскости. Издавна потомственные резчики украшали скульптурной резьбой дома, выдалбливали и резали различную домашнюю утварь, а также игрушки.
Следует отметить, что на различных территориях нашей страны существовали свои предпочтения к виду резьбы по дереву. Так, в Нижегородской земле была распространена глухая (домовая, корабельная, барочная) резьба по дереву в декоре лобовых досок, лопаток и оконных наличников в домах приволжских уездов с середины XVIII до начала XX века [3], а на территории Пермского края в XVII—XIX веках была распространена так называемая, пермская деревянная скульптура [4]. Так же избирательно различные территории относились и к выбору мотивов, например, в Ярославской, Костромской и Нижегородской губерниях были очень распространены изображения птицы — гуся, лебедя, утки [7].
Особое внимание к народным промыслам в настоящее время позволяет сохранить существенный пласт произведений, выполненных в технике резьбы по дереву, сохранение данных объектов, их изучение, популяризация резьбы по дереву среди молодого поколения позволит сохранить мастерство, опыт, приемы резьбы, приобщить к истинным народным ценностям, а также внедрить навыки и умения прошлого в современную культуру архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Литература:
- Ажурная резьба по дереву. — Текст: электронный // Academic.ru: [сайт]. — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/es/67942/ %D0 %90 %D0 %96 %D0 %A3 %D0 %A0 %D0 %9D %D0 %90 %D0 %AF#sel=5:8,6:27 (дата обращения: 07.01.2023).
- Кузнецова-Бондаренко Е. С., Тюлюков Д. И., Пьянов А. С. Значение резьбы по дереву для современного дизайна // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 9–1. С. 63–64
- Нижегородская глухая резьба по дереву. — Текст: электронный // Культура.РФ: [сайт]. — URL: https://www.culture.ru/objects/437/nizhegorodskaya-glukhaya-rezba-po-derevu (дата обращения: 07.01.2023).
- Пермская деревянная скульптура. — Текст: электронный // Русские ремесла: [сайт]. — URL: https://russianarts.online/142536-permskaya-derevyannaya-skulptura/ (дата обращения: 07.01.2023).
- Резьба по дереву в России. — Текст: электронный // Белмастер: [сайт]. — URL: https://beltree.ru/stati/rezba-po-derevu-v-rossii/ (дата обращения: 07.01.2023).
- Резьба по дереву. — Текст: электронный // Википедия: [сайт]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %A0 %D0 %B5 %D0 %B7 %D1 %8C %D0 %B1 %D0 %B0_ %D0 %BF %D0 %BE_ %D0 %B4 %D0 %B5 %D1 %80 %D0 %B5 %D0 %B2 %D1 %83 (дата обращения: 07.01.2023).
- Самарская домовая резьба. — Текст: электронный // Блог Самарских Краеведов: [сайт]. — URL: http://www.kraeved-samara.ru/archives/302 (дата обращения: 07.01.2023).
- Цуканова, О. А. Художественная культура народов России: конспект лекций. Направление подготовки 51.03.02 «Народная художественная культура». Профиль подготовки «Руководство этнокультурным центром». Квалификация (степень) выпускника: «бакалавр». Форма обучения: очная, заочная / КемГИК; О. А. Цуканова.— Кемерово: Издательство КемГИК, 2021.— 176 с.