В статье автор пытается привестианализ и рассмотреть главныепроблемыиперспективыразвитияжилищногофонда муниципального образования город Тарко-Сале.Однимизосновныхнаправленийрешенияданнойзадачиявляется обеспечение доступности жилья и жилищных услуг для каждой семьи, решениежилищнойпроблемыявляетсяоднимизприоритетовсоциально-экономическогоразвитиянашейстраны.
Ключевые слова: жилищный фонд, жилище, жилищное хозяйство, муниципальная программа.
Жилищный фонд — это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 19 ЖК РФ). В него входят все жилые помещения независимо от форм собственности, в том числе жилые дома, квартиры, служебные жилые помещения, общежития, гостиницы, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, специальные дома для престарелых, дома-интернаты для инвалидов, а также иные жилые помещения [2, с. 49].
Жилище — это одно из важнейших социальных благ и жизненных ценностей человека, поэтому обеспеченность им, соответствие его основных характеристик базовым потребностям людей определяют качество жизни граждан. В настоящее время в Тарко-Сале сформирован набор инструментов, позволяющий решить жилищную проблему по отдельным категориям граждан: социальный найм; жилищные сертификаты; жилищные субсидии; программы обеспечения жильем некоторых категорий граждан [3, с.374].
В связи с этим проблема жилищно-коммунального хозяйства становится одной из самых актуальных социально-экономических проблем в стране. Повышение уровня благосостояния населения является одной из приоритетных задач государственной политики. Одним из основных направления решения данной задачи является обеспечение доступности жилья и жилищных услуг для каждой семьи.
Показатели сферы жилищно-коммунального хозяйства приняты в соответствии с инвентаризацией по жилищному фонду МО г. Тарко-Сале. Показатели приведены в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика жилищного фонда г. Тарко-Сале
№ п/п |
Показатели |
Ед. изм. |
Значение |
1 |
Общая площадь жилищного фонда, в т. ч. |
м 2 |
417500 |
-частный |
м 2 |
382100 |
|
-муниципальный |
м 2 |
83900 |
|
-государственный |
м 2 |
4500 |
|
-другой |
м 2 |
1000 |
|
2 |
Удельный вес муниципального жилищного фонда в общей площади жилищного фонда МО |
% |
17,79 |
3 |
Удельный вес государственного жилищного фонда в общей площади жилищного фонда МО |
% |
0,95 |
4 |
Площадь ветхого и аварийного жилищного фонда |
м 2 |
52200 |
5 |
Доля домов, оборудованных: |
% |
|
-централизованным водопроводом ХВС |
% |
98,4 |
|
-централизованным водопроводом ГВС |
% |
31,7 |
|
-централизованной канализацией |
% |
34,7 |
|
6 |
Оборудованы общедомовыми приборами учета: |
% |
|
-по электрической энергии |
% |
63,0 |
|
- по тепловой энергии |
% |
75,0 |
|
- по ХВС |
% |
9,0 |
|
- по ГВС |
% |
11,0 |
|
- по газоснабжению |
% |
3,0 |
К основным составляющим жилищной проблемы в нашей стране можно отнести:
— старение жилищного фонда;
— нарастающий износ инженерных коммуникаций и интенсивное выбытие жилищного фонда;
— недостаточные объемы нового жилищного строительства;
— недостаток инвестиционных ресурсов и, как следствие, низкий уровень инвестиционной активности;
— отсутствие муниципальных программ и реальных механизмов по обновлению сложившейся застройки города, инженерных коммуникаций;
— рост числа организационных форм управления жилищно-коммунальным комплексом, не соответствующих современным методам, в частности, на муниципальном уровне [3].
Жилищный фонд муниципального образования город Тарко-Сале представлен в основном многоквартирными жилыми домами 1971–1995 годов постройки. Дома в капитальном исполнении составляют около 70 %.
Стратегической целью жилищной политики является создание условий для дальнейшего повышения уровня доступности жилья для населения путём жилищного строительства, отвечающего требованиям энергоэффективности, экологичности и доступности.
Реализуемые схемы поддержки граждан в обеспечении жильем в основном нацелены на бюджетные средства, которые обеспечивают субсидии жилищных кредитов.
Основными инструментами достижения поставленных целей является реализация следующих программ:
— подпрограмма «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО» государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильём населения»;
— подпрограмма «Улучшение жилищных условий граждан» муниципальной программы «Обеспечение качественным жильём».
Анализ существующих жилищных программ, позволил выделить их общие черты:
— участники программы должны быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации, в преимуществе — поддержка молодых семей и работников социально значимых профессий;
— сохраняется минимальная финансовая поддержка населения, при этом большая часть средств выплачивается гражданами;
— основным способом приобретения жилья остается ипотека.
Целью развития жилищно-коммунального хозяйства является улучшение жилищного фонда, обеспечивающее комфортные и безопасные условия проживания граждан, создание условий для дальнейшего повышения благоустроенности жилья путём своевременного ремонта, строительства за счёт привлечения механизмов бюджетных инвестиций.
Основным инструментом достижения установленных целей является реализация муниципальной программы «Комплексное развитие города Тарко-Сале».
На уровне Пуровского района и города Тарко-Сале в части касающейся данных территорий действуют и государственные программы:
- «Жильё для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;
- Подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище»»;
Реализация данных программ направлена на увеличение обеспеченности жителей жилой площадью за счёт проведения планомерных мероприятий и в строительстве (рост ввода жилья), и в обеспечении градостроительной деятельности (снос ветхого жилья, подготовка и софинансирование проектов планировки и межевания).
Главным приоритетом развития строительной отрасли города в прогнозном периоде останется сохранение темпов строительства жилья и инженерных работ по благоустройству и подведению необходимой коммунальной инфраструктуры к застройке жилых микрорайонов.
Проблема развития жилищного строительства связана и с природными условиями на территории муниципального образования. Климатические условия усложняют проведение работ, диктуют применение строительных материалов особого качества и специфических строительных технологий. Такое положение повышает цену стройматериалов и увеличивает стоимость и сроки строительства новых объектов и проведение ремонтных работ, что приводит к повышению удельного веса зданий старой постройки и зданий, находящихся в ветхом состоянии.
Возможным вариантом решения проблемы является привлечение инвесторов или строительных фирм, которые обладают материальной базой и специалистами на взаимовыгодных условиях. Таким образом, существует достаточно много вариантов решения проблем в сфере воспроизводства жилищного фонда, но для реализации требуются действия, как со стороны государства, так и желание населения жить в комфортной среде и поддерживать фонд в надлежащем состоянии.
Литература:
- Байрамуков С. Х., Эбзеев М. Б. Методологический подход к формированию системы энергетических обследований в жилых зданиях серий «Инженерный вестник Дона», 2015.
- Ручкина Г. Ф. Жилищное право: учебник / коллектив авторов; — М.: ЮСТИЦИЯ, 2016.
- Селютина Л. Г. Моделирование процесса аккумуляции инвестиционных ресурсов в жилищную сферу. Экономика строительства. — 2002. — № 12.