В данной статье рассматривается проблема формирования педагогической культуры родителей через различные формы в деятельности педагога-психолога. Выявлена и обоснована необходимость формирования педагогической базы педагогических знаний у родителей для формирования полноценной личности ребенка.
Ключевые слова: семья, родители, психолого-педагогическая культура, просвещение, воспитание, нравственность.
В современном мире огромную роль играют два социально значимых института: семья и школа. Они неразрывно связаны друг с другом и, хотя их функции различны, эти институты необходимы для социализации и целостного развития личности ребенка. Школа — второй по важности институт для человека после семьи. Именно в школе ребенок впервые получает образование, приобретает навыки и умения в процессе общения с другими детьми. Благотворное развитие и воспитание ребенка невозможно без помощи и поддержки родителей.
Одной из причин неполноценности семейного воспитания и конфликтов между родителями и детьми является низкая педагогическая и психологическая культура родителей. Родители, как правило, не знают типологических закономерностей возрастного развития детей, часто не умеют правильно строить отношения с детьми в тех или иных ситуациях, теряются, когда у детей возникают определенные трудности в обучении, общении со сверстниками и т. д. Это свидетельствует о недостаточной сформированности педагогической культуры родителей.
С точки зрения И. В. Дубровиной «Многие проблемы современной общественной жизни в своей основе имеют отсутствие культуры, и прежде всего, психологической культуры граждан. Это существенно влияет на воспитание подрастающих поколений. Ведь культурное развитие растущего человека, формирование его гуманистического мировоззрения предполагает общение и взаимодействие с культурными людьми, которые ввели бы его в психологическую культуру человеческих отношений. Низкая психологическая культура взрослых приводит нередко к тому, что ребенок очень рано попадает в «зону риска» — риска не стать человеком» [2].
Поэтому главной задачей современного общества является формирование педагогической культуры у родителей обучающихся.
В профессиональном словаре педагогическая культура родителей является составной частью общей культуры человека, отражающей опыт воспитания детей в семье, накопленный человечеством на протяжении всей его истории.
Под психологической культурой, по словам И. В. Дубровиной понимают «психологические знания, оплодотворенные общечеловеческими, гуманистическими ценностями. Реализация таких знаний в обществе осуществляется с позиций и в контексте уважения, любви, совести, ответственности, бережного отношения к чувству личного достоинства как своего, так и другого человека» [3, с. 64].
По мнению Е. Л. Никитиной, в структуре педагогической культуры родителей выделяют следующие компоненты:
— когнитивный компонент — сумма психоло-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, необходимых для полноценного воспитания ребёнка в семье;
— коммуникативный компонент — как правило, это взаимопонимание родителей со своим ребёнком и с другими членами семьи, умение создать благоприятный климат в семье, а также решение различных ситуаций и улаживание конфликтов;
— операционный компонент — умение родителей организовать полноценную жизнь ребёнка в семье и владение методами, приёмами и формами воспитательного воздействия на ребёнка;
— рефлексивный компонент — умение оценивать, применяемые методы и приемы воспитания, анализировать собственные действия в отношении ребёнка и необходимость поставить себя на место своего ребёнка;
— эмоциональный компонент — умение понимать ребёнка по его поведению, видеть его проблемы и оказать соответственную помощь [7].
Педагогическое просвещение родителей — это форма сотрудничества педагогов образовательных организаций и родителей. Речь идет об информировании родителей о возрастных изменениях в развитии личности ребенка и способах взаимодействия с ним, выстроенных в контексте жизни субъектов взаимодействия по ценностям культуры [4]. Именно от семьи зависит нравственный потенциал семьи, который будет заложен в ребенке. Поэтому воспитание нравственности, достойного культурного уровня является важной задачей и образовательного учреждения, в котором обучается ребёнок.
В образовательной организации психологическое просвещение родителей является одним из направлений профилактической деятельности психолога с целью формирования у населения (педагогов, воспитателей, учащихся, родителей, всего населения) потребности в психологических знаниях, готовности и умения использовать его для оптимизации отношений с ребенком, понимания психологических особенностей его развития, понимания условий, способствующих этому, в том числе понимания разрушительного воздействия информации на ребенка, а также повышения уровня психологической культуры.
Исследователи данной проблемы [5,6,7] в целях повышения педагогической культуры родителей образовательные организации применяют ряд мер:
— индивидуальное консультирование родителей (благодаря такому взаимодействию педагоги пытаются изменить внутрисемейное воспитание либо же повлиять на родительские стереотипы в воспитании детей);
— мини-лекции приглашенных специалистов (это могут быть психологи, социальные работник, юристов);
— наглядная педагогическая пропаганда (позволяет познакомить родителей с вопросами воспитания наглядно через стенды, тематические выставки и непосредственно показать им воспитательный процесс);
— родительское собрание является действенным способом взаимодействия родителя и педагога, которое влечёт за собой организацию обмена опыта по воспитанию детей в семье, а также анализ нестандартных подходов к реализации воспитательных задач;
— ролевые и деловые игры. По мнению Науменко Н. М., они направлены на изучение уровня сформированности педагогических умений и навыков участников родительского просвещения [6];
— дни открытых дверей предоставляют родителям возможность познакомиться с содержанием и методами воспитания и обучения, условиями деятельности их детей в образовательной организации. В некоторых случаях «день открытых дверей» помогает преодолеть негативное или предвзятое отношение родителей к своему ребенку, его способностям, увидеть его в другом свете. С этой же целью педагогами организуются открытые уроки, совместные внеклассные мероприятия
Эффективность и результат работы по повышению педагогической культуры у родителей будет выше в случае, когда педагог использует коллективные и индивидуальные формы психолого-педагогического просвещения со всеми участниками образовательного процесса.
Наше экспериментальное исследование проходило на базе МОУ «Гимназия № 1» г. Железногорска. Всего в эксперименте принимало участие 80 родителей и 40 обучающихся.
Экспериментальное исследование осуществлялось с целью изучения эффективности предлагаемой коррекционно-развивающей программы формирования психолого-педагогического просвещения родителей обучающихся.
Констатирующий этап эксперимента предполагал проведение диагностики с применением методик, целью которых являлось определение исходного уровня сформированности психолого-педагогической компетентности у родителей обучающихся.
Результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента показали, что уровень сформированности психолого-педагогических компетенций родителей учащихся развит недостаточно.
Были выделены три группы родителей: с высоким уровнем 24 % респондентов, проявивших готовность к повышению уровня психолого-педагогических компетенций в воспитании детей родителями, со средним уровнем 50 % респондентов и с низким уровнем 26 % опрошенных.
На основе теоретических исследований и данных проверочного этапа эксперимента нами разработана программа формирования психолого-педагогических умений у родителей учащихся. Работа на формирующем этапе эксперимента заключалась в реализации психолого-педагогической воспитательной программы, а также проведении комплексной работы с классными руководителями, которые проводили родительские собрания, совместные мероприятия и т. д.
Особое внимание уделялось родителям, которые по результатам констатирующего этапа эксперимента показали низкий уровень психолого-педагогической компетентности, с ними проводилась индивидуальная коррекционно-воспитательная работа совместно с социальным педагогом и классным руководителем.
Контрольный этап эксперимента показал, что образовательный уровень психолого-педагогической компетентности родителей учащихся значительно повысился. Таким образом, можно утверждать, что разработанная и реализуемая нами программа формирования психолого-педагогической компетентности у родителей школьников показала себя эффективной.
Результаты эксперимента полностью подтвердили актуальность выбранной нами темы исследования, правильность выдвинутой гипотезы, а также рациональность используемых методов и приемов педагогического и психологического воздействия. Разработанная программа может быть рекомендована для использования в системе основного и дополнительного образования.
Обобщая, следует отметить, что педагогическая культура родителей выполняет различные функции: воспитательную, развивающую и информационную. Эффективность семейного воспитания будет зависеть от педагогической культуры родителей. Семья является основным звеном в воспитании ребенка, поэтому родители должны уделять внимание их общей и педагогической культуре. Поэтому, одной из важнейших задач образовательной организации является формирование и повышение педагогической культуры родителей посредством психолого-педагогического просвещения в деятельности педагога-психолога.
Литература:
- Волкова, О. А. Педагогическая культура родителей как социально-педагогическая проблема / О. А. Волкова. // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 476–478.
- Дубровина И. В. Психологическое просвещение: от психологической грамотности к психологической культуре // [Электрон. ресурс] 2010
- Дубровина И. В. О преподавании психологии в школе // Вопросы психологии. 2005
- Жукова Л. А. Повышение педагогической культуры родителей обучающихся. [Электронный ресурс] // Мультиурок. — URL: https://multiurok.ru/files/povyshieniie-piedaghoghichieskoi-kul-tury-roditieliei-obuchaiushchikhsia.html (дата обращения 18.12.2022).
- Копылова О. Ю. Повышение педагогической культуры у родителей обучающихся [Электронный ресурс] // Сидоров С. В. Сайт педагога-исследователя — URL: http://si-sv.com/publ/povyshenie_pedagogicheskoj/10–1-0–669 (дата обращения: 25.12.2022).
- Науменко Н. М., Педагогическое просвещение родителей как механизм формирования ответственного родительства. // Кант, 2017
- Никитина Е. Л. Повышение педагогической культуры родителей учащихся // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XIII Международной научно-практической конференции — Новосибирск: СибАК, 2012. — 37 с.
- Шапарь В. Б. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Рассоха, О. В. Шапарь. — Ростов н/Д.: Феникс, 2009. — 285 с.