Статья посвящена изучению, обобщению и анализу правового механизма государственного регулирования банковской деятельности на современном этапе. Данная статья отражает вопросы правового регулирования в последние годы развития банковского сектора Российской Федерации, а также в условиях кризиса, вызванного пандемией и активным санкционным давлением со стороны стран Запада. Выявление особенностей правового регулирования банковской деятельности в сегодняшней ситуации, а также проблем правового регулирования позволяет сделать вывод о проблемах механизма государственного регулирования, и, тем самым, способствует совершенствованию рассматриваемого института.
Ключевые слова: банковская деятельность, банковская система, государственное регулирование банковской деятельности, правовой механизм, правовое регулирование банковской деятельности, Банк России.
The article is devoted to the study, generalization and analysis of the legal mechanism of state regulation of banking activity at the present stage. This article reflects the issues of legal regulation in recent years of the development of the banking sector of the Russian Federation, as well as in the context of the crisis caused by the pandemic and active sanctions pressure from Western countries. The identification of the features of the legal regulation of banking activities in the current situation, as well as the problems of legal regulation, allows us to conclude about the problems of the mechanism of state regulation, and thus contributes to the improvement of the institution under consideration.
Keywords: banking activity, banking system, state regulation of banking activity, legal mechanism, legal regulation of banking activity, Bank of Russia.
В новой действительности, продиктованной обширными внешнеполитическими и экономическими санкциями мирового сообщества, особенно актуально исследовать вопрос о правовом механизме государственного регулирования банковской деятельности в настоящих условиях. Важность представляет рассмотрение роли Центрального Банка в правовом регулировании деятельности кредитных организаций, с учетом экономических последствий кризиса. Банк России как основной регулятор деятельности банковской системы, и всех кредитных организаций, в соответствии с Федеральным законом «О Центральном Банке РФ» [1], оказывает большое влияние на правовое регулирование банковской деятельности в целом.
На современном этапе банковская система сталкивается с серьезными вызовами, в связи с чем, актуальным является вопрос обеспечения стабильности и устойчивости банковской системы. Банк России, на сегодняшний день, ведет активную правотворческую деятельность, что позволяет смягчить удар санкций по коммерческим банкам РФ и стабилизировать банковскую деятельность. Именно нормативные акты Банка России призваны оптимизировать процессы взаимодействия в области государственного регулирования деятельности банков, а также усилить контроль за рисками банков и банковских холдингов.
Говоря о механизме государственного регулирования банковской деятельности, следует отметить, что государство осуществляет его посредством принятия нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в области осуществления банковской деятельности, а также путем наделения Центрального Банка специальными полномочиями регулирования банковской деятельности [8]. Функции регулятора Центрального Банка на сегодня очевидны. Стабильность банковского сектора, находящегося под влиянием санкций, оказалась зависима от решения Банка России. Примечательно, что Банк России применил механизм стабилизации ситуации путем значительного повышения ключевой ставки, тем самым, продемонстрировав его актуальность. Так, в марте 2022 года ключевая ставка Банка России была установлена на отметке 20 %, что позволило стабилизировать ситуацию уже к осени, и в сентябре была установлена ключевая ставка 7,5 % [6]. Многие исследователи называют данную меру критической, однако именно она позволила обеспечить некоторую устойчивость банковской деятельности на сегодняшний день.
С целью уменьшить санкционный удар по банковскому сектору, Центральный Банк форсировано разрабатывает механизмы компенсации, обеспечению устойчивости для кредитных организаций, в соответствии с проблемными аспектами, возникающими в результате ограничений.
О важности регулирования рисков писала еще Халилова в 2019 году [7, с. 67], на фоне ранее наложенных санкций, эта необходимость уже была очевидна. Так, учитывая положения Указания Банка России от 16.11.2021 № 5994-У [2], Банк России утвердил изменения в порядок раскрытия информации о принимаемых рисках. Изменения направлены, прежде всего, на актуализацию положений порядка раскрытия информации с учетом новой методики определения собственных средств и обязательных нормативов. Кроме того, установлен новый состав информации, подлежащей ежегодному и ежеквартальному раскрытию.
Еще одним важнейшим решением является внесение изменений в порядок расчета обязательных резервов, которое закреплено в Указании Банка России от 06.12.2021 № 6005-У [3].
В соответствии с данным нормативным актом, скорректирован состав и порядок определения величины резервируемых обязательств. Включены положения, касающиеся расчета и использования сведений о среднемесячных остатках балансовых счетов для расчета размера и регулирования обязательных резервов.
В соответствии с Информацией Банка России от 18.03.2022 г., отмечается, что «российская экономика входит в фазу масштабной структурной перестройки, которая будет сопровождаться временным, но неизбежным периодом повышенной инфляции, в основном связанным с подстройкой относительных цен по широкому кругу товаров и услуг» [5]. Есть основания полагать, что проводимая Банком России денежно-кредитная политика создаст условия для постепенной адаптации экономики к новым условиям и возвращения годовой инфляции к 4 % в 2024 году.
Кроме того, стоит отметить и деятельность Департамента банковского регулирования и аналитики. Согласно информации Департамента, с конца февраля 2022 года основным направлением деятельности стала реализация антикризисных мер для снижения влияния санкций и их последствий для банков и их клиентов. Анализируя полученную в ходе заседания Департамента, информацию, можно сделать вывод о важности включения цифровых технологий в регулятивную деятельность Банка России. Цифровые технологии, как правило, обеспечивают правовые механизмы регулирования, и позволяют своевременно реагировать на экономические вызовы и риски со стороны недружественных стран, в частности, в области банковского сектора. В связи с чем, следует отметить, что защита финансовой системы России должна иметь комплексный характер. С целью развития указанных выше направлений в области обеспечения стабильности банковского сектора, и оптимизации регулирования банковской деятельности следует принять во внимание следующие рекомендации.
Целесообразно обратить повышенное внимание на диагностирование ухудшения финансовой устойчивости банков на ранней стадии. Регламентация деятельности банков по минимизации банковских рисков отсутствует. В связи с чем, необходимо принятие нормативного акта, регулирующие отношения по осуществлению высокорисковой банковской деятельности. Издание нормативного акта Банка России позволит унифицировать представляемую банковскими холдингами информацию о принимаемых ими рисках с учетом особенностей отчетности участников холдинга, а также расширить перечень информации, представляемой банковскими холдингами в Банк России, в части сведений об операциях участников холдинга со связанными сторонами.
Необходимо оптимизировать пути взаимодействия между банками и регулирующими органами. Так, издание нормативного акта Банка России позволит закрепить возможность направления сведений в АСВ через личный кабинет и использовать обновленную форму направления Банком России в АСВ сведений о соответствии банков критериям уплаты дополнительной или повышенной дополнительной ставки. Таким образом, возможно упростить обмен информацией между Банком России и АСВ.
Представляется важным дополнить Указание Банка России от 11.01.2021 № 5699-У «О порядке обращения банка с ходатайством о неотнесении его к банкам, уплачивающим дополнительную или повышенную дополнительную ставку страховых взносов», а именно изменить структурное подразделение, которое рассматривает ходатайство.
Таким образом, отмеченные выше механизмы стабилизации банковской системы и правового регулирования предполагают внесение изменений в действующие нормативно-правовые акты, регулирующие банковскую деятельность, тем самым, совершенствуя не только законодательство в данной области, но и правоприменительную деятельность.
Литература:
- О Центральном банке Российской Федерации: Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ // Российская газета, № 127. — 13.07.2002. — Текст: непосредственный.
- О внесении изменений в Указание Банка России от 7 августа 2017 года № 4482-У «О форме и порядке раскрытия кредитной информации о принимаемых рисках, процедурах их оценки, управления рисками и капиталом»: Указание Банка России от 16 ноября 2021 г. № 5994-У. — Текст: электронный. URL: https://www.garant.ru (дата обращения: 09.12.2022)
- О внесении изменений в Положение Банка России от 11 января 2021 года № 753-П «Об обязательных резервах кредитных организаций»: Указание Банка России от 6 декабря 2021 г. № 6005-У. — Текст: электронный. URL: https://www.garant.ru (дата обращения: 09.12.2022)
- Ибаев Р. К. Статус центрального банка РФ // Вестник науки. 2022. № 2 (47). — Текст: электронный. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/status-tsentralnogo-banka-rossiyskoy-federatsii (Дата обращения: 07.11.2022).
- Информация Банка России от 18.03.2022 г. — Текст: электронный. URL: https://cbr.ru/about_br/dir/rsd_2022–03–18_03–21/ (дата обращения: 09.12.2022)
- Ключевая ставка Банка России: динамика с 09.03.2022 по 9.12.2022. –Текст — электронный. –URL: https://cbr.ru/hd_base/KeyRate/ (дата обращения: 09.12.2022)
- Халилова, Л. А. Обеспечение финансовой устойчивости банковской системы России // Молодой ученый. — 2019. — № 37 (275). — С. 66–69. — Текст: непосредственный.
- Шуплецова, Ю. И. Финансовое право. Конспект лекций / Ю. И. Шуплецова. — Москва: Юрайт, 2018. — 192 c. — Текст: непосредственный.