В статье автор пытается определить пути повышения доходов по прочим видам деятельности в Санкт-Петербургском центре диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры.
Ключевые слова: доходы, услуги, SWOT-анализ, сильные стороны, слабые стороны, возможности, угрозы.
Санкт-Петербургский центр диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры (далее — центр) является структурным подразделением дирекции диагностики и мониторинга инфраструктуры — структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры — филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
Основной задачей центра является оперативное и эффективное управление парком мобильных диагностических средств, иными средствами диагностики и обследовательскими станциями для функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта и безопасности движения поездов в пределах границ обслуживания.
Два основополагающих аспекта деятельности центра — неразрушающий контроль и геометрия рельсовой колеи.
Также центр оказывает услуги по проведению сплошного ультразвукового контроля рельсов и стрелочных переводов и контроля геометрических параметров железнодорожных путей необщего пользования.
Для выявления преимуществ перед конкурентами и определения путей повышения доходов от прочих видов деятельности, был проведен SWOT-анализ работы со сторонними контрагентами.
При проведении SWOT-анализа работы центра со сторонними контрагентами были выявлены следующие сильные стороны.
Мобильность. В связи с тем, что в состав центра входят 34 участка диагностики, расположенных в пределах самой протяженной железной дороги, услуги могут оказываться во многих регионах страны.
Высококвалифицированный персонал. Все специалисты центра является отлично подготовленными профессионалами. Это касается как операторов тележек, инженеров вагонов, так и расшифровщиков и управляющего персонала.
ОАО «РЖД» — крупнейший владелец инфраструктуры, что говорит о надежности и хорошей репутации.
Государственный контракт с Министерством обороны РФ также является сильной стороной, так как интенсивность военных перевозок и большая протяженность подъездных путей воинских частей дает гарантию освоения большей части плановых бюджетных параметров, доводимых до центра.
Наряду с преимуществами, выявлены возможности для дальнейшей деятельности центра.
Расширение спектра услуг. Как уже отмечалось в диссертационном исследовании, на сегодняшний день, центр оказывает услуги по сплошному ультразвуковому контролю рельсов и стрелочных переводов, а также контролю геометрических параметров рельсовой колеи съемными средствами диагностики. Однако, спектр услуг, которые может оказывать центр, гораздо шире:
— Оценка состояния пути необщего пользования мобильными, средствами диагностики;
— Техническая оценка состояния искусственных сооружений;
— Проверка объектов железнодорожной инфраструктуры на соответствие габаритным нормам;
— Геодезия: изготовление технических паспортов пути, продольный профиль, изготовление масштабных планов;
— Услуги по лубрикации — смазке контактирующих поверхностей с целью борьбы с трением боковых поверхностей.
Увеличение доходов от прочих видов деятельности. Данная возможность является следствием обозначенного выше расширения спектра услуг.
Заключение договоров поставки и оказания услуг за счет прочих видов деятельности. Увеличение плана доходов и расходов от прочих видов деятельности позволит осуществить поставку оборудования, средств диагностики или проведение сопутствующих работ, необходимых для повышения производительности труда и увеличения объемов оказываемых услуг.
SWOT-анализ позволил также выделить слабые стороны работы центра.
Высокий уровень конкуренции в сфере услуг. В пункте 2.3 диссертационного исследования проведен анализ конкурентов Санкт-Петербургского центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры в сфере проведения сплошного ультразвукового контроля рельсов и стрелочных переводов. Анализ показал, что на рынке есть компании, которые составляют серьезную конкуренцию центру.
Периодичность проверки инфраструктуры, принадлежащей ОАО «РЖД». Так как основной задачей центра является контроль состояния железнодорожных путей и обеспечение безопасности движения поездов, штатная численность рассчитана под утвержденные по дороге объемы проверки, поэтому зачастую сложно согласовать время для работы на сторонних контрагентов.
Передача участков диагностики из Октябрьской дирекции инфраструктуры. Несмотря на то, что данное мероприятие позволило расширить спектр оказываемых услуг съемными средствами диагностики, многие контрагенты, с которыми ОАО «РЖД» работало раньше, направляют заявки в дистанции пути, из-за чего часть из них может потеряться в бюрократической цепочке.
Узкий спектр услуг, которые сегодня оказывает центром. Как отмечалось ранее, в 2022 году все договоры со сторонними контрагентами были заключены на работу съемными средствами диагностики, дефектоскопными и путеизмерительными тележками. Необходимо рассчитывать стоимость и предлагать предприятиям и другие услуги, которые технически может выполнять центр.
Настоящая деятельность центра по работе в рамках прочих видов деятельности предполагает также определенные угрозы.
Некорректное планирование. Сложный процесс заключения договоров несет за собой риски ошибок в планировании, что нарушает финансовую дисциплину. Отсюда следует другая угроза — невыполнение бюджетных параметров. Следствием невыполнения бюджетных параметров может стать отрицательный финансовый результат, невыполнение показателей индивидуальной трудовой деятельности руководителей.
Налоговые риски. Получение доходов от прочих видов деятельности неразрывно связаны с налогом на добавленную стоимость и налогом на прибыль. Соответственно, невыполнение бюджетных параметров, нарушение финансовой дисциплины несет за собой налоговые риски.
Таким образом, сильные стороны и возможности для роста в работе со сторонними контрагентами у Санкт-Петербургского центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры, есть.
На основе приведенных выше доводов, для увеличения доходов от прочих видов деятельности, необходимо работать в следующих направлениях:
— Расширение спектра оказываемых услуг. Для этого необходимо провести совещание с причастными отделами и руководителями центра, разработать стратегию по каждому направлению, составить калькуляции на оказание услуг.
— Планирование режима труда и отдыха работников с учетом объемов работы в рамках прочих видов деятельности.
— Работа с дистанциями пути, для того чтобы заявки от клиентов, когда-то пользовавшихся услугами ОАО «РЖД», доходили до пункта назначения, то есть, до центра.
— Четкое планирование бюджетных параметров под заключенные договоры со сторонними контрагентами.
— Проведение рекламных мероприятий, создание сайта центра с описанием, ценами и порядком оказания услуг.
Литература:
- Положение о Санкт-Петербургском центре диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры — структурном подразделении дирекции диагностики и мониторинга инфраструктуры — структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры — филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утвержденное распоряжением № ЦДМ-25/р от 01.03.2019 г.;
- Положение о системе неразрушающего контроля рельсов и эксплуатации средств рельсовой дефектоскопии в путевом хозяйстве железных дорог ОАО «РЖД», утверждённое распоряжением ОАО «РЖД» № 1471р от 26.07.2017;
- Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные приказом министерства транспорта от 23 июня 2022 года № 250;
- Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденная Распоряжением правительства РФ № 877 р от 17.06.2008 г.