В статье рассматриваются методы развития логического мышления в начальных классах. Изучено понятие логического мышления. Выявлены особенности логического мышления младших школьников. Наблюдения педагогов и психологов показали, что ребенок, не овладевший приемами умственной деятельности в начальной школе, в средних классах переходит в разряд неуспевающих. Эта задача ставится перед учителем начальных классов. Каждый предмет, который преподается в начальных классах, дает реальные предпосылки для развития логического мышления.
Ключевые слова: мышление, логическое мышление, младшие школьники, методы развития логического мышления.
В условиях современного общества и совершенствования методов обучения и воспитания детей возникает актуальность поиска развития содержания образования и определения наиболее удачных приемов, которые являются оптимальными для использования в образовательно-воспитательном процессе.
Важным для осуществления обучения выступает наличие у ребенка определенного уровня интеллектуального развития соответственно возрасту, который всегда был в центре внимания психологов, педагогов, философов. Ведь именно ему принадлежит признание каждого индивида как личности в социальной среде.
Проблема исследования логического мышления является сейчас актуальной, ведь отечественные и зарубежные исследователи выражают противоположные взгляды на сущность интеллекта и пути его экспериментального исследования. Важно отметить, что также актуализирует данную проблему в настоящем непрерывное развитие информационно-коммуникативных технологий, владение которыми является необходимым для каждого человека, который стремится к своему профессиональному и личностному росту.
По словам В. В. Левитес, логичность как признак культуры речи формируется на уровне «мышление — язык — речь» и зависит от степени овладения приемами умственной деятельности, знания законов логики и основывается на знаниях объективной реальной действительности [3].
В начале школьного обучения развитие ребенка характеризуется ситуативностью в становлении логической составляющей мышления, неумением осуществлять самоконтроль за мыслительными операциями, доказательно рассуждать и сопоставлять выбор способов деятельности с начальными условиями и результатами задания. Суждения дошкольников являются следствием оформления эмпирического опыта, когда преобладает ориентировочно-познавательная активность над логико-познавательными обобщениями. В младшем школьном возрасте дидактический акцент меняется с условия задания на конечную цель при усилении роли содержательно-мотивационной составляющей познания.
Рассмотрим систему практически-ориентированных задач, направленных на развитие логичности мышления с помощью развивающих возможностей математики. В логической подготовке младших школьников отдельный класс составляют задания, дидактические цели которых сосредоточены на формировании правильных структур мышления учащихся. ФГОС НО не предусмотрено знакомство с элементами логики. Поэтому использование терминологического и понятийного аппарата сводится к его речевому аналогу. В частности, логическая операция отрицания воспроизводится в устной и письменной речи частицей «не», дизъюнкция — союзом «или», конъюнкция — союзом «и», импликация — «если..., то»..., эквиваленция — «тогда и только тогда». Логические операции в речевом варианте обогащают словарь детей, а представленные на системе разнотипных заданий, они способствуют развитию мыслительных операций и более глубокому, осознанному восприятию учебного материала. Качество логической подготовки детей обеспечивается решением следующих задач:
– ознакомить детей с элементами логики высказываний, формировать умение рассуждать по законам формальной логики;
– закрепить языковые аналоги в речевой практике, выработать навыки их применения при решении стандартных и творческих задач;
– ознакомить детей с понятиями истинности — ложности высказываний и добиваться обоснования ребенком оценочных суждений и выводов [1].
Логические задания относятся к развивающим, которые в учебниках по математике для начальной школы представлены как задачи нестандартные, с логической нагрузкой, творческой или повышенной сложности. Их выполнение в условиях класса требует моделирования учебного процесса с целью детальной разработки фрагмента урока с учетом познавательных возможностей различных групп учащихся.
Наблюдения за учебным процессом показывают, что такие задания учителя предлагают способным ученикам или выборочно для всего класса. Решения часто являются результатом догадки или угадывания некоторыми детьми ответа при потенциальной пассивности большинства учеников. Причиной этого явления, по нашему мнению, является отсутствие на уроках систематической работы по развитию правильных форм мышления, неоправданное преобладание содержательной стороны обучения над операционным: дети часто говорят правильный ответ без надлежащего обоснования и объяснения способа нахождения результата. Если ученики выполняют подобные задачи, то у творческих, эвристических они оказываются беспомощными, интеллектуально пассивными. Поэтому оправданным является методический подход, при котором параллельно с усвоением знаний дети овладевают приемами логического анализа учебной задачи и обоснованного выбора способа достижения результата [5].
Развитию у учащихся логического мышления в значительной мере способствует математика. Изучение младшими школьниками математики связано с общими и специфическими видами познавательной деятельности, среди общих видов которой главное место занимают приемы логического мышления. Поэтому учитель должен строить учебный процесс так, чтобы развивать у учащихся умение мыслить самостоятельно, продуктивно и логично. Математические знания усваиваются школьником в пригодной к ее пониманию системе, в которой отдельные положения логически связаны между собой и вытекают друг из друга.
Следует отметить, что логическое мышление нужно формировать лишь в конкретной последовательности. Сначала нужно научить учащихся вычленять в предметах свойства. Для этого целесообразно показать им прием сопоставления данного предмета с другими, которым присущи различные свойства. Когда ученики научатся определять различные свойства, можно переходить к формированию у них понятия об общих и отличительных признаках [4].
Далее учат детей отличать существенные (важные) свойства от несущественных (неважных) свойств. Знания таких понятий нужны для усвоения логических приемов сравнения и классификации. Сравнивать — это уметь выделять признаки в объекте, устанавливать общие признаки, сопоставлять объекты. Прием классификации означает следующие действия: выбор критериев для классификации, деление по этим критериям всех множеств объектов, входящих в понятие и построение классификационной системы.
В дальнейшей работе следует развивать у учащихся умение устанавливать истинность одних суждений на основании известной истинности других суждений и обучать строить возражения простых суждений. С этой целью рассматриваются упражнения по смыслу предложений со словами «необходимо», «если..., то». Далее в учебную деятельность младших школьников постепенно вводятся упражнения на выработку умения строить индуктивные и дедуктивные выводы, используя жизненный опыт ребенка. Планируя задачи с логической нагрузкой для индивидуальной работы, учитель должен продумать способ подачи ученику задачи, способы оказания помощи, проверку и оценку индивидуальной работы [6].
Рекомендуем следующие виды дифференцированной помощи учащимся:
– дополнительно конкретизировать задание;
– вспомнить аналогичное задание, выполненное ранее;
– предварительно решить простейшие вспомогательные упражнения;
– выполнить учителем определенной части нестандартного задания;
– оказать помощь теоретическими справками;
– помочь с применением выбора решения;
– предупредить учащихся о типичных ошибках, неправильных подходах и др.
При формировании логической компетентности используют методы: эвристический, исследовательский и проблемно-поисковый. Эвристический метод помогает учащимся приобщиться к процессу «открытия» новых знаний, понятий, закономерностей, способов. Исследовательский метод обеспечивает овладение учащимися способами научного познания, формирование у них способности к творческой деятельности и потребности в ней. Однако основным методом формирования логической компетентности является метод обучения в деятельности (проблемно-поисковый метод), при котором происходит сочетание учебной деятельности учащихся с их познавательной деятельностью. При решении школьниками проблемной ситуации происходит установление межпредметных связей и интеграцию материала из разных смысловых линий, необходимого для решения поставленной задачи, задействуется логическое мышление, которое предполагает умение анализировать, сравнивать, обобщать и тому подобное. У детей развивается интуиция, формируются такие ценные качества, как понимание того, что в жизни не сразу можно найти правильный ответ, что каждый имеет право на ошибку [2]. В ходе исследования были сформированы экспериментальная и контрольная группы, у которых провели срез на тему «Логические задачи. В ходе эксперимента было проведено 10 занятий в экспериментальной группе, на которых обучающиеся развивали логическое мышление, умственные способности. Для подведения результатов, был проведен повторный срез знаний в двух группах. Эксперимент показал, что динамика развития логического мышления положительная.
Результаты эксперимента представлены на диаграммах.
Контрольная группа 3 «А»
Экспериментальная группа 3 «Б»
Таким образом, логическое мышление расширяет границы познания, дает возможность выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятия. Мышление дает возможность знать и судить о том, что человек непосредственно не наблюдает и не воспринимает. Оно позволяет предсказывать наступление таких явлений, которые в данный момент не существуют. Формирование логических структур мыслительной деятельности является одной из составляющих личностного развития младшего школьника. Эта проблема является предметом изучения не только методики преподавания математики (логики высказываний), но и родного языка (логичность речи). Важность такого исследования обусловлена той ролью, которую выполняет логическое мышление в усвоении ребенком системы знаний об окружающем мире. Умение логически рассуждать способствует развитию культуры мышления, а именно таких его качеств, как правильность, точность, четкость и доказательность. Развитие мышления младших школьников невозможно без сформированных на достаточном уровне умений анализировать суждения, замечать и исправлять логические ошибки в речи, давать оценку собственной деятельности.
Литература:
- Клемешова Н. С. Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста (из опыта работы) / Н. С. Клемешова, О. Т. Иванникова// Молодой ученый. — 2019. — № 34 (272). — С. 55–58.
- Коноваленко Е. А. Логическое мышление младших школьников и его характеристика / Е. А. Коноваленко, В. В. Христенко, С. А. Скрыпцова // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 415–418.
- Левитес В. В. Развитие логического мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста / В. В. Левитес // Известия Российской академии образования. — 2019. — № 3. — С.54–57.
- Лукина А. Н. Развитие логического мышления младших школьников посредством моделирования природных процессов на уроках // В книге: Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. Материалы IX Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 4-х частях. Под редакцией Е. В. Толокнёвой, Г. С. Чесноковой. Новосибирск, 2020. С. 212–214.
- Смирнова, А. С. Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте / А. С. Смирнова, Л. В. Левицкая. // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1783–1785.
- Толмачева А. В., Стойлова Л. П. Проблема формирования целостной картины мира в процессе развития логического мышления у младших школьников // Педагогическое образование. 2021. Т. 2. № 2. С. 24–29.