Когнитивно-поведенческая терапия табачной зависимости | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (449) январь 2023 г.

Дата публикации: 10.01.2023

Статья просмотрена: 1394 раза

Библиографическое описание:

Коган, Б. М. Когнитивно-поведенческая терапия табачной зависимости / Б. М. Коган, С. Н. Болховитина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 410-412. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98749/ (дата обращения: 18.12.2024).



Когнитивно-поведенческая терапия табачной зависимости

Коган Борис Михайлович, доктор биологических наук, профессор, зав. кафедрой;

Болховитина София Николаевна, студент магистратуры

Московский городской педагогический университет

В настоящей статье авторы рассматривают современные подходы к психотерапии табачной зависимости. Всемирная организация здравоохранения сообщает, что употребление табака убивает до половины от него зависимых. Так называемая «табачная эпидемия» является одной из самых значительных угроз для здоровья людей всего мира, когда-либо возникавших в истории человечества.

Свою эффективность в борьбе с зависимыми формами поведения показывает когнитивно-поведенческая терапия, предполагающая разоблачение аддиктивных убеждений, изменение стереотипов дисфункционального мышления и последующей коррекции зависимого поведения.

За курением часто просматривается какая-либо проблема, этот деструктивный ритуал может являться проявлением повышенной тревоги, аутоагрессии, акцентуированной демонстративности поведения, актуализированных чувств обиды и вины и других маркеров психологического неблагополучия. Наиболее разумно лечить причину болезненного проявления, а не патологические последствия в виде аддикций.

Перед специалистами стоит важнейшая задача по коррекции зависимого поведения курильщика, в связи с чем, необходима высокая осведомленность о современных психотерапевтических подходах к данной проблеме.

Ключевые слова: никотиновая зависимость, табакокурение, психотерапия зависимого поведения, отказ от курения, когнитивно-поведенческая терапия, синдром зависимости от табака.

Согласно международной классификации болезней 10-го пересмотра, синдром зависимости от табака и синдром отмены табака у взрослых относятся к группе 10 F17 — «Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ». В основе развития данных заболеваний лежит взаимодействие никотина с альфа-4-бетта-2-ацетилхолиновыми рецепторами головного мозга, вызывающее развитие никотиновой зависимости [1].

Современная медицина имеет отработанные алгоритмы медикаментозного лечения никотиновой зависимости, наличествует ряд исследований, доказывающих эффективность фармакологической терапии данного расстройства [3].

Очевидно, что при наблюдении какого-либо расстройства, недостаточно просто купировать его симптомы, следует тщательно исследовать причины его возникновения и разобраться, — почему именно у этого человека употребление табака переросло в серьезную зависимость и вообще такая потребность возникла.

Из наиболее распространенных психологических детерминантов возникновения табачной зависимости мы встречаем повышенный уровень тревоги, дистресс, депрессивные и субдепрессивные расстройства, демонстративность поведения, любопытство, нахождение в среде, где курение социально приемлемо, подражание представителям референтной группы.

Поскольку никотиновая зависимость чаще формируется в юности, имеет смысл обозначить ведущие мотивы курения у студентов:

1) мотив стимулирования, взбадривания «от лени»;

2) удовольствие от самого процесса курения, «игра» с сигаретой;

3) желание расслабиться, получить удовольствие, поддержать равновесие духа и хорошее настроение;

4) снятие напряжения, подавленности; средство «решения» личностных проблем, вернее, получение ощущения «как будто они решены»;

5) неконтролируемое желание закурить, психологическая зависимость — «жажда»;

6) привычка (рефлекс). [6]

Здесь важно обратить внимание на некорректность и иллюзорность представлений о воздействии табака на организм человека, на игнорирование наиболее витальных способов достижения этих целей и безразличие к потенциальному вреду.

Накануне Всемирного дня без табака, который отмечают 31 мая, журналы The Lancet and The Lancet Public Health опубликовали глобальные обзоры по проблеме курения. Их авторы обработали информацию, полученную в 204 странах в 2019 году. [2]

В 2019 году от последствий курения умерли 7,7 миллиона человек, включая 1,6 миллиона от хронической обструктивной болезни легких, 1,3 миллиона от рака легких, 1 миллион от инсульта. Одна из пяти смертей мужчин происходит по причинам, связанным с курением. Только 6 % таких смертей пришлись на людей, которые бросили курить за 15 лет до смерти и ранее. Авторы обзора напомнили, что от причин, напрямую связанных с курением, умирает каждый второй курильщик. В России около 300 тысяч смертей от курения за год и 35 миллионов курильщиков. [2].

Полученные данные свидетельствуют о том, что проблема никотиновой зависимости не отступает, местами «молодеет» и трансформируется в иные формы потребления табака, а значит, работа учёных в этом направлении не теряет своей насущности для жизни и здоровья населения страны.

Согласно исследованиям Всемирной организации здравоохранения, между курением табака и психическими заболеваниями имеются чёткие корреляции.

Употребление табака является одним из факторов риска неинфекционных заболеваний и имеет сложные взаимосвязи как с другими факторами риска, так и с неинфекционными заболеваниями. Например, употребление табака и вредное употребление алкоголя часто происходит параллельно [10], а курение среди людей с психическими заболеваниями встречается в два-три раза чаще по сравнению с населением в целом [12]. Курение делает людей более уязвимыми к психическим заболеваниям, а психические заболевания приводят к повышению вероятности курения.

Наука, в частности, медицина и психология, имеют дело с замкнутым кругом, где психологические и психические проблемы провоцируют зависимые формы поведения, а зависимости провоцируют еще большие психологические и психические проблемы.

Успех самостоятельных попыток отказа от курения совершенно незначительный — согласно исследованию сервиса «Здоровье», в котором приняли участие 13022 жителя разных городов России в возрасте от 18 до 25 лет, 72 % курящих пробовали бросить курить, половина из них неоднократно, но избавиться от этой зависимости смогли только 14 %. Без помощи специально обученного врача или психолога достаточно сложно разрешить такую серьезную проблему.

Практически в каждом научном терапевтическом направлении психологии мы встретим обоснование феномена курения табака, терапевтические и коррекционные тактики работы с данной проблемой.

Большинство научных подходов имеют схожие алгоритмы и рекомендации для специалистов.

Исследовав и обобщив ряд различных источников, мы получаем боле или менее устоявшийся алгоритм терапии никотиновой зависимости (курения табака):

  1. Проведение диагностики. Традиционно терапия начинается с диагностики. Для определения степени никотиновой зависимости чаще всего используют опросник Фагерстрема [1];
  2. Установление контакта. Важным компонентном взаимодействия в рамках психотерапии является установление доверительного психологического контакта с пациентом, это влияет на убедительность психотерапевта в глазах пациента, его ответственность перед процедурой и самим врачом/психологом;
  3. Повышение уровня компетенции. Информирование о вреде курения, разъяснение последствий, приведение статистических данных. Как показывает практика, довольно часто пациенты не подозревают — на сколько вредоносна их «безобидная вредная привычка», их компетентность в этом вопросе весьма слабая, восприятие проблемы ограничено примитивными, бытовыми представлениями о курении табака;
  4. Формирование мотивации к отказу от табакокурения. Необходимо не только оценить уровень мотивированности пациента к отказу от курения, но и всячески подкрепить такой настрой положительной оценкой и обозначением существенной пользы этих перемен. Для наиболее объективной оценки уровня мотивированности можно использовать опросник Прохаска «Оценка мотивации бросить курить» [1]
  5. Обсуждение целей и алгоритма психотерапии. Важно простроить этот путь в голове человека, сделать его понятным, знакомым, безопасным.

Дальнейшая работа специалиста встраивается индивидуально, хотя снова имеет общую структуру. Мы будем опираться на подход когнитивно-поведенческой терапии как наиболее научно обоснованного терапевтического направления в психологии, высокая эффективность которого подтверждена многочисленными эмпирическими исследованиями [9].

  1. Функциональный анализ (ФА). ФА направлен на выявление мыслей, чувств и обстоятельств, способствующих курению, и их изменения после курения. ФА позволяет выявить поведенческие детерминанты или ситуации, связанные с ситуацией курения, позволяет проникнуть в суть причин, побуждающих пациента к курению (трудности в межличностном взаимодействии, возможность ощутить облегчение, получение удовольствия, которое невозможно достичь другими способами и т. п.).
  2. Тренинги: — проводятся по индивидуальной программе — первые сеансы направлены на выработку контроля. Психотерапевт стремится устранить психологические компоненты этого поведенческого акта, которые подкрепляют аддиктивное поведение и тесно связаны с ним. К таким компонентам часто относятся: неустойчивая самооценка с тенденцией к занижению, повышенный уровень тревоги, стремление к причастности к групповым интересам (повод для общения с группой), потребность в отдыхе от труда, потребность в ритуале психологической перезагрузки, возможность выключиться из процесса, потребность в изменении газификации крови (что меняет работу основных психофизиологических параметров человека) и многое другое. Перечисленное, заменяется на иные поведенческие акты, дающие искомый ресурс. Корректируется самооценка, тревожность, идентичность, нарабатываются коммуникативные навыки и прочее. Данные мероприятия снижают актуальность курения и облегчают процедуру отказа от табака.
  3. Обучение техникам саморегуляции и самостоятельной проработки дисфункционального поведения. Определяется триггер — что привело меня к курению (какая причина явилась пусковой) мысли — о чем я думал в это время? чувства — что я чувствовал? поведение — что я затем делал? положительные последствия — что хорошего произошло? отрицательные последствия — какие неприятные события случились? Пациент получает домашние задания, в рамках которых, доформировывает навыки психологической саморегуляции (дыхательные техники, методики когнитивно-поведенческой терапии, письменные методики, физические упражнения, можно добавить релаксационные, медитативные, трансовые техники) [4] [5].

Заключение

Постепенное, поэтапное «отключение» пациента от потенциально ресурсных компонентов табакокурения, коррекция причин возникновения зависимости, наработка навыков, препятствующих рецидиву, даёт устойчивый результат и помогает справляться с другими трудностями в дальнейшем.

Использование имеющихся научных наработок психотерапии аддиктивного поведения способно существенно повысить уровень психологического благополучия зависимого от табака человека и исключить множество вредоносных последствий курения.

Литература:

  1. Международная классификация болезней 10 пересмотра (МКБ-10). http://mkb-10.com/index.php?pid=4048.
  2. Электронный портал «Medновости» раздел «здоровье» https://medportal.ru/mednovosti/globalnyy-otchet-o-kurenii/
  3. Ахрамейко, А. В. Современные аспекты лечения табакокурения и никотиновой зависимости / А. В. Ахрамейко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 249–254. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22875/ (дата обращения: 18.04.2022).
  4. Асимов М. A. Особенности психотерапии табачной зависимости. КазНМУ им. С. Д. Асфендиярова file:///C:/Users/user1/Downloads/Особенности-психотерапии-табачной-зависимости.pdf
  5. Баранова Л. М. Применение методов когнитивно-поведенческой психотерапии и психической саморегуляции при лечении пациентов с табакокурением // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2016. № 1(64). С. 52–55. URL: https://yadi.sk/i/jNJJOc8IqNSCa
  6. Кувшинова Т. И., Перминов А. А., Кувшинов Д. Ю. Психологические мотивы табакокурения и их динамика в течение индивидуального года у студентов // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 5.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15094
  7. Сахарова Г. М., Антонов Н. С. Вредное воздействие табакокурения на здоровье и подходы к лечению табачной зависимости. Справочник поликлинического врача 2008;14–15.
  8. Чучалин А. Г., Сахарова Г. М., Новиков К. Ю. Практическое руководство по лечению табачной зависимости // Русс. мед. журнал. 2001, 21, 2–19.
  9. Ялтонская А., Зарецкий Ю. Доказательные Исследования КПТ интернет-портал «Psy Profy» https://psyprofy.com/articles/9
  10. Degenhardt L, Chiu W-T, Sampson N, Kessler RC, Anthony JC, Angermeyer M et al. Toward a global view of alcohol, tobacco, cannabis, and cocaine use: findings from the WHO World Mental Health Surveys. PLOS Med. 2008;5(7):e141. doi:10.1371/journal.pmed.0050141.
  11. Garrison G. D., Dugan S. E. Varenicline: A First-Line Treatment Option for Smoking Cessation. Clin Therap 2009;31:3:463–491.
  12. Prochaska JJ, Das S, Young-Wolff KC. Smoking, mental illness, and public health. Annu Rev Public Health 2017;38(1):165–85. doi:10.1146/ annurev-publhealth-031816–044618.
Основные термины (генерируются автоматически): никотиновая зависимость, когнитивно-поведенческая терапия, курение, употребление табака, курение табака, табачная зависимость, Всемирная организация здравоохранения, зависимая форма поведения, зависимое поведение, синдром зависимости.


Ключевые слова

табакокурение, никотиновая зависимость, когнитивно-поведенческая терапия, психотерапия зависимого поведения, отказ от курения, синдром зависимости от табака

Похожие статьи

Шахматная игра как метод профильного анализа психиатрического пациента, элемент диагностики и коррекции психической патологии

В условиях современности почти любой вид деятельности человека ассоциирован с влиянием на него стресса или каких-либо других ситуаций, выход из которых весьма затруднителен без помощи психолога или психотерапевта. При длительном игнорировании подобны...

Психологическая коррекция агрессии у лиц, страдающих психическими расстройствами непсихотического характера

Непсихотические расстройства характеризуются адекватностью психических реакций по содержанию, часто неакдеватной заостренностью по силе и частоте в связи с тем, что резко изменяется чувствительность, реактивность. У многих пациентов поводом для прояв...

Я-концепция подростков с интернет-зависимостью

Подростковый возраст можно назвать одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека. Новообразованием подросткового возраста является процесс глобальной перестройки ранее сложившихся психологических структур, здесь закладываются основы сознатель...

Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде

Статья посвящена роли и значению различных методик профилактики зависимых форм поведения, а также возможности их реализации в контексте образовательной среды как фундаментальному условию формирования культуры здоровья и ценностей здорового образа жиз...

Анализ эффективности социально-психологического тренинга как метода коррекции нарушений адаптации младших подростков

Проблема адаптации представляет собой важную область научных поисков, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях все большее значение. В этой связи адаптационную концепцию можно рассматривать как один из пе...

Типы реакций и копинг-стратегий у детей в младшем школьном возрасте в ситуации стресса

Статья представляет собой обзор результатов эмпирического исследования психологических реакций у детей младшего школьного возраста, 10–11 лет, на стрессовые ситуации, а также зависимость типов предпочитаемых копинг-стратегий от личностных особенносте...

Особенности формирования и коррекции тревожности в подростковом возрасте

Среди различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, довольно большое внимание уделяется состоянию беспокойства и тревоги. Тревога в мире человеческих переживаний явление распространенное, имеющее много разных эмоциональ...

Воздействие эмоционально-динамических свойств личности на процессы адаптации к действию ускорений Кориолиса

Психическое развитие человека приводит ко все более совершенному приспособлению к среде в связи с улучшением понимания сущности происходящих в природе и обществе процессов. Диапазоны адаптационных возможностей с появлением психической адаптации у чел...

Комплексная реабилитация детей с расстройствами непсихотического уровня в условиях стационарного отделения

Одна из актуальных и социально-значимых проблем современной медицины — распространенность пограничных психических расстройств в детском возрасте, приводящих к нарушению их функционирования в социуме. За последние два десятилетия статистика выявленных...

Педагогическая профилактика буллинга в современной школе

В статье рассмотрены подходы к трактовке и содержанию понятия буллинга, определены его виды и разграничены формы прямой и косвенной травли. Сравнительный анализ результатов отечественных и зарубежных исследований позволил выявить масштабность распрос...

Похожие статьи

Шахматная игра как метод профильного анализа психиатрического пациента, элемент диагностики и коррекции психической патологии

В условиях современности почти любой вид деятельности человека ассоциирован с влиянием на него стресса или каких-либо других ситуаций, выход из которых весьма затруднителен без помощи психолога или психотерапевта. При длительном игнорировании подобны...

Психологическая коррекция агрессии у лиц, страдающих психическими расстройствами непсихотического характера

Непсихотические расстройства характеризуются адекватностью психических реакций по содержанию, часто неакдеватной заостренностью по силе и частоте в связи с тем, что резко изменяется чувствительность, реактивность. У многих пациентов поводом для прояв...

Я-концепция подростков с интернет-зависимостью

Подростковый возраст можно назвать одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека. Новообразованием подросткового возраста является процесс глобальной перестройки ранее сложившихся психологических структур, здесь закладываются основы сознатель...

Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде

Статья посвящена роли и значению различных методик профилактики зависимых форм поведения, а также возможности их реализации в контексте образовательной среды как фундаментальному условию формирования культуры здоровья и ценностей здорового образа жиз...

Анализ эффективности социально-психологического тренинга как метода коррекции нарушений адаптации младших подростков

Проблема адаптации представляет собой важную область научных поисков, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях все большее значение. В этой связи адаптационную концепцию можно рассматривать как один из пе...

Типы реакций и копинг-стратегий у детей в младшем школьном возрасте в ситуации стресса

Статья представляет собой обзор результатов эмпирического исследования психологических реакций у детей младшего школьного возраста, 10–11 лет, на стрессовые ситуации, а также зависимость типов предпочитаемых копинг-стратегий от личностных особенносте...

Особенности формирования и коррекции тревожности в подростковом возрасте

Среди различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, довольно большое внимание уделяется состоянию беспокойства и тревоги. Тревога в мире человеческих переживаний явление распространенное, имеющее много разных эмоциональ...

Воздействие эмоционально-динамических свойств личности на процессы адаптации к действию ускорений Кориолиса

Психическое развитие человека приводит ко все более совершенному приспособлению к среде в связи с улучшением понимания сущности происходящих в природе и обществе процессов. Диапазоны адаптационных возможностей с появлением психической адаптации у чел...

Комплексная реабилитация детей с расстройствами непсихотического уровня в условиях стационарного отделения

Одна из актуальных и социально-значимых проблем современной медицины — распространенность пограничных психических расстройств в детском возрасте, приводящих к нарушению их функционирования в социуме. За последние два десятилетия статистика выявленных...

Педагогическая профилактика буллинга в современной школе

В статье рассмотрены подходы к трактовке и содержанию понятия буллинга, определены его виды и разграничены формы прямой и косвенной травли. Сравнительный анализ результатов отечественных и зарубежных исследований позволил выявить масштабность распрос...

Задать вопрос