Мировая тенденция к всеобщей цифровизации затронула сферу судебной деятельности. В статье рассматривается вопрос, касающийся применения электронного правосудия в гражданском процессе.
Ключевые слова: судопроизводство, документооборот, информатизация, электронное правосудие, цифровая платформа.
Развитие информационных технологий оказывает масштабное воздействие на все сферы общественной жизни, порождая и изменяя существующие социальные явления и связи. Влиянию оказались подвержены не только наука, промышленность, экономика, но и повседневная жизнь людей, сложившаяся система ценностей, модели поведения, общественные и государственные институты. Информационные технологии на сегодняшний день уже глубоко интегрированы во все сферы государственной деятельности.
Построение электронного государства, элементами которого является электронное правительство, электронный парламент, электронное правосудие стало неотъемлемой частью современного информационного общества.
Осознавая перспективность внедрения информационных технологий в судебную систему, Правительством РФ была разработана и в настоящее время успешно реализуется долгосрочная федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2013–2024 гг.» [4].
Очевидно, что целью создания электронного правосудия является не просто повышение уровня технического оснащения судов, улучшения документооборота внутри них, а переход на новый уровень принятия решений за счёт внедрения новых способов сбора, обработки, передачи и распространения информации, управления потребностями и ресурсами, обеспечения доступности и подконтрольности деятельности органов власти гражданам, обществу в целом. Все эти процессы происходят в системе правосудия по гражданским делам.
В последние десятилетия рост интенсивности внедрения информационных технологий в гражданское судопроизводство в России и зарубежных странах обусловлен рядом факторов:
- Использование цифровых технологий предоставляет людям многочисленные возможности, но одновременно влечёт стремительное возрастание числа конфликтов. Это наиболее ощутимо в сфере электронной коммерции и финансовых услуг. Чем более новой является сфера деятельности, создаются инновационные услуги и продукты, тем больше вероятность возникновения конфликтов. Например, в сфере электронной торговли ежегодно возникает более 700 млн. споров, что составляет 5–7 % от совершаемых транзакций. На торговой площадке eBay рассматривается 60 млн. споров, Alibaba — 150 млн. [1].
- Ускорение и осознанное желание сокращения временных издержек на удовлетворение потребностей также является важной чертой. В связи с этим, оказались востребованы все технологические решения, обеспечивающие дистанционный формат взаимоотношений на цифровых платформах.
- Актуальна также проблема судейских кадров с низкой компьютерной грамотностью, что с ростом числа судебных дел влечёт чрезмерную нагрузку на судей и сотрудников их аппарата, снижения качества деятельности и, как следствие, снижение доверия к судебной системе в целом.
Становится очевидно, что динамика развития общественных отношений, а также неспособность решать проблемы известными старыми приёмами порождает запрос к поиску новых способов и путей создания быстрого механизма разрешения социальных конфликтов.
Приведённые цифры о количестве споров, разрешаемые на торговых Интернет-площадках свидетельствуют о положительном опыте использования информационных технологий. Появились качественно новые инструменты разрешения конфликтов — информационные системы, обеспечивающие онлайн-разрешение споров (ODR, OPC). Такие системы, используемые, например на торговых Интернет-площадках eBay, Alibaba основаны на автоматизированных переговорах путём заполнения онлайн форм-требований.
В настоящее время интерес к изучению возможностей онлайн-урегулирования споров огромен. Пандемия 2020–2021гг. оказала влияние на расширение практики использования дистанционной коммуникации, в том числе для урегулирования различных споров. Зарубежные и российские исследователи изучают возможности применения ODR не только применительно к сфере электронной коммерции, но и рассматривают такое использование к иным категориям конфликтов (семейным, трудовым спорам и т. д.). Важно отметить, что указанную цель можно достичь посредством информатизации судебной системы.
Результатом информатизации судов в России стала также концепция электронного правосудия. В декабре 2019 года Совет судей РФ одобрил план информационной политики судебной системы на 2020–2030 гг., который в первую очередь направлен на гармонизацию отношений судебной власти и общества, совершенствование способов доступа к информации [2].
Важное значение в осуществлении онлайн-правосудия играет Государственная автоматизированная система «Правосудие», которая является «элементом единого информационного пространства» [3]. Данный сервис позволяет определить истцу суд для дальнейшей подачи искового заявления, а также при помощи интерактивного помощника составить требование к иску, рассчитать и оплатить государственную пошлину. Это повышает оперативность оформления судебных материалов при подготовке и слушании дел.
Вместе с тем, в 2020г. в пилотном режиме, а в 2022–2024гг. полноценно будут запущены 25 сервисов, в том числе проект «Правосудие онлайн» — модернизированный аналог Государственной автоматизированной системы «Правосудие», который предоставит возможность ознакомления с материалами дела и удалённое участие в судебных заседаниях.
Таким образом, электронное правосудие в гражданском процессе перспективно и его необходимо активно развивать. Применение таких систем, основанных на информационных и коммуникационных технологиях в процессе судопроизводства, влечёт за собой положительные изменения, что непременно отразится на качестве работы судов и эффективности функционирования всей судебной системы Российской Федерации.
Литература:
- Катч И., Рабинович-Эйни О. Цифровое правосудие. Интернет-технологии разрешения споров. М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2018.
- Концепция информационной политики судебной системы на 2020–2030 годы (одобрена Советом судей РФ 05.12.2019) [Электронный ресурс]: — Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73061586/ (дата обращения: 8.01.2023).
- Об информатизации судов: Постановление совета судей российской Федерации от 11.04.2002 № 75 [Электронный ресурс]: — Режим доступа: https://base.garant.ru/1776538/ (дата обращения: 7.01.2023).
- Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2012г. № 1406 О федеральной целевой программе Развитие судебной системы России на 2013–2024гг. (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2013г. № 1 ст.13. [Электронный ресурс]: — Режим доступа: https://base.garant.ru/70292624/(дата обращения: 8.01.2023).