Работа органов муниципальной власти с обращениями граждан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (449) январь 2023 г.

Дата публикации: 11.01.2023

Статья просмотрена: 581 раз

Библиографическое описание:

Ахметгареева, А. Р. Работа органов муниципальной власти с обращениями граждан / А. Р. Ахметгареева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 78-80. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98775/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье охарактеризовано понятие «обращение граждан». Рассмотрено понятие муниципального образования, его основные характеристики. Также автором охарактеризованы виды обращений.

Ключевые слова: обращения, органы местного самоуправления, муниципальное образование, должностные лица, государственные органы.

Институт обращения граждан в органы публичной власти, хоть и имеет свои корни уже в древности, в современном мире также не теряет свою актуальность и является одним из главных звеньев в отношении между населением и органами власти.

Важной основой конституционного строя России является местное самоуправление, признанное одной из фундаментальных составляющих российской системы народовластия. Местное самоуправление является звеном в отношении государства и народа. Органы местной власти должны прежде всего, защищать интересы своего населения, которые проживают на его территории. Такие сферы как: медицина, образование, ЖКХ, транспорт и т. д. являются главными направлениями, за деятельность которых отвечают органы местного самоуправления.

В соответствии со ст.32 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ) одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления являются индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы местного самоуправления [1].

Обращения граждан в органы местного самоуправления показывают не только степень взаимодействия между ними, но и уровень доверия населения. Поэтому важным аспектом является налаживание приема так, чтобы каждый гражданин, обратившийся к органам местного самоуправления понимал, что его проблемы, интересы и жизненные ситуации важны.

Наиболее всеобъемлющим определением можно считать трактовку М. В. Головацкой: «обращение гражданина как конституционно-правовой институт есть — законное действие по восстановлению, защите или реализации его конституционных прав, реализуется в форме уведомления органов государственной власти и органов местного самоуправления о намерении гражданином осуществить реализацию своих прав, а также как конституционная форма его участия в решении не только частных, личных, но и государственных и общественных проблем, требует: его законодательного закрепления; обеспечения реализации юридическими гарантиями и соответствующими межгосударственными и национальными правовыми институтами; наличия в органах государственной власти и органах местного самоуправления специального аппарата для их рассмотрения» [5, с. 17].

Рассмотрим понятие местного самоуправления. Местное самоуправление — это форма осуществления народом своей власти, а также самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учётом исторических и иных местных традиций.

Именно с помощью органов местного самоуправления выстраивается связь населения с регионом, государством. Эффективность деятельности органов местного самоуправления зависит от того, насколько эффективно они используют муниципальные ресурсы, как решают общественные и социальные программы, а также от уровня социально-экономического развития муниципального образования.

М. В. Демчук: «Местное самоуправление на современном этапе обладает огромными потенциальными возможностями гармонизации взаимоотношений между интересами местных сообществ, отдельного гражданина, государства, политических партий, групп и укрепления различного рода социальных связей. Местное самоуправление способствует развитию свободы индивидуума, в том числе и посредством развития института обращения граждан» [6, с. 40].

Хотим выделить, что обращение — это не просто какое-то послание гражданина органам местного самоуправления. Обращение — это юридический документ. И если человек составляет обращение, значит у него возникают правоотношения с органами местной власти. Поэтому к обращениями относятся такие послания, в результате которого человек, написавший его побуждает адресата (конкретного должностного лица или орган) к определенным действиям.

Институт обращений граждан исследовался продолжает исследоваться для того, чтобы обеспечить наиболее эффективное взаимодействие органов местного самоуправления и населения.

Обращения, как элемент конституционно-правового института выполняют три основных функции: правозащитная, коммуникационная и информационная.

Правозащитная функция заключается в том, что обращения являются одним из средств защиты прав населения. Данная функция проявляется при получении обращения органами местного самоуправления и их действии, которые будут направлены на решение проблем, вопросов и т. д.

Информационная — это форма осуществления конституционного права на участие в управлении государством. С помощью обращений человек может оказывать непосредственное влияние на решения органов местного самоуправления, также вносить свои предложения и рекомендации по совершенствованию органов местной власти, и даже по развитию социальной и экономической сфер общества. И чем выше уровень правосознания населения, тем выше уровень его влияния на действия и решение властей.

Коммуникационная — обращения граждан позволяют получить органами местного самоуправления обратную связь по их деятельности. То есть, органы местного самоуправления внесли какие-то изменения например, в социальной сфере, и населения посредством обращений может показать свое недовольство, или внести какие предложения и рекомендации, чтобы усовершенствовать внесенные изменения.

«Увеличивающийся поток числа обращений в органы местного самоуправления отражает не только социальную активность населения, но и уровень доверия к органам власти со стороны каждого гражданина» [2, с. 99]. И в этой связи возрастают требования к процедурам рассмотрения обращений и должностным лицам местных органов, ответственных, с одной стороны, за решение жизненных ситуаций всех обратившихся, а, с другой — за качество принимаемых решений, основой которых послужила аналитическая информация по вопросам граждан.

Анализ норм Федерального закона № 59-ФЗ позволяет выделить различные виды обращений и особенности технологии работы с ними.

По содержанию обращения: предложение, заявление, жалоба.

Предложение — обращение в форме рекомендаций. То есть гражданин, предлагает мероприятия, рекомендации по совершенствованию нормативно-правовых актов муниципального образования, деятельности органов местного самоуправления, и возможно государственных органов, развитию важных сфер деятельности: здравоохранение, образование, культура, социальная сфера и т. д.

Заявление — просьба гражданина содействовать в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо обращение о неэффективной деятельности государственных органов или органов местного самоуправления, о их недостатках.

Жалоба — просьба гражданина о защите его прав, которые были ущемлены и нарушены государственными органами, органами местного самоуправления или должностными лицами.

По форме подачи обращения: устное, письменное, электронное.

Устное обращение — это обращение гражданина, который он озвучил органам местного самоуправления при личном приеме.

У глав муниципальных образований составляется график приема граждан. В определенные дни, по предварительной записи гражданин может попасть к нему на приме лично и выразить свое обращение.

Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов в установленном порядке и в определенные сроки.

Письменное обращение — обращение заявителя, изложенное в письменной форме.

Данный вид обращения чуть сложнее и имеет некоторые правила, при несоблюдении которых, обращение не рассматривается вовсе.

«Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает наименование органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии» [4, с. 84].

Правильно составленное письменное обращение должно быть зарегистрировано в течение трех дней, а на его рассмотрение и ответ со стороны органов местного самоуправления дается 30 дней с момента регистрации. В некоторых случаях сроки рассмотрения могут быть продлены и составлять более 30 дней, но об этом заявителя должны предупредить.

Если же вопрос, изложенный в письменном обращении не входит в полномочия органов местного самоуправления, то в течение 7 дней он должен быть передан тем органам, которые имеют на это полномочия.

Электронное обращение — обращение заявителя, поступившее на адрес электронной почты организации либо размещенное на официальном сайте организации в глобальной сети Интернет.

В современном мире, в век развития цифровых технологий, у любого желающего есть возможность отправлять обращения органам местного самоуправления в электронном виде. Для того существуют официальные сайты органов местной власти, или данные электронной почты, куда можно направить свое обращение.

По субъектам обращения: индивидуальное и коллективное.

Индивидуальное обращение — это обращение, который был подан одним гражданином или его представителем, по просьбе самого гражданина.

Коллективное обращение это обращение двух и более граждан, а также обращение, принятое на митинге или собрании и подписанное организаторами этого митинга и собрания. Коллективным может быть признано только обращение нескольких граждан одновременно и совокупно.

«Обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающий обращение орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место№ [3, с. 94].

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом. Ответ на обращение, поступившее по информационным системам общего пользования, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении.

«Органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан» [7, с. 200].

Таким образом, право граждан на обращение следует рассматривать в связи с правом граждан на свободу мнений и слова, а также на участие в управлении делами государством. Обращения для граждан выступают в качестве одной из возможных форм защиты своих прав и интересов, а для органов государственной власти и местного самоуправления — формой обратной связи с населением.

Литература:

  1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ // В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Алистратов Ю. Н. Право граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления в условиях становления демократического правового государства в России. Дис. … канд. юрид. Наук. — СПб.,1997. — 170 с.
  3. Бацева О. А. Контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений граждан и юридических лиц в органы государственной власти и местного самоуправления // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2021. — № 2–2(53). — С. 93–95.
  4. Вялова Л. М. Порядок работы с обращениями граждан / Л. М. Вялова. — М.: Изд-во МЦФЭР, 2004. — 159 с.
  5. Головацкая М. В. К вопросу о порядке рассмотрения обращений граждан//Юрист. — 2007. — № 5. — С. 11–18.
  6. Демчук М. В. Становление и развитие правовой основы работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления // Вестник научных конференций. — 2018. — № 6–1(34). — С. 39–40.
  7. Килина Н. Н. Некоторые вопросы организации деятельности местной администрации // Проблемы конституционного и муниципального права: Коллективная монография. Часть 1 / Отв. ред. М. С. Саликов. -Екатеринбург: Издательский дом Уральского государственного юридического университета, 2015. — С.198–210.
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, орган, обращение, письменное обращение, гражданин, должностное лицо, местная власть, муниципальное образование, устное обращение, личной прием.


Похожие статьи

Проблемы реализации прав граждан на обращение в органы государственной власти

В статье рассмотрены некоторые проблемы правового реализации права граждан на обращение в государственные органы. В заключение выработаны практические рекомендации по совершенствованию правового регулирования данного института.

Анализ форм работ с обращениями граждан: виды и особенности

В статье рассматриваются существующие разновидности форм работы с обращениями граждан и ее специфические черты.

Общетеоретические аспекты рассмотрения обращений граждан и организаций в территориальных органах МВД России

В статье раскрываются вопросы рассмотрения обращений граждан и организаций в системе МВД России как элемент реализации конституционного права на обращение, правовые аспекты. Обозначены некоторые проблемные вопросы и намечены пути их решения.

Некоторые проблемы рассмотрения обращений граждан в государственных органах и органах местного самоуправления

В статье авторы исследуют отдельные проблемные вопросы обработки обращений граждан в органах власти как элемент создания и эффективного функционирования механизма взаимодействия государства и общества.

Взаимодействие органов местного самоуправления с органами прокуратуры в Российской Федерации

В статье описаны особенности взаимодействия органов местного самоуправления с органами прокуратуры. Отмечаются основные проблемы взаимодействия, возникающие из-за недостаточности проработки данного вопроса.

Некоторые вопросы рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры Российской Федерации

В работе рассматриваются основные положения рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры РФ. Автор выявляет проблемные вопросы рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры и предлагает пути решения.

Совершенствование взаимодействия Министерства внутренних дел с обществом на примере обращений граждан

Статья посвящена вопросам и проблемам совершенствования работы Министерства внутренних дел в области обращений граждан, а также улучшению эффективности взаимосвязи между органами внутренних дел и гражданами на примере этих обращений. В статье обознач...

Право граждан и юридических лиц на обращение в органы местного самоуправления

В статье анализируются основные положения института прав граждан на обращение в государственные органы.

Правовые принципы обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления

В статье идет речь о правовой основе обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления. В работе делается попытка представить обращение граждан с точки зрения законодательства и с точки зрения исследователей-юристов.

Общие вопросы реализации права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления

В статье автор исследует установленные действующим законодательством общие вопросы регламентации права граждан на обращение в органы власти.

Похожие статьи

Проблемы реализации прав граждан на обращение в органы государственной власти

В статье рассмотрены некоторые проблемы правового реализации права граждан на обращение в государственные органы. В заключение выработаны практические рекомендации по совершенствованию правового регулирования данного института.

Анализ форм работ с обращениями граждан: виды и особенности

В статье рассматриваются существующие разновидности форм работы с обращениями граждан и ее специфические черты.

Общетеоретические аспекты рассмотрения обращений граждан и организаций в территориальных органах МВД России

В статье раскрываются вопросы рассмотрения обращений граждан и организаций в системе МВД России как элемент реализации конституционного права на обращение, правовые аспекты. Обозначены некоторые проблемные вопросы и намечены пути их решения.

Некоторые проблемы рассмотрения обращений граждан в государственных органах и органах местного самоуправления

В статье авторы исследуют отдельные проблемные вопросы обработки обращений граждан в органах власти как элемент создания и эффективного функционирования механизма взаимодействия государства и общества.

Взаимодействие органов местного самоуправления с органами прокуратуры в Российской Федерации

В статье описаны особенности взаимодействия органов местного самоуправления с органами прокуратуры. Отмечаются основные проблемы взаимодействия, возникающие из-за недостаточности проработки данного вопроса.

Некоторые вопросы рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры Российской Федерации

В работе рассматриваются основные положения рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры РФ. Автор выявляет проблемные вопросы рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры и предлагает пути решения.

Совершенствование взаимодействия Министерства внутренних дел с обществом на примере обращений граждан

Статья посвящена вопросам и проблемам совершенствования работы Министерства внутренних дел в области обращений граждан, а также улучшению эффективности взаимосвязи между органами внутренних дел и гражданами на примере этих обращений. В статье обознач...

Право граждан и юридических лиц на обращение в органы местного самоуправления

В статье анализируются основные положения института прав граждан на обращение в государственные органы.

Правовые принципы обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления

В статье идет речь о правовой основе обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления. В работе делается попытка представить обращение граждан с точки зрения законодательства и с точки зрения исследователей-юристов.

Общие вопросы реализации права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления

В статье автор исследует установленные действующим законодательством общие вопросы регламентации права граждан на обращение в органы власти.

Задать вопрос