Профессиональное развитие персонала в медицинской организации (на примере КГБУЗ «Городская больница № 5, г. Барнаул») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (449) январь 2023 г.

Дата публикации: 11.01.2023

Статья просмотрена: 867 раз

Библиографическое описание:

Хокими, Парвиз Джурабекзода. Профессиональное развитие персонала в медицинской организации (на примере КГБУЗ «Городская больница № 5, г. Барнаул») / Парвиз Джурабекзода Хокими. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 180-182. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98777/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассмотрены особенности профессионального развития медицинского персонала в КГБУЗ «Городская больница № 5, г. Барнаул», выявлены проблемы и предложены рекомендации по ее совершенствованию.

Ключевые слова: профессиональное развитие, медицинский персонал, медицинская организация, мотивация медицинского персонала к научной работе.

Профессиональное развитие медицинского персонала в медицинской организации является неотъемлемой частью профессиональной деятельности врачей и медицинских сестер и важным фактором, позволяющим поддерживать и развивать необходимый уровень профессионализма в течение всей трудовой деятельности. Именно профессиональное развитие на основе непрерывного медицинского образования рассматривается организаторами здравоохранения как способ обновления, улучшения знаний и практических навыков медицинских специалистов, повышения их профессиональной компетентности.

КГБУЗ «Городская больница № 5, г. Барнаул» (далее — Городская больница № 5) является многопрофильным медицинским учреждением Алтайского края, оказывающим практически все виды специализированной, в том числе и высокотехнологичной медицинской помощи. В период 2019–2020 гг. медицинская организация осуществляла свою деятельность в статусе ковидного госпиталя. Начиная с 2021 г. часть отделений вернулись к выполнению своих штатных функций. Общая укомплектованность медицинским персоналом больницы в 2021 г. составляла по врачам 49,3 %, по среднему медицинскому персоналу — 63,7 %. Наибольшая укомплектованность врачами приходится на амбулаторно-поликлиническое звено (64,05 %) и на участковую службу (59,65 %).

Исследование показало, что в настоящее время в Городской больнице № 5 сформирована система профессионального развития медицинского персонала, которая включает НМО, повышение квалификации медицинского персонала, присвоение или подтверждение квалификационной категории, получение сертификата (сертификата специалиста), профессиональную переподготовку и стажировку и с 2021 г. аккредитацию.

В 2021 г. на фоне снижения заболеваемости COVID-19 в штатный режим работы возвратились отделения челюстно-лицевой и торакальной (органов грудной клетки) хирургии Городской больницы № 5. На время пандемии они были перенесены в КГБУЗ «Краевая клиническая больница». План по повышению квалификации врачебного персонала в 2021 г. был выполнен на 119,3 %, однако по среднему медицинскому персоналу планируемые показатели достигли только 68,8 %.

В период с 2020 по 2021 гг. наблюдается тенденция сокращения доли врачей, имеющих категории, с 63,3 % в 2020 г. до 58,1 % в 2021 г. за счет увеличения числа молодых сотрудников, имеющих малый стаж работы. Это повлекло за собой и снижение доли врачей, имеющих высшую квалификационную категорию, незначительно увеличилась доля специалистов, имеющих первую категорию. Уменьшилась также и доля средних медицинских работников с квалификационной категорией с 44,9 % до 43,3 %. Данный факт свидетельствует об уменьшении активности как врачебного, так и среднего медицинского персонала по получению и подтверждению квалификационных категорий. В связи с этим существует необходимость в разработке мероприятий по профессиональному развитию медицинского персонала в Городской больнице № 5.

С целью анализа действующей системы профессионального развития медицинского персонала в Городской больнице № 5 было проведено анкетирование медицинского персонала, в котором приняли участие 125 сотрудников больницы, из них 71 врач и 54 человека среднего медицинского персонала. Так, большая часть опрошенного медицинского персонала имеет стаж работы в организации от 1 до 5 лет. Большая часть опрашиваемых (58,6 %) планируют пройти обучение по программам развития сотрудников с дальнейшим продвижением по службе. Это свидетельствует о том, что медицинский персонал готов к постоянному профессиональному развитию и считает его важным для целей карьерного роста. Вместе с тем 45,6 % опрошенных респондентов планируют продолжать работать в той же должности. Данный факт говорит о том, что часть сотрудников не мотивированы к научной работе на протяжении выстраивания карьеры в больнице.

Основными значимыми позициями, которые являются основанием для профессионального развития медицинского персонала Городской больницы № 5, по мнению анкетируемых, являются: обязательное профессиональное обучение (94,4 %), важность профессионального обучения в работе врача / медицинской сестры (84 %) и личное желание повышать квалификацию (76,8 %). Основными мотивами профессионального роста, которые играют для опрашиваемого медицинского персонала важное значение, являются: наличие профессиональных знаний и умений для качественного оказания медицинской помощи пациентам (99,2 %); материальное стимулирование (63,2 %); признание коллег (57,6 %).

Таким образом, для профессионального развития персонала в КГБУЗ «Городская больница № 5, г. Барнаул» характерны следующие проблемы: отсутствие системы мотивации медицинского персонала к научной работе на протяжении его карьеры в больнице; не нашли применения инновационные подходы для развития компетенций молодых специалистов; обучение на платных профессиональных курсах и получение необходимой профессиональной информацию из платных электронных библиотек осуществляется за счет самого медицинского персонала; наблюдается снижение активности медицинского персонала по получению и подтверждению квалификационных категорий; не разрабатываются индивидуальные планы профессионального развития медицинского персонала.

С целью совершенствования профессионального развития персонала в Городской больнице № 5 предлагается:

1) Внедрение системы мотивации медицинского персонала к научной работе на протяжении его карьеры в Городской больнице № 5 позволит повысить число публикаций практикующих врачей в научных журналах и сборниках, в том числе обеспечит подготовку и защищу кандидатских диссертации практикующих врачей медицинской организации.

2) Составление индивидуального плана развития сотрудника совместно с отделом кадров медицинской организации и подразделением, где он работает, направлено на расширение имеющихся компетенции и приобретение новых, чтобы гарантировать дальнейшие профессиональное развитие и продвижение по карьерной лестнице. Составление индивидуального плана развития сотрудника позволит повысить эффективность работы как самого сотрудника, так и обеспечит его профессиональный рост в медицинской организации.

3) Применение инновационных форм работы с молодыми специалистами должно включать: исследовательскую работу в кластерных группах с итоговой защитой научного проекта; workshop-мастерские для молодых специалистов «Основы профессиональной коммуникации»; кейс-методы «Совместный разбор профессиональных ситуаций — универсальный способ обучения»; организацию и проведение круглых столов для наставников; создание «Клуба неформального общения». Это позволит повысить профессиональные компетенции молодых специалистов медицинской организации.

4) Усиление роли наставников, а также проведение на постоянной основе регулярных профориентационных встречи студентов 3–5 курсов Алтайского государственного медицинского университета с действующими врачами Городской больницы № 5 как представителями практического здравоохранения в неформальном формате должно быть направлено на обмен опытом и адаптацию ожиданий обучающихся к имеющимся условиям, которые, как правило, связаны с морально и физически тяжелым трудом.

Литература:

  1. Устав КГБУЗ «Городская больница № 5, г. Барнаул»: утвержден приказом Министерства здравоохранения Алтайского края от 28 ноября 2018 г. № 328. — URL: http://hospital22.ru/node/355 (дата обращения 24.11.2022). — Текст: электронный.
  2. Отчет о работе «Городская больница № 5, г. Барнаул» за 2021 г. — URL: http://hospital22.ru/about (дата обращения 24.11.2022). — Текст: электронный.
Основные термины (генерируются автоматически): медицинский персонал, Городская больница, профессиональное развитие, медицинская организация, научная работа, барнаул, индивидуальный план развития сотрудника, квалификационная категория, профессиональное развитие персонала, профессиональный рост.


Ключевые слова

профессиональное развитие, медицинский персонал, медицинская организация, мотивация медицинского персонала к научной работе

Похожие статьи

Анализ экономической эффективности управления персоналом в учреждениях здравоохранения Республики Бурятия

В статье рассмотрены вопросы эффективности управления персоналом в учреждениях здравоохранения Республики Бурятия на примере ГАУЗ «Детская республиканская клиническая больница», подведены итоги анализа количественного и качественного состава персонал...

Применение контроллинга в оценке медико-экономической эффективности медицинских учреждений

В статье проведен анализ динамики показателей работы БМУ «Курской областной клинической больницы» и показан результат ее экономической и медицинской деятельности.

Организация и содержание деятельности консультационного пункта в ДОУ

В данной статье рассматривается опыт работы по организации деятельности консультационного пункта для родителей детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Сформулированы цели и задачи деятельности консультационного пункта, раскрыты ос...

Основные тенденции в реализации национального проекта «Здравоохранение» в городском округе г. Уфа

В статье автор рассматривает правовые аспекты реализации положений законов, региональной программы здравоохранения, анализ состояния по оказанию медицинских услуг и помощи, основные направления улучшения качества оказания медицинских услуг.

Нормативно-правовое и организационное совершенствование системы мотивации в учреждении здравоохранения Курской области

В статье представлены результаты анализа проблем, связанных с заработной платой и управлением стимулированием труда работников, решение которых требует системного подхода и проектного менеджмента.

Совершенствование системы мотивации работников филиала ООО «Риквэст-Сервис», г. Владивосток

В работе представлены теоретические сведения по проблеме мотивации персонала организации, а также выявлены основные проблемы в системе мотивации ООО «Риквэст-Сервис», разработан проект новой системы мотивации персонала.

Направления использования инновационных технологий в школе (на примере МОУ «СОШ № 41» г. Вологды)

В статье представлены результаты исследования использования инновационных технологий в СОШ № 41 г. Вологды, рассмотрены направления работы по совершенствованию их использования.

Из опыта медико-валеологического образования студентов педагогического университета

В статье, на основании многолетнего опыта обучения студентов педагогического вуза основам медицинских знаний, принципам здорового образа жизни и методам профилактики наиболее распространённых заболеваний, авторами обосновывается особая роль кафедры м...

Системно-процессный подход в реализации модели управления процессом повышения квалификации педагогических кадров в образовательных организациях

Статья раскрывает системно-процессный подход в реализации модели управления процессом повышения квалификации педагогических кадров в образовательных организациях МОУ Раменская СОШ № 21 с УИОП и Раменская средняя школа № 1.

Мотивация профессионального развития педагогов как средство повышения эффективности деятельности образовательного учреждения (на примере МАОУ СОШ № 40 г. Тюмени)

В статье представлены результаты исследования мотивации профессионального развития педагогов школы.

Похожие статьи

Анализ экономической эффективности управления персоналом в учреждениях здравоохранения Республики Бурятия

В статье рассмотрены вопросы эффективности управления персоналом в учреждениях здравоохранения Республики Бурятия на примере ГАУЗ «Детская республиканская клиническая больница», подведены итоги анализа количественного и качественного состава персонал...

Применение контроллинга в оценке медико-экономической эффективности медицинских учреждений

В статье проведен анализ динамики показателей работы БМУ «Курской областной клинической больницы» и показан результат ее экономической и медицинской деятельности.

Организация и содержание деятельности консультационного пункта в ДОУ

В данной статье рассматривается опыт работы по организации деятельности консультационного пункта для родителей детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Сформулированы цели и задачи деятельности консультационного пункта, раскрыты ос...

Основные тенденции в реализации национального проекта «Здравоохранение» в городском округе г. Уфа

В статье автор рассматривает правовые аспекты реализации положений законов, региональной программы здравоохранения, анализ состояния по оказанию медицинских услуг и помощи, основные направления улучшения качества оказания медицинских услуг.

Нормативно-правовое и организационное совершенствование системы мотивации в учреждении здравоохранения Курской области

В статье представлены результаты анализа проблем, связанных с заработной платой и управлением стимулированием труда работников, решение которых требует системного подхода и проектного менеджмента.

Совершенствование системы мотивации работников филиала ООО «Риквэст-Сервис», г. Владивосток

В работе представлены теоретические сведения по проблеме мотивации персонала организации, а также выявлены основные проблемы в системе мотивации ООО «Риквэст-Сервис», разработан проект новой системы мотивации персонала.

Направления использования инновационных технологий в школе (на примере МОУ «СОШ № 41» г. Вологды)

В статье представлены результаты исследования использования инновационных технологий в СОШ № 41 г. Вологды, рассмотрены направления работы по совершенствованию их использования.

Из опыта медико-валеологического образования студентов педагогического университета

В статье, на основании многолетнего опыта обучения студентов педагогического вуза основам медицинских знаний, принципам здорового образа жизни и методам профилактики наиболее распространённых заболеваний, авторами обосновывается особая роль кафедры м...

Системно-процессный подход в реализации модели управления процессом повышения квалификации педагогических кадров в образовательных организациях

Статья раскрывает системно-процессный подход в реализации модели управления процессом повышения квалификации педагогических кадров в образовательных организациях МОУ Раменская СОШ № 21 с УИОП и Раменская средняя школа № 1.

Мотивация профессионального развития педагогов как средство повышения эффективности деятельности образовательного учреждения (на примере МАОУ СОШ № 40 г. Тюмени)

В статье представлены результаты исследования мотивации профессионального развития педагогов школы.

Задать вопрос