В статье рассматривается содержание и значение традиционной культуры, цели и задачи культурной политики Российской Федерации, реализация муниципальной политики по сохранению традиционной культуры.
Ключевые слова: государство, муниципальная политика, культурная политика, традиционная культура, государственная программа, органы местного самоуправления.
The article discusses the content and significance of traditional culture, the goals and objectives of the cultural policy of the Russian Federation, the implementation of municipal policy for the preservation of traditional culture.
Keywords: state, municipal policy, cultural policy, traditional culture, state program, local self-government bodies.
Проблему сохранения традиционной культуры в своих трудах рассматривали такие учёные, как В. В. Рязанцев, Н. К. Иконникова, С. А. Татунц, В. Н. Иванов, Ж. Т. Тощенко, Л. С. Перепелкин, Р. А. Абдулатипов, В. А. Тишков, А. А. Сусоколов, Ю. В. Арутюнян, М. Н. Губогло, С. А. Арутюнов, Л. М. Дробижева.
В то время, когда мы ведём речь о традиционной культуре, мы должны понимать, что она неотрывна от обширного понятия «историческая память», которое содержит в себе всё разнообразие национальных особенностей, ремёсел, празднеств, церемоний, народных традиций, костюмов, обрядов.
Традиционная культура — важнейший элемент, входящий в состав любой национальной культуры, фундамент становления национального самосознания, который укрепляет духовную связь эпох и поколений. Поэтому задача сохранения и развития традиционной народной культуры — одна из самых важных, ведь без изучения песенного и музыкального фольклора, ремёсел, исконных промыслов, обрядов и традиций невозможно говорить о преемственности духовных и нравственных традиций нашего народа.
Вследствие своей значимости, задача сохранения традиционной культуры входит в государственную программу культурной политики российского государства, которая в свою очередь является одной из приоритетных программ развития страны [3]. Задача сохранения традиционной культуры всегда была и будет актуальной, потому, что, как сказал президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин на одном из своих выступлений: «Во-первых, в действительности, страна встаёт на ноги, пробуждается осознание национальной гордости, самосознания граждан Российской Федерации, и мы обязаны отреагировать на это осознание. Во-вторых, идеологическая пустота, образовавшаяся после падения коммунистической идеологии, заполняется, и она непременно заполнится или экстремизмом, шовинизмом, разрушающим нас национализмом, и национальной нетерпимостью, или при нашей с вами активной поддержке — гуманистическими, общечеловеческими ценностями. Для нас с вами важно, чтобы эта деятельность создавалась на нашей традиционной культуре, если мы не хотим потерять своего своеобразия и идентичности в глобальном мире, в условиях глобализации» [2].
В целом, целями и задачами культурной политики нашей страны являются предоставление гражданам свободного прохода к культурным ценностям и благам, знаниям и информации; организация средств для самореализации каждым гражданином своего творческого потенциала; трансляция от поколения к поколению традиционных для России ценностей и норм, обычаев, образцов поведения и традиций; содействие в развитии исконных народных ремёсел и промыслов, сбережение традиций и организация средств для развития всех видов народного творчества и искусства.
Согласно Статье 44 Конституции РФ, каждый гражданин РФ владеет доступом к культурным ценностям, может воспользоваться любым учреждением культуры и принять активное участие в культурной жизни страны [1].
В область культуры входят такие организации и виды деятельности, как краеведение, телевидение и радио, реставрация и содержание памятников культур и истории, изобразительные искусства, кино-видеопроизводство, историко-архивная деятельность, музейное дело, библиотечное дело, декоративно-прикладное искусство, цирковая деятельность, театрально-концертная деятельность, культурно-просветительская деятельность.
Основой для создания регионального законодательства в области культуры стал первый «отраслевой» закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».
На базе общих целей и задач государственной политики строится муниципальная политика в области культуры. В субъектах Российской Федерации осуществляются государственные программы в области искусства и культуры, создаются целевые программы, а также важные для осуществления региональной политики методические, организационные, правовые и нормативные документы, обеспечивается методическая, материально-финансовая и иная помощь учреждениям культуры. Муниципальные районы компетентны в организации библиотечного обслуживания поселений. Органы местного самоуправления строят сооружения и здания муниципальных организаций культуры, обустраивают прилегающие к ним территории. Муниципальные образования могут иметь в собственности музеи, галереи, библиотеки, имеющие историко-культурную значимость. И самое главное, в муниципальную политику в области культуры, наряду с такими задачами, как развитие народного художественного творчества, развитие культурно-досуговой деятельности, создание условий для развития творческих коллективов, входит задача сохранения традиционной культуры.
Финансирование области культуры в муниципальных районах выполняется за счёт бюджетных средств и оказания платных услуг. Граждане, организации, предприятия и общественные объединения могут самостоятельно или на договорной основе создавать фонды для финансирования деятельности в сфере культуры. Органы местного самоуправления имеют право быть соучредителями фондов.
Во время участия в реализации государственной политики в области культуры, органам местного самоуправления нельзя вмешиваться в творческую деятельность граждан и их объединений, за исключением случаев, предусмотренных законом (если деятельность провоцирует жестокость, насилие и т. д.).
Суд может запретить культурную деятельность в случае нарушения законодательства.
Муниципальная политика должна обеспечивать общедоступность культурных ценностей и культурной деятельности для населения. Органы местного самоуправления, в пределах своих возможностей и компетенций, должны организовывать средства для развития организаций и специальных учреждений: курсов, студий, школ искусств, — обеспечивать содействие и поддержку этим учреждениям, гарантировать бесплатность и свободный доступ для населения к этим учреждениям. Говорить о сохранении и развитии традиционной культуры мы можем только в случае общедоступности культурных ценностей и культурной деятельности для населения.
Таким образом, изучение понятия традиционной народной культуры дало нам понять, что сохранение традиционной культуры имеет огромнейшее значение для наших граждан, нашей страны. Государственная политика в области культуры, соответственно и муниципальная политика, должна предпринимать меры для создания условий, позволяющих старинным народным ремёслам занять своё место в области культуры, то есть сохранить традиционную культуру нашей страны.
Литература:
- Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993г. с изм., одобренными входе общероссийского голосования 1.07.2020г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.pravo.gov.ru (дата обращения: 09.06.2022г.)
- Путин, В. В. Выступление на заседании Государственного совета «О государственной поддержке традиционной национальной культуры в России», 26 декабря 2006 года [Электронный ресурс]. –URL: http://archive.Kremline.ru/text/appears2/2006/12/26/116109.html(дата обращения: 09.06.2022г.)
- Федеральная целевая программа «Культура России (2012–2018 годы)»: утв. распоряжением Правительства РФ от 22 февраля 2012 года № 209-р [Электронный ресурс]. — URL: http://fcpkultura.ru/new.php?id=9 (дата обращения: 09.06.2022г.)
- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 — ФЗ (ред. От 29.12.2020 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.