Анализ практики организации закупок в Республике Башкортостан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (449) январь 2023 г.

Дата публикации: 12.01.2023

Статья просмотрена: 64 раза

Библиографическое описание:

Бикмаева, Г. Н. Анализ практики организации закупок в Республике Башкортостан / Г. Н. Бикмаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 82-85. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98785/ (дата обращения: 15.11.2024).



Ключевые слова: закупка, государственные закупки, система госзакупок, мониторинг закупок, анализ закупок

Эффективное расходование бюджетных средств — актуальная задача для всех стран во все времена, и оптимизация процесса государственных закупок занимает одно из приоритетных мест в списке действий при ее решении.

Таблица 1

Распределение объема закупок на 10 крупнейших заказчиков за 2021 год в Республике Башкортостан [1]

Наименование

Контракты

Доля от общей стоимости заключенных контрактов, %

Кол–во, ед.

Стоимость, млрд. руб.

1

ГКУ Техобеспечение МЗ РБ

1720

13,7

12,3 %

2

ГКУ Управление капитального строительства РБ

571

12,7

11,4 %

3

Управление Капитального Строительства Администрации г. Уфа РБ

86

9,9

8,9 %

4

ГКУ Управление дорожного хозяйства РБ

295

6,4

5,7 %

5

Управление по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений г. Уфа РБ

82

3,7

3,3 %

6

Минтранс РБ

15

3,2

2,9 %

7

ГКУ Транспортная дирекция РБ

10

3,1

2,8 %

8

Администрация Бураевского района

39

1,4

1,3 %

9

ГКУ Противопожарная служба РБ

231

1,2

1,1 %

10

ГБУЗ Республиканской клинической инфекционной больницы

830

1,1

1,0 %

Крупнейшим заказчиком Республики Башкортостан по итогам 2021 года является ГКУ ТЕХОБЕСПЕЧЕНИЕ МЗ РБ, заключено 1720 контрактов на сумму 13,7 млрд. руб., что составляет 12,3 % от общего объема заключенных контрактов.

Крупнейший контракт по итогам 2021 года:

— заказчик ГКУ Управление капитального строительства РБ;

— стоимость контракта 5,2 млрд. руб.;

— предмет контракта «Выполнение строительно — монтажных, пусконаладочных работ, поставку оборудования, неразрывно связанного с производством работ по объекту строительства: «Канализационный коллектор от КНС «Затон–Восточный» до площадки городских очистных сооружений канализации» (федеральный проект «Жилье» национального проекта «Жилье и городская среда»);

— поставщик АО «ДОНАЭРОДОРСТРОЙ».

За 2021 год с 7081 поставщиком заключено более 387,9 тыс. контрактов на сумму 123,8 млрд. руб. В сравнении с аналогичным периодом 2021 года наблюдается сокращение количества поставщиков на 26 %. (2020 г. — 9631 поставщиков.)

Как показало проведенное исследование, государственные закупки играют важную роль в региональной экономике в целом и в отдельном органе государственной власти, и, одновременно с этим, являются функцией, требующей подходящей институциональной поддержки. Выбор критериев эффективности закупочной деятельности оказывает влияние на оценку качества, а также на развитие системы организации закупок для государственных нужд.

В случае акцентирования оценки эффективности на минимальной стоимости госконтракта, то отбор поставщиков будет смещаться в сторону наименьшей цены. При этом, квалификационные, репутационные и прочие показатели будут терять свой вес в процедурах отбора поставщиков. На сегодняшний день, применение форм аукциона, активно продвигаемых ФАС, направлено на повышение эффективности закупок в первую очередь по ценовому критерию за счет повышения уровня конкуренции за контракты и препятствования коррупции в системе госзакупок, поддержание которых сложнее в случае невозможности подстроить дополнительные квалификационные требования под определенных поставщиков.

В общем случае на эффективность закупок стоит смотреть с позиций оптимизации соотношения цены и качества выполнения работ.

Следовательно, целесообразно рассматривать и критерии, которые отражают качество реализации госконтрактов.

В данном исследовании предлагается балльная методика оценки эффективности государственных закупок, основанная как на оценке количественных, так и качественных показателей. Предлагаемая методика нацелена на проведение оценки совокупной закупочной деятельности за определенный период времени (за 1 год), либо в динамике (за 3–5 лет).

В таблице 2 представлены предлагаемые показатели для оценки эффективности системы государственных закупок.

Таблица 2

Предлагаемые показатели эффективности системы государственных закупок и критерии их оценки по балльной шкале

Показатель оценки

Пояснение к показателю

Критерии оценки в баллах

1. Ценовой показатель (Ц п )

Определяется как отношение стоимости заключенного контракта к НМКЦ или к известной рыночной цене

Ц п ˂ 1 — присваивается 3 балла;

Ц п = 1 — присваивается 2 балла;

Ц п ˃ 1 — присваивается 1 балл;

2. Уровень конкуренции (У К )

Количество участников торгов

УК ˃ 3 — присваивается 3 балла;

УК = 3 — присваивается 2 балла;

УК ˂ 3 — присваивается 1 балл

3. Доля заказов, выполненная по результатам состоявшихся конкурентных процедур (З Д ), %

Определяется как отношение выполненных госзаказов к общему количеству госзаказов по итогам состоявшихся конкурентных процедур

З Д = 90–100 % — присваивается 3 балла;

З Д = 80–89 % — присваивается 2 балла;

З Д = 79 % и менее– присваивается 1 балла;

4. Задержки исполнения государственного контракта (ЗК), дни

Определяется в днях после истечения срока исполнения контракта

ЗК = 0 дней — присваивается 3 балла;

ЗК = 1–30 дней — присваивается 2 балла;

ЗК ˃ 30 дней — присваивается 1 балл.

5. Перерасход средств по государственному контракту (ΔР), %

Определяется как отношение фактического расхода средств к запланированному (в %)

ΔР = 0 — присваивается 3 балла;

ΔР = 1–10 % — присваивается 2 балла;

ΔР ˃ 10 % — присваивается 1 балл

6. Эффективность планирования (ЭП), %

Определяется как

отношение фактического расхода средств к запланированному (в %)

ЭП = 0 и менее (экономия бюджетных средств) — присваивается 3 балла;

ЭП= 1–10 % — присваивается 2 балла;

ЭП ˃ 10 % — присваивается 1 балл

7. Законность расходования бюджетных средств (ЗБР)

Уровень определяется по количеству выявленных нарушений при использовании бюджетных средств

Не выявлено нарушений — 3 балла;

Имеются незначительные нарушения технического характера (без коррупционной составляющей) — 2 балла;

Имеются нарушения с признаками коррупционной составляющей — 0 баллов

8. Доля расторгнутых контрактов, (РК) %

Определяется как отношение количества расторгнутых контрактов к общему количеству заключенных контрактов, в %

РК = 0 — присваивается 3 балла;

РК ˂ 10 % — присваивается 2 балла;

РК ˃ 11 % — присваивается 1 балла

9. Уровень качества выполненных работ, услуг поставленных товаров (оценивается экспертами)

Определяется экспертной группой, выделяя 3 уровня качества

Высокий уровень качества — присваивается 3 балла;

Средний уровень качества — присваивается 2 балла;

Низкий уровень качества — присваивается 0 баллов

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА

Высокий уровень эффективности государственных закупок

19–27 балла

Средний уровень эффективности государственных закупок

16–18 балл

Низкий уровень эффективности государственных закупок

15 и менее баллов

Разработано автором

В таблице 3 представлена матрица итоговой эффективности государственных закупок.

Таблица 3

Матрица итоговой эффективности государственных закупок

Стоимость / значимость закупки

Эффективность закупки, баллы

Низкий уровень эффективности

Средний уровень эффективности государственных закупок

Высокий уровень эффективности государственных закупок

Высокая (более 10 млн. руб.)

15

18

25–27

Средняя (от 5 — до10 млн. руб.)

13–15

15–18

20–27

Низкая (до 5 млн. руб.)

10–15

16–18

19–27

Применение предложенной балльной методики целесообразно для оценки эффективности государственных закупок в органах исполнительной власти (по итогам года), так и в Счетной палате для проведения итогового мониторинга и контроля.

Литература:

  1. Отчет по мониторингу государственных и муниципальных закупок республики Башкортостан за 2021 год — сайт Государственного комитета Республики Башкортостан по конкурентной политике: https://zakupki.bashkortostan.ru/documents/reports/411739/
Основные термины (генерируются автоматически): балл, закупка, уровень качества, уровень эффективности, Башкортостан, высокий уровень эффективности, государственный контракт, итоговая эффективность, капитальное строительство, фактический расход средств.


Ключевые слова

государственные закупки, закупка, система госзакупок, мониторинг закупок, анализ закупок

Похожие статьи

Совершенствование системы закупок для государственных и муниципальных нужд

Тенденция к объединению законодательства в сфере закупок и контрактной системы

Особенности планирования государственных закупок

В статье рассмотрены основные изменения в сфере государственных закупок в части планирования, проведен обзор практики планирования заказчиками потребностей.

Государственные закупки: понятие, проблемы, пути решения

Прикладные аспекты организации и проведения аудита закупок

Статья посвящена практике осуществления аудита закупок товаров, работ, услуг в рамках законодательства о контрактной системе.

Защита конкуренции при проведении торгов

Рассмотрена проблема защиты конкуренции в Российской Федерации; основные направления, права органа государственного регулирования; проведен анализ регулирования в сфере торгов; рассмотрены требования к участникам торгов.

Применение принципов контрактной системы в сфере закупок для повышения эффективности использования бюджетных средств

В статье автор рассматривает вопросы совокупной реализации принципов контрактной системы в направлении повышении эффективности использования публичных денежных фондов.

Правовое регулирование противодействия коррупции в сфере государственных и муниципальных закупок

Актуальность выбранной темы обусловлена увеличением числа коррупционных составляющих в сфере закупок и необходимостью совершенствования нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в контрактной системе. Целью исследования является изучение ...

Проблемные вопросы единой информационной системы в сфере закупок

Статья посвящена освещению проблем, связанных с функционированием официального сайта Единой информационной системы, которые относятся к области государственных закупок.

Особенности выбора способа закупок для государственных и муниципальных нужд в Свердловской области

В статье рассмотрены основные способы определения поставщиков в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд на опыте Свердловской области в условиях действия законодательства о контрактной системе закупок.

Похожие статьи

Совершенствование системы закупок для государственных и муниципальных нужд

Тенденция к объединению законодательства в сфере закупок и контрактной системы

Особенности планирования государственных закупок

В статье рассмотрены основные изменения в сфере государственных закупок в части планирования, проведен обзор практики планирования заказчиками потребностей.

Государственные закупки: понятие, проблемы, пути решения

Прикладные аспекты организации и проведения аудита закупок

Статья посвящена практике осуществления аудита закупок товаров, работ, услуг в рамках законодательства о контрактной системе.

Защита конкуренции при проведении торгов

Рассмотрена проблема защиты конкуренции в Российской Федерации; основные направления, права органа государственного регулирования; проведен анализ регулирования в сфере торгов; рассмотрены требования к участникам торгов.

Применение принципов контрактной системы в сфере закупок для повышения эффективности использования бюджетных средств

В статье автор рассматривает вопросы совокупной реализации принципов контрактной системы в направлении повышении эффективности использования публичных денежных фондов.

Правовое регулирование противодействия коррупции в сфере государственных и муниципальных закупок

Актуальность выбранной темы обусловлена увеличением числа коррупционных составляющих в сфере закупок и необходимостью совершенствования нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в контрактной системе. Целью исследования является изучение ...

Проблемные вопросы единой информационной системы в сфере закупок

Статья посвящена освещению проблем, связанных с функционированием официального сайта Единой информационной системы, которые относятся к области государственных закупок.

Особенности выбора способа закупок для государственных и муниципальных нужд в Свердловской области

В статье рассмотрены основные способы определения поставщиков в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд на опыте Свердловской области в условиях действия законодательства о контрактной системе закупок.

Задать вопрос