Ключевые слова: закупка, государственные закупки, система госзакупок, мониторинг закупок, анализ закупок
Эффективное расходование бюджетных средств — актуальная задача для всех стран во все времена, и оптимизация процесса государственных закупок занимает одно из приоритетных мест в списке действий при ее решении.
Таблица 1
Распределение объема закупок на 10 крупнейших заказчиков за 2021 год в Республике Башкортостан [1]
№ |
Наименование |
Контракты |
Доля от общей стоимости заключенных контрактов, % |
|
|
Стоимость, млрд. руб. |
|||
1 |
ГКУ Техобеспечение МЗ РБ |
1720 |
13,7 |
12,3 % |
2 |
ГКУ Управление капитального строительства РБ |
571 |
12,7 |
11,4 % |
3 |
Управление Капитального Строительства Администрации г. Уфа РБ |
86 |
9,9 |
8,9 % |
4 |
ГКУ Управление дорожного хозяйства РБ |
295 |
6,4 |
5,7 % |
5 |
Управление по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений г. Уфа РБ |
82 |
3,7 |
3,3 % |
6 |
Минтранс РБ |
15 |
3,2 |
2,9 % |
7 |
ГКУ Транспортная дирекция РБ |
10 |
3,1 |
2,8 % |
8 |
Администрация Бураевского района |
39 |
1,4 |
1,3 % |
9 |
ГКУ Противопожарная служба РБ |
231 |
1,2 |
1,1 % |
10 |
ГБУЗ Республиканской клинической инфекционной больницы |
830 |
1,1 |
1,0 % |
Крупнейшим заказчиком Республики Башкортостан по итогам 2021 года является ГКУ ТЕХОБЕСПЕЧЕНИЕ МЗ РБ, заключено 1720 контрактов на сумму 13,7 млрд. руб., что составляет 12,3 % от общего объема заключенных контрактов.
Крупнейший контракт по итогам 2021 года:
— заказчик ГКУ Управление капитального строительства РБ;
— стоимость контракта 5,2 млрд. руб.;
— предмет контракта «Выполнение строительно — монтажных, пусконаладочных работ, поставку оборудования, неразрывно связанного с производством работ по объекту строительства: «Канализационный коллектор от КНС «Затон–Восточный» до площадки городских очистных сооружений канализации» (федеральный проект «Жилье» национального проекта «Жилье и городская среда»);
— поставщик АО «ДОНАЭРОДОРСТРОЙ».
За 2021 год с 7081 поставщиком заключено более 387,9 тыс. контрактов на сумму 123,8 млрд. руб. В сравнении с аналогичным периодом 2021 года наблюдается сокращение количества поставщиков на 26 %. (2020 г. — 9631 поставщиков.)
Как показало проведенное исследование, государственные закупки играют важную роль в региональной экономике в целом и в отдельном органе государственной власти, и, одновременно с этим, являются функцией, требующей подходящей институциональной поддержки. Выбор критериев эффективности закупочной деятельности оказывает влияние на оценку качества, а также на развитие системы организации закупок для государственных нужд.
В случае акцентирования оценки эффективности на минимальной стоимости госконтракта, то отбор поставщиков будет смещаться в сторону наименьшей цены. При этом, квалификационные, репутационные и прочие показатели будут терять свой вес в процедурах отбора поставщиков. На сегодняшний день, применение форм аукциона, активно продвигаемых ФАС, направлено на повышение эффективности закупок в первую очередь по ценовому критерию за счет повышения уровня конкуренции за контракты и препятствования коррупции в системе госзакупок, поддержание которых сложнее в случае невозможности подстроить дополнительные квалификационные требования под определенных поставщиков.
В общем случае на эффективность закупок стоит смотреть с позиций оптимизации соотношения цены и качества выполнения работ.
Следовательно, целесообразно рассматривать и критерии, которые отражают качество реализации госконтрактов.
В данном исследовании предлагается балльная методика оценки эффективности государственных закупок, основанная как на оценке количественных, так и качественных показателей. Предлагаемая методика нацелена на проведение оценки совокупной закупочной деятельности за определенный период времени (за 1 год), либо в динамике (за 3–5 лет).
В таблице 2 представлены предлагаемые показатели для оценки эффективности системы государственных закупок.
Таблица 2
Предлагаемые показатели эффективности системы государственных закупок и критерии их оценки по балльной шкале
Показатель оценки |
Пояснение к показателю |
Критерии оценки в баллах |
1. Ценовой показатель (Ц п ) |
Определяется как отношение стоимости заключенного контракта к НМКЦ или к известной рыночной цене |
Ц п ˂ 1 — присваивается 3 балла; Ц п = 1 — присваивается 2 балла; Ц п ˃ 1 — присваивается 1 балл; |
2. Уровень конкуренции (У К ) |
Количество участников торгов |
УК ˃ 3 — присваивается 3 балла; УК = 3 — присваивается 2 балла; УК ˂ 3 — присваивается 1 балл |
3. Доля заказов, выполненная по результатам состоявшихся конкурентных процедур (З Д ), % |
Определяется как отношение выполненных госзаказов к общему количеству госзаказов по итогам состоявшихся конкурентных процедур |
З Д = 90–100 % — присваивается 3 балла; З Д = 80–89 % — присваивается 2 балла; З Д = 79 % и менее– присваивается 1 балла; |
4. Задержки исполнения государственного контракта (ЗК), дни |
Определяется в днях после истечения срока исполнения контракта |
ЗК = 0 дней — присваивается 3 балла; ЗК = 1–30 дней — присваивается 2 балла; ЗК ˃ 30 дней — присваивается 1 балл. |
5. Перерасход средств по государственному контракту (ΔР), % |
Определяется как отношение фактического расхода средств к запланированному (в %) |
ΔР = 0 — присваивается 3 балла; ΔР = 1–10 % — присваивается 2 балла; ΔР ˃ 10 % — присваивается 1 балл |
6. Эффективность планирования (ЭП), % |
Определяется как отношение фактического расхода средств к запланированному (в %) |
ЭП = 0 и менее (экономия бюджетных средств) — присваивается 3 балла; ЭП= 1–10 % — присваивается 2 балла; ЭП ˃ 10 % — присваивается 1 балл |
7. Законность расходования бюджетных средств (ЗБР) |
Уровень определяется по количеству выявленных нарушений при использовании бюджетных средств |
Не выявлено нарушений — 3 балла; Имеются незначительные нарушения технического характера (без коррупционной составляющей) — 2 балла; Имеются нарушения с признаками коррупционной составляющей — 0 баллов |
8. Доля расторгнутых контрактов, (РК) % |
Определяется как отношение количества расторгнутых контрактов к общему количеству заключенных контрактов, в % |
РК = 0 — присваивается 3 балла; РК ˂ 10 % — присваивается 2 балла; РК ˃ 11 % — присваивается 1 балла |
9. Уровень качества выполненных работ, услуг поставленных товаров (оценивается экспертами) |
Определяется экспертной группой, выделяя 3 уровня качества |
Высокий уровень качества — присваивается 3 балла; Средний уровень качества — присваивается 2 балла; Низкий уровень качества — присваивается 0 баллов |
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА |
Высокий уровень эффективности государственных закупок |
19–27 балла |
Средний уровень эффективности государственных закупок |
16–18 балл |
|
Низкий уровень эффективности государственных закупок |
15 и менее баллов |
Разработано автором
В таблице 3 представлена матрица итоговой эффективности государственных закупок.
Таблица 3
Матрица итоговой эффективности государственных закупок
Стоимость / значимость закупки |
Эффективность закупки, баллы |
||
Низкий уровень эффективности |
Средний уровень эффективности государственных закупок |
Высокий уровень эффективности государственных закупок |
|
Высокая (более 10 млн. руб.) |
15 |
18 |
25–27 |
Средняя (от 5 — до10 млн. руб.) |
13–15 |
15–18 |
20–27 |
Низкая (до 5 млн. руб.) |
10–15 |
16–18 |
19–27 |
Применение предложенной балльной методики целесообразно для оценки эффективности государственных закупок в органах исполнительной власти (по итогам года), так и в Счетной палате для проведения итогового мониторинга и контроля.
Литература:
- Отчет по мониторингу государственных и муниципальных закупок республики Башкортостан за 2021 год — сайт Государственного комитета Республики Башкортостан по конкурентной политике: https://zakupki.bashkortostan.ru/documents/reports/411739/