В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты формирования и использования муниципальных финансов, определена роль и функции финансов на примере муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан. Выявлены основные проблемы формирования, муниципальных финансов и предложены пути их развития.
Ключевые слова: муниципальный бюджет, муниципальное управление, муниципальные финансы, органы местного самоуправления, развитие территории.
The article discusses the theoretical and practical aspects of the formation and use of municipal finance, defines the role and functions of finance on the example of the municipal district of the Ufa district of the Republic of Bashkortostan. The main problems of formation, regulation and control of municipal finances are identified and ways of their development are proposed.
Keywords: municipal budget, municipal administration, municipal finances, local self-government
В современных условиях развития и реформирования государственного и муниципального управления в Российской Федерации, одной из основных задач, стоящих перед государственной властью, является эффективное социально-экономическое развитии территорий страны. Финансовая независимость муниципальных образований — это основа экономического и социального благополучия региона, поскольку муниципальные финансы обеспечивают осуществление функций и задач, стоящих перед местным самоуправлением.
Муниципальные финансы представляют собой денежные отношения, которые возникают в процессе формирования, распределения и использования денежных средств на территории муниципального образования и обладают однопоточным характером.
Муниципальные финансы формируют экономическую основу местного самоуправления (далее по тексту — МСУ) и обладают социальной направленностью, так как используются для решения социально-экономических задач, стоящих перед МСУ. Можно выделить три функции, которые реализуют муниципальные финансы: распределение, регулирование и контроль.
Первая (распределительная) функция заключена в том, что муниципальные финансы формируют, распределяют и перераспределяют посредством бюджетного устройства, стоимость валового продукта и национального дохода.
Вторая (регулирующая) функция — это функция целевого воздействия органов МСУ на социально-экономического развитие муниципального образования.
Третья (контрольная) функция — реализуются в процессе реализации государственного и муниципального финансового контроля за целевым использованием бюджетных средств.
Рассмотрим практику формирования муниципальных финансов на примере Уфимского района Республике Башкортостан. В составе Уфимского района 9 сельских поселений, 89 населенных пунктов [1].
Муниципальные финансы формируются через аккумуляцию денежных средств в доходах бюджета муниципального образования. Бюджет муниципального образования регламентируется бюджетным законодательством Российской Федерации. Ежегодно Минфином Республики Башкортостан формируется рейтинг муниципальных образований по уровню доходов муниципального бюджета. В таблице 1 представлены районы-лидеры и аутсайдеры по уровню муниципальных финансов.
Таблица 1
Рейтинг муниципальных районов Республики Башкортостан по показателям доходов местных бюджетов на 01.01.2022 года [2]
место в рейтинге |
сводный индекс |
Наименование муниципальных районов |
Исполнение уточненного годового плана поступления налоговых и неналоговых доходов, % |
Рост поступлений налоговых и неналоговых доходов по сравнению с соответствующим предыдущим периодом, % |
Отклонение уточненного плана от утвержденного плана, в % |
Собираемость по местным налогам, в % |
||||||
значение |
место |
значение |
место |
значение |
место |
значение |
место |
|||||
1 |
93 |
Учалинский район |
115,9 |
3 |
108,4 |
33 |
0,5 |
2 |
138,9 |
1 |
||
2 |
103 |
Хайбуллинский район |
112,7 |
6 |
109,0 |
32 |
5,5 |
22 |
99,1 |
22 |
||
3 |
123 |
Абзелиловский район |
132,1 |
1 |
113,8 |
17 |
4,9 |
20 |
104,9 |
10 |
||
4 |
129 |
Благовещенский район |
116,1 |
2 |
146,3 |
1 |
12,2 |
43 |
97,7 |
31 |
||
5 |
139 |
Кигинский район |
113,3 |
4 |
132,1 |
4 |
13,9 |
44 |
109,6 |
6 |
||
6 |
146 |
Дуванский район |
111,3 |
9 |
106,2 |
40 |
5,3 |
21 |
112,9 |
3 |
||
7 |
148 |
Зианчуринский район |
109,8 |
11 |
116,8 |
13 |
4,2 |
17 |
107,4 |
7 |
||
8 |
154 |
Благоварский район |
105,0 |
24 |
111,0 |
30 |
10,9 |
39 |
107,0 |
8 |
||
9 |
155 |
Федоровский район |
102,7 |
41 |
106,8 |
37 |
5,6 |
23 |
111,3 |
4 |
||
10 |
162 |
Белорецкий район |
109,6 |
12 |
107,5 |
36 |
2,9 |
10 |
97,7 |
32 |
||
30 |
200 |
Уфимский район |
101,8 |
45 |
122,5 |
7 |
42,3 |
54 |
99,3 |
21 |
||
52 |
249 |
Шаранский район |
103,8 |
32 |
102,0 |
48 |
7,0 |
29 |
93,4 |
46 |
||
53 |
256 |
Куюргазинский район |
105,4 |
22 |
109,5 |
31 |
11,4 |
40 |
96,3 |
37 |
||
54 |
261 |
Зилаирский район |
104,6 |
29 |
116,8 |
12 |
16,7 |
47 |
100,3 |
20 |
||
Исходя из представленных в таблице 1 данных, можно сделать вывод о том, что лидерами рейтинга являются муниципальные районы, в экономике которых преобладает сфера промышленного производства, переработка промышленной и сельскохозяйственной продукции (Учалинский, Хайбуллинский, Благовещенский, Благоварский районы).
Все муниципальные районы республики без исключения за 2021 год исполнили уточненный план годовой план поступления налоговых и неналоговых доходов муниципального бюджета более, чем на 100 %.
В представленном рейтинге Уфимский район занимает 30 строчку с исполнением годового плана муниципального образования 101,8 %. Рост поступлений налоговых и неналоговых доходов в Уфимском районе по сравнению с соответствующим предыдущим периодом составил 122,5 %. Однако, собираемость по местным налогом составила 99,3 %, то есть показатель не выполнен. По сравнению с 2019 годом район ухудшил свою рейтинговую позицию на 1 пункт [2].
На рис. 1 представлена динамика доходов бюджета района из расчета на 1 жителя Уфимского района за 2020–2021 годы.
Рис. 1. Динамика доходов бюджета Уфимского района из расчета на 1 жителя за 2019–2021 годы, тыс. руб. [1]
Представленные на диаграмме данные позволяют сделать вывод о том, что за три последних года общий объем доходов из расчета на 1 жителя района увеличился на 1,6 тыс. руб., в т. ч. за счет увеличения налоговых и неналоговых поступлений на 0,9 тыс. руб., за счет безвозмездных поступлений на 0,6 тыс. руб. На рис. 2 представлены основные характеристики бюджета муниципального образования за 2021 год.
Рис. 2. Основные характеристики бюджета Уфимского района за 2021 год, тыс. руб. [1]
Утвержденный план бюджета в 2021 году был дефицитный, однако уточнений план и исполнение позволило исключить дефицит и выйти с профицитом 84958,3 тыс. руб. к концу 2021 года.
В таблице 2 представлена динамика муниципальных финансов района за 2019–2021 годы.
Таблица 2
Динамика муниципальных финансов Уфимском районе за 2019–2021 годы, тыс. руб. (исполнение) [1]
Показатель |
2019 г |
2020 г |
2021 г |
Откл., +/- 2019–2021 |
Консолидированный бюджет по доходам в номинальных ценах |
3043397,2 |
3267478 |
3430366 |
386969 |
Консолидированный бюджет по расходам в номинальных ценах |
3084515,1 |
323561,4 |
3345407,4 |
260892 |
Доля собственных доходов района в доходах консолидированного бюджета, % |
31,9 |
28,7 |
28,2 |
-3,7 |
Как видно из представленных в таблице 2 данных, бюджет района в 2019 году — дефицитный, в 2020–2021 годах — профицитный. Однако, фактическое увеличении доходов бюджета объясняется ростом инфляции, план по налоговым и неналоговым доходом в районе не выполняется. Уровень собственных доходов местного бюджета в сопоставимых ценах демонстрирует отрицательную динамику.
Основные проблемы, негативно влияющие на формирование местных финансов в Уфимском районе, заключаются в следующем.
Во-первых, недостаточно эффективно реализуются меры по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов в местный бюджет. Эта проблема определяется тем, что в районе несвоевременно проводится инвентаризация договоров аренды муниципальной собственности, не своевременно вносится информация в ФИАС.
Во-вторых, заметной проблемой в формировании местных финансов является недостаточная эффективность работы по легализации объектов налогообложения. Это приводит к снижению собираемости налоговых доходов.
В-третьих, поскольку муниципальные финансы являются важнейшим ресурсом социально-экономического развития территории, необходимо выделить проблему недостаточно эффективной работы по привлечению инвестиций в экономику района.
Исходя из обозначенных основных проблем формирования муниципальных финансов, можно обозначить следующие пути решения.
На сегодняшний день необходимо активизировать и повысить контроль за работой по увеличению поступлений по НДФЛ, проводить мониторинг перечислений в бюджет от крупных налогоплательщиков, своевременно проводить инвентаризацию договоров аренды, внесение информации в ФИАС, контролировать поступление платы за право размещения нестационарных торговых объектов.
Также важно реализовать мероприятия в рамках земельного контроля по выявлению земельных участков, не используемых по целевому назначению, невостребованных участков, а также неучтенных объектов недвижимого имущества.
Комиссии по легализации объектов налогообложения необходимо реализовать работу по выявлению резервов поступлений НДФЛ (выявлять случаи занижения официальной заработной платы в районе, работать с доведением заработной платы до среднего уровня).
Бизнес-шерифу Уфимского района необходимо разработать стратегию по привлечению инвестиций и инвесторов в муниципальное образование, что позволит создать новые рабочие места, и, тем самым, увеличить собираемость налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования.
Таким образом, муниципальные финансы — это, прежде всего, основной ресурс, который в значительной степени способствует достижению эффективной реализации социальных и экономических интересов муниципального образования. В настоящее время социально-экономическое положение муниципального образования находится в зависимости от уровня эффективности формирования местных финансов. Следовательно, органам МСУ необходимо максимально эффективно использовать такой механизм содействия устойчивому развитию, как муниципальные финансы.
Литература:
- Действующие документы муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https: https://ufim.bashkortostan.ru/(дата обращения 30.12.2022).
- Официальный сайт Министерства финансов Республики Башкортостан: Рейтинг муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан по показателям доходов местных бюджетов за 2021 год [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://minfin.bashkortostan.ru/documents/other/400923/ (дата обращения 30.12.2022).