Ключевые слова: осознанное безопасное поведение на дорогах, ребенок дошкольного возраста, взаимодействие ДОУ с семьей, культура безопасного поведения, система работы по формированию безопасного поведения на дорогах.
Одним из ведущих принципов ФГОС ДО является «приобщение детей к социокультурным нормам общества и государства» [5]. Сохранение здоровья и жизни детей дошкольного возраста возможно только через приобщение к социокультурным нормам безопасного поведения на дорогах.
Дошкольники — это особая, незащищенная категория пешеходов и пассажиров. Из-за незавершенности формирования абстрактного мышления, к детям нельзя подходить с той же меркой, как и ко взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике затрудняет процесс обучения и воспитания. Именно поэтому, начиная с самого раннего возраста, формирование навыков безопасного поведения на дорогах, улицах, в транспорте, является одной из важнейших воспитательных задач детей дошкольного возраста.
В решении данной задачи должны принимать участие не только дошкольная организация, но и родители воспитанников. Благодаря взаимным усилиям ДОУ и родителей к этапу завершения дошкольного образования, согласно ФГОС ДО, необходимо достигнуть следующий целевой ориентир: «ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам, может соблюдать правила безопасного поведения» [5].
Способность действовать адекватно в опасной ситуации на дорогах и в транспорте формируется у детей дошкольного возраста постепенно. В осуществлении осознанного безопасного поведения на дорогах дошкольник проходит ряд этапов. Л. Л. Тимофеева обозначает эти этапы [4]:
1) Ребенок знает об источнике опасности, но не располагает информацией о том, как вести себя в угрожающей ситуации (при таком уровне подготовленности ребенок оказывается в состоянии избегать опасных ситуаций, действий, усугубляющих, ухудшающих опасную ситуацию);
2) Ребенок осведомлен об источнике опасности и о способах обеспечения личной безопасности, но не владеет ими практически;
3) Дошкольник владеет приемами безопасного поведения на уровне, позволяющем действовать при поддержке более опытного человека (педагога, родителей) в игровой обучающей ситуации;
4) Ребенок способен самостоятельно применять способы безопасного поведения по образцу в привычной, знакомой ситуации;
5) Способен к безопасному поведению в сложной, напряженной, непривычной обстановке;
6) Дошкольник способен самостоятельно видоизменять и комбинировать известные способы поведения с учетом конкретных условий, опасных ситуаций;
7) Готов к самостоятельному конструированию, открытию, созданию новых способов и приемов безопасного поведения для решения проблем, которые каким-либо образом решались ранее;
8) Дошкольник готов к самостоятельному созданию оригинальных способов поведения в новых, непривычных опасных и экстремальных ситуациях.
Воспитателям и родителям, объединив свои усилия, необходимо помочь каждому ребенку пройти все перечисленные выше этапы. В нашем дошкольном образовательном учреждении система работы по формированию навыков безопасного поведения опирается на ключевые теоретические положения, изложенные в концепциях Т. И. Гризик, Г. В. Глушковой, Л. Л. Тимофеевой (этапы становления компонентов культуры безопасности дорожного движения у детей дошкольного возраста) [1, 4]; В. Н. Мошкина (компоненты процесса воспитания культуры безопасного дорожного движения у детей дошкольного возраста) [3]; И. А. Лыковой (возрастные особенности формирования представлений о правилах дорожного движения в дошкольном возрасте) [2].
Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников с целью формирования у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах включает в себя следующие блоки системной работы:
1) Мероприятия с детьми и их родителями, направленные на обогащение знаний и представлений об опасностях на дорогах, их особенностях, причинах возникновения;
2) Мероприятия с детьми и их родителями, направленные на формирование навыков защиты от опасности на дорогах и предотвращения опасных ситуаций;
3) Мероприятия с детьми и их родителями, направленные на развитие культуры безопасного поведения: отношение к безопасности с позиции себя, других людей или объектов природы.
Формирование навыков безопасного поведения на дорогах представляет собой целостный педагогический процесс, который необходимо реализовывать педагогам совместно с родителями в различных отдельных режимных процессах: на занятии, прогулках, в играх детей. В МБДОУ «Детский сад № 116» г. Чебоксары воспитателями и родителями воспитанников, в детском саду и дома, в работе с дошкольниками используются различные методы и приемы:
а) наглядные: образец поведения взрослых и старших дошкольников; рассматривание картин, предметных картинок, иллюстраций, наглядных пособий; просмотр мультфильмов и диафильмов; показ мультимедийных презентаций; показ кукольных представлений по проблемным ситуациям; комментированный показ безопасных действий с объектами; простейшие наблюдения;
б) словесные: ситуационное индивидуальное общение; объяснение, напоминание; чтение художественной литературы, загадывание загадок; рассказ, рассказ-пояснение; беседы, обсуждение проблемных ситуаций;
в) практические: игры с правилами, игровые упражнения; самостоятельные игры детей (сюжетные и игры с правилами); ситуационно-имитационное моделирование действий; выполнение творческих заданий продуктивного и ролевого характера; совместное изготовление газет; изготовление книжек-самоделок; игры-инсценировки.
Особое внимание уделяется в данной системе работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста следующим методам:
— беседе взрослого (воспитателя/ родителя) с детьми;
— работе в рабочих тетрадях с заданиями для выполнения, цветными иллюстрациями, разрезным материалом;
— чтению стихов, пословиц, загадок, связанных с содержанием данной темы;
— тренингам, проводимые воспитателями и направленные на разъяснение запретов и способов безопасного поведения;
— психотерапии детских страхов, организуемые детским психологом в ДОУ.
В связи с постоянным усложнением задач и содержания формирования навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста, педагоги и родители воспитанников придерживаются следующего алгоритма действий:
— первоначально формируются знания о правилах безопасного поведения: об источниках опасности на дорогах, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы;
— далее развиваются умения действовать в тех или иных ситуациях на дорогах;
— у ребенка вырабатывается привычка соблюдать меры предосторожности на дорогах и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности.
Таким образом, в ходе систематической работы с семьями воспитанников с целью формирования у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах нами было выявлено, что наиболее эффективными методами являются: среди наглядных методов: образец поведения взрослых; рассматривание картин, предметных картинок, иллюстраций, наглядных пособий, просмотр мультфильмов, показ кукольных представлений по проблемным ситуациям; среди словесных методов: объяснение, чтение художественной литературы, загадывание загадок, беседы, обсуждение проблемных ситуаций; из практических методов: игры с правилами, игровые упражнения, ситуационно-имитационное моделирование действий; игры-инсценировки.
Литература:
- Гризик, Т. И. Формирование основ безопасного поведения у детей 3–8 лет: методическое пособие для воспитателей / Т. И. Гризик, Г. В. Глушкова. — Москва: Просвещение, 2015. — 96 с.
- Лыкова, И. А. Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Мир без опасности» / И. А. Лыкова. — Москва: Цветной мир, 2017. — 112 с.
- Мошкин, В. Н. Воспитание культуры безопасности / В. Н. Мошкин. –Барнаул: Издательство Барнаульского Государственного Педагогического Университета, 2002. — 315 с.
- Тимофеева, Л. Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа / Л. Л. Тимофеева. — Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2019. — 160 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы. — Москва: Сфера, 2018. — 96 с.