Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников с целью формирования у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кузнецова, Н. Н. Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников с целью формирования у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах / Н. Н. Кузнецова, А. К. Ксенофонтова, Н. В. Амасева, А. В. Семенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 454-455. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98792/ (дата обращения: 17.10.2024).



Ключевые слова: осознанное безопасное поведение на дорогах, ребенок дошкольного возраста, взаимодействие ДОУ с семьей, культура безопасного поведения, система работы по формированию безопасного поведения на дорогах.

Одним из ведущих принципов ФГОС ДО является «приобщение детей к социокультурным нормам общества и государства» [5]. Сохранение здоровья и жизни детей дошкольного возраста возможно только через приобщение к социокультурным нормам безопасного поведения на дорогах.

Дошкольники — это особая, незащищенная категория пешеходов и пассажиров. Из-за незавершенности формирования абстрактного мышления, к детям нельзя подходить с той же меркой, как и ко взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике затрудняет процесс обучения и воспитания. Именно поэтому, начиная с самого раннего возраста, формирование навыков безопасного поведения на дорогах, улицах, в транспорте, является одной из важнейших воспитательных задач детей дошкольного возраста.

В решении данной задачи должны принимать участие не только дошкольная организация, но и родители воспитанников. Благодаря взаимным усилиям ДОУ и родителей к этапу завершения дошкольного образования, согласно ФГОС ДО, необходимо достигнуть следующий целевой ориентир: «ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам, может соблюдать правила безопасного поведения» [5].

Способность действовать адекватно в опасной ситуации на дорогах и в транспорте формируется у детей дошкольного возраста постепенно. В осуществлении осознанного безопасного поведения на дорогах дошкольник проходит ряд этапов. Л. Л. Тимофеева обозначает эти этапы [4]:

1) Ребенок знает об источнике опасности, но не располагает информацией о том, как вести себя в угрожающей ситуации (при таком уровне подготовленности ребенок оказывается в состоянии избегать опасных ситуаций, действий, усугубляющих, ухудшающих опасную ситуацию);

2) Ребенок осведомлен об источнике опасности и о способах обеспечения личной безопасности, но не владеет ими практически;

3) Дошкольник владеет приемами безопасного поведения на уровне, позволяющем действовать при поддержке более опытного человека (педагога, родителей) в игровой обучающей ситуации;

4) Ребенок способен самостоятельно применять способы безопасного поведения по образцу в привычной, знакомой ситуации;

5) Способен к безопасному поведению в сложной, напряженной, непривычной обстановке;

6) Дошкольник способен самостоятельно видоизменять и комбинировать известные способы поведения с учетом конкретных условий, опасных ситуаций;

7) Готов к самостоятельному конструированию, открытию, созданию новых способов и приемов безопасного поведения для решения проблем, которые каким-либо образом решались ранее;

8) Дошкольник готов к самостоятельному созданию оригинальных способов поведения в новых, непривычных опасных и экстремальных ситуациях.

Воспитателям и родителям, объединив свои усилия, необходимо помочь каждому ребенку пройти все перечисленные выше этапы. В нашем дошкольном образовательном учреждении система работы по формированию навыков безопасного поведения опирается на ключевые теоретические положения, изложенные в концепциях Т. И. Гризик, Г. В. Глушковой, Л. Л. Тимофеевой (этапы становления компонентов культуры безопасности дорожного движения у детей дошкольного возраста) [1, 4]; В. Н. Мошкина (компоненты процесса воспитания культуры безопасного дорожного движения у детей дошкольного возраста) [3]; И. А. Лыковой (возрастные особенности формирования представлений о правилах дорожного движения в дошкольном возрасте) [2].

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников с целью формирования у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах включает в себя следующие блоки системной работы:

1) Мероприятия с детьми и их родителями, направленные на обогащение знаний и представлений об опасностях на дорогах, их особенностях, причинах возникновения;

2) Мероприятия с детьми и их родителями, направленные на формирование навыков защиты от опасности на дорогах и предотвращения опасных ситуаций;

3) Мероприятия с детьми и их родителями, направленные на развитие культуры безопасного поведения: отношение к безопасности с позиции себя, других людей или объектов природы.

Формирование навыков безопасного поведения на дорогах представляет собой целостный педагогический процесс, который необходимо реализовывать педагогам совместно с родителями в различных отдельных режимных процессах: на занятии, прогулках, в играх детей. В МБДОУ «Детский сад № 116» г. Чебоксары воспитателями и родителями воспитанников, в детском саду и дома, в работе с дошкольниками используются различные методы и приемы:

а) наглядные: образец поведения взрослых и старших дошкольников; рассматривание картин, предметных картинок, иллюстраций, наглядных пособий; просмотр мультфильмов и диафильмов; показ мультимедийных презентаций; показ кукольных представлений по проблемным ситуациям; комментированный показ безопасных действий с объектами; простейшие наблюдения;

б) словесные: ситуационное индивидуальное общение; объяснение, напоминание; чтение художественной литературы, загадывание загадок; рассказ, рассказ-пояснение; беседы, обсуждение проблемных ситуаций;

в) практические: игры с правилами, игровые упражнения; самостоятельные игры детей (сюжетные и игры с правилами); ситуационно-имитационное моделирование действий; выполнение творческих заданий продуктивного и ролевого характера; совместное изготовление газет; изготовление книжек-самоделок; игры-инсценировки.

Особое внимание уделяется в данной системе работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста следующим методам:

— беседе взрослого (воспитателя/ родителя) с детьми;

— работе в рабочих тетрадях с заданиями для выполнения, цветными иллюстрациями, разрезным материалом;

— чтению стихов, пословиц, загадок, связанных с содержанием данной темы;

— тренингам, проводимые воспитателями и направленные на разъяснение запретов и способов безопасного поведения;

— психотерапии детских страхов, организуемые детским психологом в ДОУ.

В связи с постоянным усложнением задач и содержания формирования навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста, педагоги и родители воспитанников придерживаются следующего алгоритма действий:

— первоначально формируются знания о правилах безопасного поведения: об источниках опасности на дорогах, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы;

— далее развиваются умения действовать в тех или иных ситуациях на дорогах;

— у ребенка вырабатывается привычка соблюдать меры предосторожности на дорогах и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности.

Таким образом, в ходе систематической работы с семьями воспитанников с целью формирования у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах нами было выявлено, что наиболее эффективными методами являются: среди наглядных методов: образец поведения взрослых; рассматривание картин, предметных картинок, иллюстраций, наглядных пособий, просмотр мультфильмов, показ кукольных представлений по проблемным ситуациям; среди словесных методов: объяснение, чтение художественной литературы, загадывание загадок, беседы, обсуждение проблемных ситуаций; из практических методов: игры с правилами, игровые упражнения, ситуационно-имитационное моделирование действий; игры-инсценировки.

Литература:

  1. Гризик, Т. И. Формирование основ безопасного поведения у детей 3–8 лет: методическое пособие для воспитателей / Т. И. Гризик, Г. В. Глушкова. — Москва: Просвещение, 2015. — 96 с.
  2. Лыкова, И. А. Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Мир без опасности» / И. А. Лыкова. — Москва: Цветной мир, 2017. — 112 с.
  3. Мошкин, В. Н. Воспитание культуры безопасности / В. Н. Мошкин. –Барнаул: Издательство Барнаульского Государственного Педагогического Университета, 2002. — 315 с.
  4. Тимофеева, Л. Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа / Л. Л. Тимофеева. — Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2019. — 160 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы. — Москва: Сфера, 2018. — 96 с.
Основные термины (генерируются автоматически): безопасное поведение, дошкольный возраст, ребенок, дорога, формирование навыков, дорожное движение, источник опасности, родитель, родитель воспитанников, система работы.


Ключевые слова

культура безопасного поведения, ребенок дошкольного возраста, осознанное безопасное поведение на дорогах, взаимодействие ДОУ с семьей, система работы по формированию безопасного поведения на дорогах

Похожие статьи

Формирование основ безопасного поведения на дорогах детей старшего дошкольного возраста

В статье в контексте проблемы воспитание навыков безопасности у детей дошкольного возраста выявляются методы формирования у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения на дорогах.

Формирование у старших дошкольников навыков поведения на дороге посредством использования образовательных проектов при непосредственном включении родителей в образовательную деятельность

Работа воспитателя с родителями по профилактике дорожного травматизма с помощью проектной деятельности.

Формирование основ безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье раскрываются вопросы формирование основ безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Безопасность дошкольников во многом зависит от окружающих взрослых (род...

Опыт сетевого взаимодействия образовательных организаций и социума по формированию навыков у школьников безопасного поведения в дорожном движении

Знакомство детей дошкольного возраста с основами безопасного поведения на улице и дома с целью сохранения их здоровья

Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО

Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.

Использование образовательных событий с детьми старшего дошкольного возраста как средство формирования навыков безопасного поведения на дорогах

Событийный подход к построению образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста позволяет использовать образовательные события как эффективную форму формирования навыков безопасного поведения на дорогах.

Формирование у дошкольников представлений о ценности здорового образа жизни во взаимодействии с родителями

В статье рассматриваются вопросы организации в дошкольной образовательной организации в совместной воспитательной деятельности педагогов и родителей формирования у детей основ здорового образа жизни.

К вопросу о формировании опыта безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в соответствии с ФГОС: новые вызовы и решения

Современное дошкольное образование акцентирует большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Освоение инновационных форм взаимодействия педагогов с семьей является приоритетным в совершенс...

Похожие статьи

Формирование основ безопасного поведения на дорогах детей старшего дошкольного возраста

В статье в контексте проблемы воспитание навыков безопасности у детей дошкольного возраста выявляются методы формирования у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения на дорогах.

Формирование у старших дошкольников навыков поведения на дороге посредством использования образовательных проектов при непосредственном включении родителей в образовательную деятельность

Работа воспитателя с родителями по профилактике дорожного травматизма с помощью проектной деятельности.

Формирование основ безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье раскрываются вопросы формирование основ безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Безопасность дошкольников во многом зависит от окружающих взрослых (род...

Опыт сетевого взаимодействия образовательных организаций и социума по формированию навыков у школьников безопасного поведения в дорожном движении

Знакомство детей дошкольного возраста с основами безопасного поведения на улице и дома с целью сохранения их здоровья

Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО

Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.

Использование образовательных событий с детьми старшего дошкольного возраста как средство формирования навыков безопасного поведения на дорогах

Событийный подход к построению образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста позволяет использовать образовательные события как эффективную форму формирования навыков безопасного поведения на дорогах.

Формирование у дошкольников представлений о ценности здорового образа жизни во взаимодействии с родителями

В статье рассматриваются вопросы организации в дошкольной образовательной организации в совместной воспитательной деятельности педагогов и родителей формирования у детей основ здорового образа жизни.

К вопросу о формировании опыта безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в соответствии с ФГОС: новые вызовы и решения

Современное дошкольное образование акцентирует большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Освоение инновационных форм взаимодействия педагогов с семьей является приоритетным в совершенс...

Задать вопрос