В статье рассматриваются особенности проведения реализации инвестиционных проектов в сфере строительства автомобильных дорог. Продемонстрированы проблемы управления существующей филиальной сетью дорожной отрасли Республики Башкортостан на примере Акционерного общества «Башкиравтодор». На примере предприятия продемонстрирована реализация инвестиционного проекта за счет объединения нескольких филиалов в единый крупный, экономически эффективный филиал.
Ключевые слова: реализация инвестиционных проектов, дорожная отрасль, обоснование экономической эффективности проектов.
The article discusses the specifics of the implementation of investment projects in the field of road construction. The problems of managing the existing branch network of the road industry of the Republic of Bashkortostan are demonstrated on the example of the Bashkiravtodor Joint-Stock Company. The example of the enterprise demonstrates the implementation of an investment project by combining several branches into a single large, cost-effective branch.
Keywords: implementation of investment projects, road industry, justification of the economic efficiency of projects.
В любой стране дороги были и остаются важным показателем экономики. Плохие дороги — плохи дела в экономике. Стоимость проблемы бездорожья для государства можно определить как общую сумму потерь и упущенной выгоды, связанных с недостаточным развитием автодорожной сети и ее техническим состоянием. Сегодня ущерб превышает ежегодные размеры средств, выделяемых на нужды всего дорожного хозяйства из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
Дорожная отрасль Республики Башкортостан представляет собой единый комплекс, способный не только содержать в проезжем состоянии существующую сеть дорог, но и наращивать ее потенциал за счет увеличения доли автомобильных дорог.
АО «Башкиравтодор» — ведущее предприятие в дорожной отрасли Республики Башкортостан. Основное направление деятельности компании — строительство, содержание, ремонт и реконструкция автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения республики.
АО «Башкиравтодор» — единое юридическое лицо, состоящее из 47 филиалов: 45 дорожных ремонтно-строительных управлений (далее по тексту ДРСУ), «Управление подготовки производства», завод «Ремстройдормаш».
ДРСУ расположены по всей территории Республики Башкортостан. Они выполняют дорожные работы не только в своем территориальном районе.
Проблемы существующей филиальной структуры:
В настоящее время АО «Башкиравтодор имеет некоторые проблемы управления при существующей филиальной структуре:
- Громоздкая низкоэффективная филиальная структура АО «Башкиравтодор».
- Недостаток заказов в отдельных районах приводит к низкой загрузке производственных мощностей ДРСУ.
- Сильно разветвленная логистическая схема доставки инертных материалов.
- Большая численность, как необходимый штат ИТР и работников АБЗ в каждом ДРСУ.
- Устаревшая материально-техническая база АО «Башкиравтодор» не обеспечивает высокую производительность труда и качества работ.
- Общий износ техники и асфальтобетонных заводов (далее АБЗ) составляет более 80 %.
- Отсутствие оборотных средств не позволяет проводить эффективную инвестиционную политику Общества.
Для финансового оздоровления были приняты меры по оптимизации системы филиалов. Концепция объединения филиалов в более крупные и эффективные основана на принципах производственной и экономической целесообразности, концентрации производственных мощностей, возможностей снижения себестоимости и повышения качества ремонтно-строительных работ.
При оптимизации оргструктуры предусматривается единый логистический подход к снижению затрат на всех уровнях. В основе логистического управления предприятием лежит идея непрерывного мониторинга всей логистической цепи.
Руководство получает возможность, увидеть, насколько эффективно используются те или иные ресурсы, выявить источники потерь, оптимизировать деятельность сотрудников в целях улучшения конечных результатов деятельности компании. Эффективное использование принципов и методов логистики позволяют руководству высвободить финансовые средства на дополнительные инвестиции.
Объединение изолированной информационной системы АО «Башкиравтодор» затруднено большой филиальной системой, оптимизация которой позволит усовершенствовать управление финансовыми и материальными потоками.
Основная концепция логистического подхода в АО «Башкиравтодор» подразумевает:
- Концентрацию подвижного состава (кроме техники, которая необходима для текущего содержания и ремонта) в географическом центре геозоны — Стерлитамакском ДРСУ;
- Основное производство асфальтобетона, хранение битума и инертных материалов в географическом центре геозоны — Стерлитамакском ДРСУ (обязательное наличие железнодорожного тупика);
- Доставка инертных материалов производится централизовано до центра геозоны только оптимальными вариантами доставки, в данном случае железнодорожным транспортом до склада и АБЗ, далее автотранспортом до объектов;
- В конечном итоге за счет изменения в организационной структуре уменьшатся общехозяйственные расходы за счет сокращения фонда оплаты труда (сокращение ряда административных работников, хозяйственных рабочих).
При объединении филиалов сократится количество эксплуатируемых АБЗ, так как для выполнения совокупного объема по выпуску асфальтобетонной смеси в большинстве случаев достаточно одной установки.
Асфальтобетонные заводы (АБЗ) при существующих условиях имеются в каждом из рассматриваемых ДРСУ. Все АБЗ 1990 — х годов выпуска. Общий износ по семи филиалам составляет более 81,7 %. Суммарный годовой объем выпуска асфальтобетонной смеси составляет 137 тысяч тонн.
Наличие нового современного АБЗ Universal GLB-2000 с паспортной производительностью 160 тон/ч на базе Стерлитамакского ДРСУ позволит заменить 7 старых заводов на один современный. Годовой объем выпуска асфальтобетонной смеси нового АБЗ составит 140 тысяч тонн.
Это позволит также сократить количество опасных производственных объектов и уменьшить расходы на их эксплуатацию. Значительно упрощается работа по контролю качества асфальтобетонной смеси, так как сокращается количество лабораторий.
Сокращение количества АБЗ позволяет повысить эффективность пунктов разгрузки, увеличив грузооборот, за счет размещения вблизи производительного АБЗ.
На данный момент рассматриваемые филиалы эксплуатируют 6 карьеров по добыче инертных материалов. При объединении филиалов, каждый из которых имеет собственный карьер (карьеры), объединенный филиал получает возможность более гибкой организации работ по их разработке (направляя силы и средства в тот из них, материал которого более востребован в настоящее время), а также снижения себестоимости дорожно-строительных работ за счет доставки материалов из карьера ближайшего по расположению.
Достижение повышения управляемости наиболее эффективно происходит при объединении филиалов, обслуживающих по содержанию участки одной общей или прилегающих автомобильных дорог.
Это позволит при проведении работ по содержанию ежедневно, в течение суток, оперативно перераспределять силы и средства укрупненного филиала на наиболее сложных участках в любое время года. Наличие дополнительной базы (дополнительные площадки хранения материалов) позволит укрупненному филиалу повысить гибкость организации основных работ по содержанию, а также снизить транспортные расходы.
Также при проведении работ по содержанию автодорог исключается необходимость в работе двух заводов одновременно для производства незначительных ежедневных объемов асфальтобетонной смеси для каждого из ДРСУ. Достаточно работать одним заводом на два филиала.
Повысится эффективность производства работ и качество их выполнения.
Увеличение объема производства по ремонту и строительству автомобильных дорог, вызванное объединением филиалов позволит:
– обоснованно создать специализированные бригады;
– оптимально загрузить персонал и технику занятых на этих работах;
– за счет повышения технической вооруженности повысить производительность работ и снизить сроки их выполнения, а также гибко планировать их проведение в течение строительного сезона;
– повысить качество выполняемых работ за счет привлечения квалифицированных кадров, повышения их ответственности, а также более интенсивного накопления опыта.
Для организации работы на требуемом техническом уровне филиал должен иметь укомплектованный штат инженерно-технических работников. В любом из филиалов должна быть обеспечена безопасность эксплуатации опасных производственных объектов (системы газопотребления, участки транспортирования опасных веществ, карьеры с буровзрывными работами и дробильно-сортировочным производством, грузоподъемные механизмы, автозаправочные станции), энергоустановок, сложного технологического оборудования. В настоящее время объем выполняемых работ, для некоторых филиалов в отдельности снизился до критического уровня, что вызвало необходимость введения совмещения должностей. На практике это привело к ухудшению качества работы, текучести кадров и невозможности привлечения квалифицированных специалистов [74].
Увеличение общего объема работ при объединении филиалов позволит:
– более эффективно загрузить специалистов;
– отказаться от совмещения должностей;
– привлечь квалифицированные технические кадры на должности: механика, энергетика, инженера по охране труда и безопасности дорожного движения, лаборанта;
– повысить общий технический уровень работы филиала;
– совершенствовать системы управления работами по ремонту и строительству автомобильных дорог.
Причины выбора Стерлитамакского ДРСУ
Причины выбора Стерлитамакского ДРСУ в качестве центра объединяемых филиалов:
– выгодное, с точки зрения логистики, географическое расположение;
– Наличие нового современного АБЗ Universal GLB-2000 с паспортной производительностью 160 тн/ч на базе Стерлитамакского ДРСУ;
– высокая рейтинговая оценка по сравнению с другими филиалами по итогам 2017–2021 гг.
В рассматриваемых семи ДРСУ был определен филиал, который станет центром и филиалы, которые будут трансформированы в участок. Выбор производился на основании разработанной системы определения рейтингов филиалов, который отражает комплексную оценку. Для лучшей репрезентативности показатели оценивались за последние три года.
Итоговая оценка рассматриваемых филиалов показала, что Стерлитамакское ДРСУ имеет самую высокую среднюю оценку рейтинга по всем показателям.
В результате проведенного сравнительного анализа предлагается провести объединение филиалов путем присоединения.
При этом происходит реорганизация филиальной структуры путем присоединения семи филиалов к Стерлитамакскому ДРСУ, а на основании присоединяемого филиала создается соответствующий участок в составе объединенного филиала.
Оптимизированные схемы доставки инертных материалов.
Оптимизация филиальной структуры позволит снизить расходы от изменения схемы доставки инертных материалов. Схематично существующая и перспективная схемы доставки инертных материалов представлены на картах-схемах.
В объеденных ДРСУ производство асфальтобетона, хранение битума и инертного сырья в одном ДРСУ (в основном со своим ж/д тупиком) позволяет исключить нерациональные транспортные расходы (в рассматриваемых филиалах в каждом находятся АБЗ, битумохранилища, инертные материалы и прочие).
Существенных изменений в схеме доставки ПГС не предвидится, т. к. ПГС в связи со своей распространённостью, как правило, применяется из местных карьеров. Наиболее значимы затраты по доставке щебня, т. к. карьеры щебня зачастую значительно удалены от АБЗ.
При сравнении существующей и перспективной схем доставки видно, что расходы сокращаются за счет сокращения перевозки автотраспортом. По железной дороге доставка щебня будет до железнодорожного тупика Стерлитамакского ДРСУ, вблизи которого находится АБЗ.
На существующей схеме поставки щебня с карьера «Мурсалимкино» видно, что поставка осуществляется до всех семи рассматриваемых филиалов ж/д путем и далее до мест складирования (на участке АБЗ) автотранспортом.
Перспективная логистическая схема поставки щебня с карьера «Мурсалимкино» позволит сократить транспортные расходы и содержание складов инертных материалов.
Литература:
- Абрамов, В. С. Стратегический менеджмент: учебник и практикум для вузов / В. С. Абрамов, С. В. Абрамов, под редакцией В. С. Абрамова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021.
- Баликоев, В. З. Экономические исследования: история, теория, методология: монография / В. З. Баликоев. — Москва: ИНФРА-М, 2020.
- Виханский О., С. Наумов А. И. Менеджмент: учебник. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2021.
- Иванова И. А., Сергеев А. М. Менеджмент: учебник и практикум для вузов. — Москва: Издательство Юрайт, 2020.
- Казакова, Н. А. Современный стратегический анализ: учебник и практикум для вузов / Н. А. Казакова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021.
- Пашкус Н. А., Пашкус В. Ю. Стратегический маркетинг: учебник и практикум для вузов — Москва: Издательство Юрайт, 2020.
- Плиева (Ахриева), Р. Ю. Стратегии российских компаний на внешних рынках: монография / Р. Ю. Плиева (Ахриева). — 2-е изд. — Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. — 184 с.
- Троицкая Н. А. Единая транспортная система / Н. А. Троицкая, А. Б. Чубуков — М.: «Академия»,2017. — 240 с. 6
- Фомичев, В. И. Управление качеством и конкурентоспособностью: учебник для вузов / В. И. Фомичев. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 156 с.
- Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. — URL: https://transport.bashkortostan.ru/projects/current/350/ (дата обращения 05.05.2015)
- Министерство транспорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: https://rosavtodor.gov.ru/about/upravlenie-fda/nacionalnyj-proekt-bezopasnye-i-kachestvennye-avtomobilnye-dorogi (дата обращения 09.12.2022).
- Башкиравтодор. Сайт. [Электронный ресурс]. — URL: https://башкиравтодор.рф/contacts.php