Нынешний век можно по праву считать периодом внедрения во все сферы жизни общества компьютерных технологий, которые значительно облегчают жизнь каждого человека. И политическая сфера жизнедеятельности не исключение. Возникновение и дальнейшее использование новых технологий в государственном управлении влияет непосредственно и на избирательный процесс. В статье авторы проанализируют электронное голосование в России и сделают вывод о проблемах реализации такой избирательной компании, а также расскажут о достоинствах данной современной тенденции.
Ключевые слова: избирательный процесс, выборы, электронное голосование, блокчейн.
Сегодня обеспечение прозрачности выборов, а также их демократизация являются важным аспектом в избирательном процессе. И это заставляет задуматься о введении всевозможных компьютерных технологий. Уже сейчас широко используются автоматические системы подсчета голосов, системы электронного голосования и онлайн-видеонаблюдения. Президент России в своих Посланиях Правительству Российской Федерации несколько раз называл модернизацию организации проведения выборов одной из приоритетных задач развития.
Сама история электронного голосования в нашей стране начинается в 1994 году, когда разрабатывали Государственную автоматизированную систему «Выборы» (ГАС «Выборы»). Первое применение данной системы произошло в 2000 году на президентских выборах [1, с. 107]. Через три года, в 2003 году, на свет вышли первые комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) [2, с. 69]. Еще через пять лет, в 2008 году, в одном из городов Тульской области было проведено тестирование электронного голосования. Избирателям выдавался специальный диск, с которым можно было отдать свой голос из любого места с выходом в Интернет. Данный эксперимент дал положительное впечатление, так как цифры с традиционного голосования и цифры с тестирования совпали. Применение электронного голосования в первую очередь было для привлечения на выборы молодого поколения, которое не желало тратить свое время на походы в избирательные участки. Нужно отметить, что использование дополнительных технических средств не считалось полноценной процедурой, это было только вспомогательным элементом, который мог дать предварительные итоги выборов. В федеральных законах пользование дополнительной техникой не прописывалось. Получается, что итоги, полученные при помощи данных технических средств, не имели своей юридической силы, так как не были законодательно урегулированы. Но тем не менее, была дана основа для дальнейшего развития, так как использование техники в избирательном процессе только зарождалось.
В 2005 году впервые было введено понятие «электронное голосование», оно нашло место в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. № 67 ФЗ. Это понятие значило — голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием комплекса средств автоматизации ГАС «Выборы». В дальнейшем законодательная основа пополнялась и развивалась.
В последующем, в ходе парламентских (в 2007 году) и президентских (в 2008 году), в пяти городах страны (Орел, Саратов, Великий Новгород, Суздаль и Рязань) на 21 избирательном участке были использованы комплексы электронного голосования (КЭГ) [1, с. 107]. И уже начиная с 2015 года практически все избирательные участки в государстве были оборудованы современными системами электронного голосования. На ровне с общегосударственными выборами электронное голосование нашло свое место и на региональном уровне, помогая решать местные вопросы и проблемы.
Применение дистанционного электронного голосования всё-таки не вошло в привычную практику, потому что при создании и использовании неоднократно сталкивались с тем, что совершались кибератаки, с невозможностью гарантировать тайность голосования и открытость выборов, собственно, поэтому полезность данного новшества была спорной. Но разработки не стоят на месте, достижения в области компьютерных технологий изменили ситуацию — была создана система блокчейна. Ее существенное отличие было в том, что данная система гарантировала одновременно и открытость данных и их безопасность.
Технологию блокчейн использовали в 2019 году во время выборов депутатов Московской городской думы. В ходе данного голосования выявили положительные стороны данной системы. Например, увеличилось число избирателей, принявших участие в голосовании, уменьшились расходы на проведение выборов — работу комиссий и аренду помещений, также смогли принять участие те избиратели, которые находятся в других странах. Но и недостатки также присутствовали — проблематично соблюсти тайну голосования, также есть вероятность взлома. В целом, эксперимент имел положительную оценку, по мнению экспертов.
В 2021 году во время выборов в Государственную думу было использовано электронное голосование. В семи субъектах Российской Федерации: в городах федерального значения Москве и Севастополе, в Курской, Ростовской, Ярославской, Нижегородской и Мурманской областях граждане Российской Федерации могли проголосовать электронно. Для этого необходимо было быть зарегистрированным по месту жительства на территории этих вышеперечисленных субъектов, а также иметь подтвержденную учетную запись на портале государственных услуг.
Дизайн портала напоминал обычную бумажную бюллетень. В электронной форме необходимо было поставить отметку в квадрате.
Далее хочу подробнее рассмотреть достоинства и недостатки электронного голосования и системы блокчейна.
Говоря о плюсах, первое, что нужно упомянуть, это доступность голосования. Как мы уже писали выше, избиратель независимо от того, где он находится, может отдать свой голос, не тратя время на поход в сам избирательный участок. Дальше важно отметить, что электронное голосование значительно сокращает траты на избирательный процесс более, чем 10 млрд. рублей.
Но и недостатков у такого явления достаточно. Например, как и у любой компьютерной системы, у системы электронного голосования могут быть сбои и неисправности, которые могут повлиять на результаты. Во время самого голосования могут совершаться кибератаки на систему, что тоже повлечет за собой неверные итоги выборов. Также нельзя гарантировать базовый принцип — принцип тайности голосования, так как необходимо будет авторизоваться в системе.
Изучив историю электронного голосования, нужно отметить, что интернет-голосование должно использоваться в избирательном процессе, но, не вытесняя традиционный способ, а становясь альтернативной возможностью для тех, кому, например, здоровье не позволяет прийти в участок. Председатель ЦИК России Э. А. Памфилова верно говорит о том, что внедрение электронного голосования и технологии блокчейна не должно лишать всех их активного избирательного права. Каждый сам вправе определить собственный способ волеизъявления.
В 2022 году были внесены изменения в Федеральный закон от 12.06.2022 N 67-ФЗ (ред. от 28.06.2022) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Появилась статья 64.1, которая законодательно закрепляет электронную форму голосования, ведь раньше голосование с помощью сети Интернет не существовало в федеральном законе.
Подводя итог всего вышесказанного, хотим сделать вывод о том, что голосование с помощью Интернета, которое значительно облегчит избирательный процесс, — это тенденция развития на ближайшие 10 лет. На наш взгляд, даже частичное применение данных технологий увеличит количество граждан, участвующих в выборах. В том числе и молодых людей, которые могут считать выборы бессмысленными, так как результаты уже определены «верхушкой общества», а электронное голосование, безусловно, может развеять их сомнения.
Литература:
- Титовская А. В. Электронное тайное голосование в России и за рубежом: сравнительно-правовой анализ // Юридическая наука. 2012. № 4. С. 106–108.
- Антонов Я. В. Развитие правового регулирования электронного голосования в России // Управленческое консультирование. 2015. № 5. С. 63–71.
- Алексеев Р. А. Блокчейн как избирательная технология нового поколения — перспективы применения на выборах в современной России // Вестник Московского государственного областного университета. 2018. № 2. С. 3–9.
- Алексеев Р. А. Блокчейн как избирательная технология нового поколения — перспективы применения на выборах в современной России // Вестник Московского государственного областного университета. 2018. № 2. С. 3–9.
- Малиненко Э. В.К вопросу о конституциях и уставах субъектов Российской Федерации в условиях цифровизации/Малиненко Э. В.// В сборнике: Пробелы в праве в условиях цифровизации. Сборник научных трудов. Коллектив авторов, ООО «Инфотропик Медиа». Москва, 2022. С. 298–303.
- Малиненко Э. В. К вопросу о национальной безопасности в условиях цифровой реальности /Э. В. Малиненко//В сборнике: Власть и элита в эпоху цифровой трансформации: новые вызовы и угрозы, траектории социально-политического развития современного общества. Материалы Четвертого Всероссийского элитологического конгресса с международным участием. Ростов-на-Дону, 2022.С.333–334.