Ключевые слова: экстремизм, прокуратура.
Значимым направлением работы прокуратуры является защита интересов государства от различного рода влияния экстремизма. В настоящее время данная функция органов прокуратуры как никогда актуальна, так как каждый день ведутся информационные атаки в сторону нашего государства с целью дестабилизации внутренней обстановки.
Хочется отметить, что число преступлений экстремистской направленности в РФ за девять месяцев 2022 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года выросло более чем на 30 % [7].
Генеральный прокурор РФ И. В. Краснов выступил с докладом в Совете Федерации, где пояснил, что общее количество преступлений экстремистского характера, по сравнению с 2021 годом возросло, однако, работа в данном направлении не прекращается «ни на минуту».
Генеральной прокуратурой за год признаны нежелательными ещё 18 иностранных и международных неправительственных организаций, открыто демонстрирующих свои антироссийские позиции, стремящиеся оказать влияние на общественно-политическую ситуацию в стране, дестабилизировать обстановку.
Так, согласно официальной статистике за период январь — ноябрь 2021 года, органами прокуратуры выявлено 243 865 нарушений законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, что на 11,4 % больше, чем за период 2020 года.
В целях устранения выявленных нарушений в 2021 году принесено 9321 протестов (на 3,5 % меньше, чем в 2020 г.); в суд направлено 29 121 исков и заявлений (на 23,9 % больше, чем в 2020 г.); внесено 79 754 представлений (на 6,8 % больше, чем в 2020 г.), по результатам рассмотрения которых 67 190 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности (на 7,3 % больше, чем в 2020 г.); направлено 48 материалов в правоохранительные органы для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ (на 20,0 % меньше, чем в 2020 г.), в результате рассмотрения которых возбуждено 44 уголовных дел (на 15,8 % меньше, чем в 2020 г.) [5].
Сейчас приведем анализ преступности в сфере экстремизма и терроризма на основании информации, опубликованной на официальном портале правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ [6].
Так, анализ показывает, что за 2022 год количество преступлений террористической направленности осталось на прежнем уровне (в 2022 году- 2036), а вот количество экстремистских преступлений, наоборот — продолжило расти: на 34,78 % (в 2022 году — 1407).
В прошлом году в России зарегистрировано 2136 преступление террористического характера и 1057 — экстремистской направленности.
За последние пять лет количество преступлений экстремистской направленности изменяло темп роста, но на момент окончания 2022 года пришло к цифрам, что были в 2018 году (экстремистской направленности — с 1265 в 2018 году до 585 в 2019 году и до 1407 в 2022 году).
Больше всего преступлений экстремистской направленности в 2022 году выявлено — в Республике Дагестан, г. Москве, Свердловской области, Московской области и Краснодарском крае.
Даже, учитывая объективные причины роста, например, появление новых статей в Уголовном кодексе РФ (ст. 280.1 — в 2013 году, ст. 282.3 — в 2014 году, ст. 205.4 — в 2013 году и др.), ситуация остается напряженной, что требует дополнительных усилий правоохранительных органов, в том числе прокуратуры [2].
Кроме того, приведем результаты опроса, проведенного на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в 2021 году. Считаю необходимым обозначить позицию населения как объективную оценку состояния законности в регионе в данной сфере.
При проведении массового анкетного опроса замер оценки удовлетворённости населения осуществлялся по ответам на вопрос: «Удовлетворены ли Вы деятельностью органов власти и институтов гражданского общества в деле урегулирования межнациональных и межконфессиональных отношений?»
Чуть менее трети (30,0 %) населения Югры удовлетворено деятельностью органов местного самоуправления на местах. Только 19,6 % населения удовлетворены деятельностью правоохранительных органов. В наибольшей степени население Югры не удовлетворено деятельностью политических партий.
Положительно оценивалась роль национально-культурных организаций «диаспор»: подавляющее число опрощенных утверждает, что авторитетные в среде своих земляков люди способны в случае конфликтных ситуаций образумить тех, кто стал участником какого-либо конфликта и предотвратить его развитие.
Также проанализировано доверие населения к мерам, принимаемым государственными органами власти по обеспечению безопасности населения.
В списке муниципальных образований лидирует Нягань — 62,0 % населения полностью доверяют органам власти. Иная ситуация в Нижневартовском районе (4,3 %), Октябрьском районе (16,9 %) и в Сургуте (18,8 %), где доверие невелико.
Проанализировав общедоступную информацию, опубликованную на официальных сайтах Генеральной прокуратуры РФ и нижестоящих прокуратур в период 2020–2022 гг., можно сделать следующие выводы и обозначить типичные нарушения в данной сфере.
Во всех регионах в органах местного самоуправления отмечены случаи ненадлежащего исполнения возложенных законом обязанностей, несоответствия местных программ по профилактике экстремизма.
Местными администрациями допускаются случаи непроведения всего комплекса мероприятий, предусмотренных законодательством РФ, а также стратегическими нормативно-правовыми актами.
В органах внутренних дел продолжают выявляться факты непринятия мер по профилактике правонарушений в сети «Интернет», среди молодежи, мигрантов, в изоляторах временного содержания.
Органами и учреждениями УФСИН России до настоящего времени надлежащим образом не организована работа по противодействию экстремизму. Непринятие мер по контролю за поступающей к спенцконтингенту литературой, неорганизация необходимых проверок в рамках КоАП РФ, непроведение с осужденными профилактических мероприятий носит системный характер. Подобные нарушения выявляются органами прокуратуры ежегодно.
Существенной проблемой остается распространение радикальной идеологии, особенно через информационно-коммуникационные сети.
Так, согласно п. 1.2 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 19.11.2009 № 362 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности», Генеральный прокурор РФ обязывает всех нижестоящих прокуроров уделять особое внимание пресечению нарушений, связанных с использованием сети «Интернет», организовывать мониторинг средств массовой информации, сетей связи общего пользования, в целях недопущения их использования для осуществления экстремистской деятельности, а также — установить постоянное взаимодействие с территориальными подразделениями Роскомнадзора [4].
При выявлении информационных материалов экстремистского характера прокурорам предписано указанным приказом обеспечивать проведение соответствующих исследований и судебных экспертиз и при наличии положительных экспертных заключений своевременно решать вопрос о направлении в суды заявлений об установлении наличия в информационных материалах признаков экстремизма и признании их экстремистскими.
Так, существует 2 способа ограничения доступа к экстремистским материалам, выявленным прокуратурой: судебный и внесудебный.
В связи с наделением Генеральной прокуратуры РФ в 2014 году полномочиями по направлению в Роскомнадзор требований о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам экстремистского характера, в прокуратуры всех уровней поступают многочисленные интернет-обращения граждан об удалении из сети Интернет экстремистских материалов.
Так, например, в Роскомнадзор направлено 115 требований об ограничении доступа к интернет-ресурсам экстремистского и террористического характера. Заблокирован доступ к 9,5 тысячам сайтов, с 54 тысяч противоправная информация удалена.
Принятыми мерами заблокированы сайты таких террористических организаций, как: «Исламское государство», «Кавказ-центр», а также сайты, имеющие отношение к распространению ложной информации касаемо вооруженных сил РФ. Посредством данных сайтов распространялись идеи радикального ислама, призывы к террористическим актам, экстремизму и свержению власти [8].
Кроме того, в последнее время наблюдается активизация внутренних структур страны, так как из-за неблагоприятной обстановки на мировой арене имеет место пропаганда экстремистской идеологии через сети «Интернет», которая в большей степени влияет на молодежь в России, что может привести к волнениям и митингам. Учитывая изложенное, органами прокуратуры организована работа по выявлению и пресечению распространения в сети «Интернет» призывов к участию в таких мероприятиях.
Однако, на данный момент, существует такая проблема, как отсутствие у государственных органов достаточных правовых оснований для того, чтобы противодействовать экстремистской деятельности в сети «Интернет» и своевременно предотвращать использование виртуального пространства для экстремистских целей. В данном случае, справедливо считать, что во многом данная проблема обусловлена непосредственно экстерриториальным характером сети «Интернет» [1].
Исходя из вышесказанного, функцией прокуратуры становится организация правового мониторинга опасностей и угроз национальным интересам РФ, составной частью которого должны быть все реально существующие виды политического, национального и религиозного экстремизма. Результаты систематического мониторинга следует применять в целях согласования и взаимодействия субъектов противодействия экстремизму и терроризму, а также при разработке предложений по улучшению системы мер обеспечения законности в области противодействия преступлениям террористического характера и экстремистской направленности.
Литература:
- Нечевин, Д. К. Противодействие экстремизму в глобальной сети «Интернет» / Д. К. Нечевин, В. В. Баранов. — Текст: непосредственный // Административное право и процесс. — 2022. — № 2. — С. 24–25.
- Уголовный кодекс Российской Федерации: от 24 мая 1996 г.: по состоянию на 01.01.2023. — Текст: электронный //: [Консультант Плюс] (дата обращения 01.01.2023г.).
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: от 20 декабря 2001г.: по состоянию на 01.01.2023. — Текст: электронный //: [Консультант Плюс] (дата обращения 01.01.2023г.).
- Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 19.11.2009 № 362. — Текст: электронный //: [консультант плюс] // (дата обращения 27.12.2022г.)
- Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf (дата обращения: 06.01.2023г.).
- Официальный портал правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ. URL: http://crimestat.ru (дата обращения: 27.12.2022г.).
- Официальный сайт МВД РФ. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/ (дата обращения 24.12.2022г.).
- Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций URL: https://eais.rkn.gov.ru (дата обращения: 07.01.2023г.).