Состояние законности, классификация нарушений законов о противодействии экстремизму. Типичные нарушения, выявляемые прокурорами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (449) январь 2023 г.

Дата публикации: 12.01.2023

Статья просмотрена: 179 раз

Библиографическое описание:

Беляев, А. О. Состояние законности, классификация нарушений законов о противодействии экстремизму. Типичные нарушения, выявляемые прокурорами / А. О. Беляев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 249-251. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98811/ (дата обращения: 18.12.2024).



Ключевые слова: экстремизм, прокуратура.

Значимым направлением работы прокуратуры является защита интересов государства от различного рода влияния экстремизма. В настоящее время данная функция органов прокуратуры как никогда актуальна, так как каждый день ведутся информационные атаки в сторону нашего государства с целью дестабилизации внутренней обстановки.

Хочется отметить, что число преступлений экстремистской направленности в РФ за девять месяцев 2022 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года выросло более чем на 30 % [7].

Генеральный прокурор РФ И. В. Краснов выступил с докладом в Совете Федерации, где пояснил, что общее количество преступлений экстремистского характера, по сравнению с 2021 годом возросло, однако, работа в данном направлении не прекращается «ни на минуту».

Генеральной прокуратурой за год признаны нежелательными ещё 18 иностранных и международных неправительственных организаций, открыто демонстрирующих свои антироссийские позиции, стремящиеся оказать влияние на общественно-политическую ситуацию в стране, дестабилизировать обстановку.

Так, согласно официальной статистике за период январь — ноябрь 2021 года, органами прокуратуры выявлено 243 865 нарушений законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, что на 11,4 % больше, чем за период 2020 года.

В целях устранения выявленных нарушений в 2021 году принесено 9321 протестов (на 3,5 % меньше, чем в 2020 г.); в суд направлено 29 121 исков и заявлений (на 23,9 % больше, чем в 2020 г.); внесено 79 754 представлений (на 6,8 % больше, чем в 2020 г.), по результатам рассмотрения которых 67 190 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности (на 7,3 % больше, чем в 2020 г.); направлено 48 материалов в правоохранительные органы для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ (на 20,0 % меньше, чем в 2020 г.), в результате рассмотрения которых возбуждено 44 уголовных дел (на 15,8 % меньше, чем в 2020 г.) [5].

Сейчас приведем анализ преступности в сфере экстремизма и терроризма на основании информации, опубликованной на официальном портале правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ [6].

Так, анализ показывает, что за 2022 год количество преступлений террористической направленности осталось на прежнем уровне (в 2022 году- 2036), а вот количество экстремистских преступлений, наоборот — продолжило расти: на 34,78 % (в 2022 году — 1407).

В прошлом году в России зарегистрировано 2136 преступление террористического характера и 1057 — экстремистской направленности.

За последние пять лет количество преступлений экстремистской направленности изменяло темп роста, но на момент окончания 2022 года пришло к цифрам, что были в 2018 году (экстремистской направленности — с 1265 в 2018 году до 585 в 2019 году и до 1407 в 2022 году).

Больше всего преступлений экстремистской направленности в 2022 году выявлено — в Республике Дагестан, г. Москве, Свердловской области, Московской области и Краснодарском крае.

Даже, учитывая объективные причины роста, например, появление новых статей в Уголовном кодексе РФ (ст. 280.1 — в 2013 году, ст. 282.3 — в 2014 году, ст. 205.4 — в 2013 году и др.), ситуация остается напряженной, что требует дополнительных усилий правоохранительных органов, в том числе прокуратуры [2].

Кроме того, приведем результаты опроса, проведенного на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в 2021 году. Считаю необходимым обозначить позицию населения как объективную оценку состояния законности в регионе в данной сфере.

При проведении массового анкетного опроса замер оценки удовлетворённости населения осуществлялся по ответам на вопрос: «Удовлетворены ли Вы деятельностью органов власти и институтов гражданского общества в деле урегулирования межнациональных и межконфессиональных отношений?»

Чуть менее трети (30,0 %) населения Югры удовлетворено деятельностью органов местного самоуправления на местах. Только 19,6 % населения удовлетворены деятельностью правоохранительных органов. В наибольшей степени население Югры не удовлетворено деятельностью политических партий.

Положительно оценивалась роль национально-культурных организаций «диаспор»: подавляющее число опрощенных утверждает, что авторитетные в среде своих земляков люди способны в случае конфликтных ситуаций образумить тех, кто стал участником какого-либо конфликта и предотвратить его развитие.

Также проанализировано доверие населения к мерам, принимаемым государственными органами власти по обеспечению безопасности населения.

В списке муниципальных образований лидирует Нягань — 62,0 % населения полностью доверяют органам власти. Иная ситуация в Нижневартовском районе (4,3 %), Октябрьском районе (16,9 %) и в Сургуте (18,8 %), где доверие невелико.

Проанализировав общедоступную информацию, опубликованную на официальных сайтах Генеральной прокуратуры РФ и нижестоящих прокуратур в период 2020–2022 гг., можно сделать следующие выводы и обозначить типичные нарушения в данной сфере.

Во всех регионах в органах местного самоуправления отмечены случаи ненадлежащего исполнения возложенных законом обязанностей, несоответствия местных программ по профилактике экстремизма.

Местными администрациями допускаются случаи непроведения всего комплекса мероприятий, предусмотренных законодательством РФ, а также стратегическими нормативно-правовыми актами.

В органах внутренних дел продолжают выявляться факты непринятия мер по профилактике правонарушений в сети «Интернет», среди молодежи, мигрантов, в изоляторах временного содержания.

Органами и учреждениями УФСИН России до настоящего времени надлежащим образом не организована работа по противодействию экстремизму. Непринятие мер по контролю за поступающей к спенцконтингенту литературой, неорганизация необходимых проверок в рамках КоАП РФ, непроведение с осужденными профилактических мероприятий носит системный характер. Подобные нарушения выявляются органами прокуратуры ежегодно.

Существенной проблемой остается распространение радикальной идеологии, особенно через информационно-коммуникационные сети.

Так, согласно п. 1.2 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 19.11.2009 № 362 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности», Генеральный прокурор РФ обязывает всех нижестоящих прокуроров уделять особое внимание пресечению нарушений, связанных с использованием сети «Интернет», организовывать мониторинг средств массовой информации, сетей связи общего пользования, в целях недопущения их использования для осуществления экстремистской деятельности, а также — установить постоянное взаимодействие с территориальными подразделениями Роскомнадзора [4].

При выявлении информационных материалов экстремистского характера прокурорам предписано указанным приказом обеспечивать проведение соответствующих исследований и судебных экспертиз и при наличии положительных экспертных заключений своевременно решать вопрос о направлении в суды заявлений об установлении наличия в информационных материалах признаков экстремизма и признании их экстремистскими.

Так, существует 2 способа ограничения доступа к экстремистским материалам, выявленным прокуратурой: судебный и внесудебный.

В связи с наделением Генеральной прокуратуры РФ в 2014 году полномочиями по направлению в Роскомнадзор требований о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам экстремистского характера, в прокуратуры всех уровней поступают многочисленные интернет-обращения граждан об удалении из сети Интернет экстремистских материалов.

Так, например, в Роскомнадзор направлено 115 требований об ограничении доступа к интернет-ресурсам экстремистского и террористического характера. Заблокирован доступ к 9,5 тысячам сайтов, с 54 тысяч противоправная информация удалена.

Принятыми мерами заблокированы сайты таких террористических организаций, как: «Исламское государство», «Кавказ-центр», а также сайты, имеющие отношение к распространению ложной информации касаемо вооруженных сил РФ. Посредством данных сайтов распространялись идеи радикального ислама, призывы к террористическим актам, экстремизму и свержению власти [8].

Кроме того, в последнее время наблюдается активизация внутренних структур страны, так как из-за неблагоприятной обстановки на мировой арене имеет место пропаганда экстремистской идеологии через сети «Интернет», которая в большей степени влияет на молодежь в России, что может привести к волнениям и митингам. Учитывая изложенное, органами прокуратуры организована работа по выявлению и пресечению распространения в сети «Интернет» призывов к участию в таких мероприятиях.

Однако, на данный момент, существует такая проблема, как отсутствие у государственных органов достаточных правовых оснований для того, чтобы противодействовать экстремистской деятельности в сети «Интернет» и своевременно предотвращать использование виртуального пространства для экстремистских целей. В данном случае, справедливо считать, что во многом данная проблема обусловлена непосредственно экстерриториальным характером сети «Интернет» [1].

Исходя из вышесказанного, функцией прокуратуры становится организация правового мониторинга опасностей и угроз национальным интересам РФ, составной частью которого должны быть все реально существующие виды политического, национального и религиозного экстремизма. Результаты систематического мониторинга следует применять в целях согласования и взаимодействия субъектов противодействия экстремизму и терроризму, а также при разработке предложений по улучшению системы мер обеспечения законности в области противодействия преступлениям террористического характера и экстремистской направленности.

Литература:

  1. Нечевин, Д. К. Противодействие экстремизму в глобальной сети «Интернет» / Д. К. Нечевин, В. В. Баранов. — Текст: непосредственный // Административное право и процесс. — 2022. — № 2. — С. 24–25.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации: от 24 мая 1996 г.: по состоянию на 01.01.2023. — Текст: электронный //: [Консультант Плюс] (дата обращения 01.01.2023г.).
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: от 20 декабря 2001г.: по состоянию на 01.01.2023. — Текст: электронный //: [Консультант Плюс] (дата обращения 01.01.2023г.).
  4. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 19.11.2009 № 362. — Текст: электронный //: [консультант плюс] // (дата обращения 27.12.2022г.)
  5. Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf (дата обращения: 06.01.2023г.).
  6. Официальный портал правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ. URL: http://crimestat.ru (дата обращения: 27.12.2022г.).
  7. Официальный сайт МВД РФ. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/ (дата обращения 24.12.2022г.).
  8. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций URL: https://eais.rkn.gov.ru (дата обращения: 07.01.2023г.).
Основные термины (генерируются автоматически): экстремистская направленность, Генеральная прокуратура РФ, орган прокуратуры, Россия, РФ, террористический характер, экстремистская деятельность, экстремистский характер, Генеральный прокурор РФ, местное самоуправление.


Ключевые слова

экстремизм, прокуратура

Похожие статьи

Прокурорский надзор за исполнением законодательства об экстремизме

Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением законности на территории страны. Законодателем сформулированы нормативные основы реализации данной отрасли прокурорского надзора. Значимость отрасли обусловлена, в том числе, текущей...

К вопросу о роли прокуратуры в противодействии экстремизму

В статье рассматривается деятельность прокурора в сфере противодействия экстремизму.

Проблемы противодействия преступлениям экстремистской направленности

В статье рассматриваются особенности механизма борьбы с экстремистской преступностью. Автор выявляет круг преступлений, которые следует считать экстремистскими, определяет основные сложности, возникающие при расследовании, приводит комплексы противод...

Преступления на почве экстремизма против общественной безопасности и нравственности

В статье рассматриваются преступления экстремистской направленности в современном законодательстве против духовной безопасности человека и общества, даётся характеристика различных видов экстремизма и преступлений экстремистской направленности. Также...

Ответственность за преступления экстремистской направленности

В статье анализируется ответственность за преступления экстремисткой направленности по законодательству Российской Федерации. В статье проанализированы различные мнения по вопросу квалификации преступлений экстремистской направленности, уделено внима...

Религиозный экстремизм: проблемы квалификации и разграничения составов правонарушений

Проблемные вопросы квалификации преступлений экстремисткой направленности

В статье рассматриваются вопросы квалификации преступлений экстремистской направленности. Предлагаются некоторые меры профилактики преступлений экстремистской направленности.

Проблемы, возникающие при расследовании преступлений коррупционной направленности и возможные способы их преодоления

Правовое обеспечение деятельности государства по противодействию незаконному обороту наркотиков

В статье анализируется реализация политики в области незаконного оборота наркотиков в России. Выявлены основные проблемы государства, связанные с безопасностью и противодействием незаконному обороту наркотиков.

Состояние преступности в сфере незаконного оборота наркотиков

В статье рассмотрена общественная опасность, современное состояние и динамика развития преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Изучена динамика развития данного вида преступлений, а также основные факторы, определяющие перспективы профил...

Похожие статьи

Прокурорский надзор за исполнением законодательства об экстремизме

Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением законности на территории страны. Законодателем сформулированы нормативные основы реализации данной отрасли прокурорского надзора. Значимость отрасли обусловлена, в том числе, текущей...

К вопросу о роли прокуратуры в противодействии экстремизму

В статье рассматривается деятельность прокурора в сфере противодействия экстремизму.

Проблемы противодействия преступлениям экстремистской направленности

В статье рассматриваются особенности механизма борьбы с экстремистской преступностью. Автор выявляет круг преступлений, которые следует считать экстремистскими, определяет основные сложности, возникающие при расследовании, приводит комплексы противод...

Преступления на почве экстремизма против общественной безопасности и нравственности

В статье рассматриваются преступления экстремистской направленности в современном законодательстве против духовной безопасности человека и общества, даётся характеристика различных видов экстремизма и преступлений экстремистской направленности. Также...

Ответственность за преступления экстремистской направленности

В статье анализируется ответственность за преступления экстремисткой направленности по законодательству Российской Федерации. В статье проанализированы различные мнения по вопросу квалификации преступлений экстремистской направленности, уделено внима...

Религиозный экстремизм: проблемы квалификации и разграничения составов правонарушений

Проблемные вопросы квалификации преступлений экстремисткой направленности

В статье рассматриваются вопросы квалификации преступлений экстремистской направленности. Предлагаются некоторые меры профилактики преступлений экстремистской направленности.

Проблемы, возникающие при расследовании преступлений коррупционной направленности и возможные способы их преодоления

Правовое обеспечение деятельности государства по противодействию незаконному обороту наркотиков

В статье анализируется реализация политики в области незаконного оборота наркотиков в России. Выявлены основные проблемы государства, связанные с безопасностью и противодействием незаконному обороту наркотиков.

Состояние преступности в сфере незаконного оборота наркотиков

В статье рассмотрена общественная опасность, современное состояние и динамика развития преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Изучена динамика развития данного вида преступлений, а также основные факторы, определяющие перспективы профил...

Задать вопрос