Психология взаимодействия искусственного интеллекта в судебной власти с работниками аппарата суда | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (449) январь 2023 г.

Дата публикации: 12.01.2023

Статья просмотрена: 71 раз

Библиографическое описание:

Соколовский, А. Д. Психология взаимодействия искусственного интеллекта в судебной власти с работниками аппарата суда / А. Д. Соколовский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 328-330. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98813/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье анализируются психологические особенности взаимодействия работников суда с информационными технологиями, которые помогают осуществлению правосудия в Российской Федерации. Также рассмотрена дальнейшая перспектива внедрения искусственного интеллекта в механизм правосудия Российской Федерации. В статье отмечены примеры взаимодействия искусственного интеллекта с российским судопроизводством.

Ключевые слова: психология взаимодействия; искусственный интеллект; перспектива внедрения .

Информационные технологии находятся не только в постоянном развитии, но и совершенствовании. Этому способствует разработка новых концепций и идей, новых технологических средств для достижения определенных целей — унификации форм взаимодействия пользователей с техническими и другими средствами, программными обеспечениями. Благодаря такой унификации рутинная работа, которая занимает достаточно много времени, станет более доступной, и за счет снижения уровня многозадачности сократит использование самого ценного ресурса человека — времени. На сегодняшний день одним из самых перспективных направлений в области информатизации мирового сообщества является внедрение искусственного интеллекта во все сферы общественной жизнедеятельности. Судебная власть не должна быть исключением в применении таких нововведений, и, конечно, искусственный интеллект должен помогать работникам судебной системы в осуществлении правосудия на любых его стадиях судебного делопроизводства, а также гражданам. При этом при использовании автоматизированных программ не стоит забывать и о положениях Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 46 которой гласит о том, что гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод [1].

Искусственный интеллект создается исключительно для быстрого решения той или иной задачи, которая возникает в ходе работы судебной системы. В настоящее время внедрение систем искусственного интеллекта в судопроизводство только начинает свое становление. Использование интеллектуальных автономных систем в судебной деятельности будет способствовать преобразованию и повышению качества правосудия только тогда, когда указанная сфера будет пребывать на более высокой стадии цифровой «зрелости». В настоящий момент единого масштабного внедрения такого программного обеспечения не происходит, осуществляется лишь локальное применение на уровне «пилотного проекта». В каких-то судах искусственный интеллект используют для оказания помощи судье в составлении судебных приказов. Примером тому является Белгородская область, в которой уже запустили пилотный проект: к трем судебным участкам мировых судей подключили искусственный интеллект для подготовки судебных приказов по взысканию налогов с граждан. Но не стоит забывать, что судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия [2]. А в каких-то судах вообще отсутствуют такие программы.

Более подробно описать взаимодействие искусственного интеллекта с работниками аппарата суда можно только на собственном примере. Так в одном из судов Российской Федерации существует такая программа, как «протокол распределения». Она представляет собой слабый искусственный интеллект, который самостоятельно распределяет поступившие исковые заявления, административные иски, материалы и уголовные дела. В данной программе заложены стандартные критерии, а именно: наименование судьей; вид судопроизводства, который рассматривает тот или иной судья (гражданский, административный, уголовный); категория дела, согласно внутренней классификации; уровень сложности дела; количество уже рассмотренных судьей дел и распределенных материалов. Данная программа очень полезна для сотрудников суда, поскольку освобождает от необходимости проведения вышеуказанных расчетов и учета данных в ручном порядке, и позволяет рациональнее использовать рабочее время, что в условиях высокой нагрузки является очень важным. Хоть это и автоматизированная программа, работнику суда все-равно нужно с ней взаимодействовать, чья деятельность в силу своей специфики всё ещё отличается некоторым консерватизмом. Многие не знают, как работать с этой программой и тем более не понимают, какую пользу данный искусственный интеллект приносит их работе. Это, в том числе, связано и с тем, что, программируя определенную программу, специалисты, не зная специфики стадий процесса, инструкции по судебному делопроизводству и т. д. не могут в информационной поле предусмотреть те нюансы, которые могут возникнуть и являются обычными при осуществлении деятельности, фиксируемые на бумажных носителях.

Как только данную программу ввели в эксплуатацию, многие не понимали, как она работает, что с ней нужно делать и как с ней взаимодействовать. И только спустя некоторое время данный искусственный интеллект начал работать именно так, как его запрограммировали, то есть работники суда не воспринимали данное нововведение должным образом, сама программа проходила «обкатку» и обновлялась с учетом специфики работы. Сотрудники суда первоначально относились к программе так, как будто она мешает работе, ведь нужно разбираться, как она работает, как с ней взаимодействовать, а это все занимает время, которое необходимо для выполнения своих должностных обязанностей. Все это происходило не в один момент, и только спустя время люди начали вникать в работу данного искусственного интеллекта, какую пользу он приносит для работы суда.

Каждый должен понимать, что недостаточно просто разработать какую-то программу и ввести её в эксплуатацию, программы нужно довести до совершенства, всегда следить за ней, ведь это все-таки симуляция процессов в первую очередь в компьютере, а он склоны «ломаться», «перегружаться» и так далее. Создателями таких программ являются люди, которые могут относиться к своим творениям как к простым изобретениям или же как к своим детям. Подходы создания программ у людей разные и, соответственно, работать они будут так, как их творец заложил в них ту или иную часть своей работы.

Специфика судейской работы связанна с умением не только применять и понимать закон, изучать и определять роль различных факторов при принятии решения, но и учитывать в некоторых случаях психологические и даже этические аспекты, что делают такую работу непосильной для искусственного интеллекта. Юридическая деятельность, в целом, характеризуется не только формальными признаками, но и особым юридическим мышлением, непременными атрибутами которого являются: уровень правосознания, правовой психологии (чувства, эмоции); умение применять принципы права; интерпретировать содержащие ценностной компонент правовые категории, такие как добросовестность, честность, сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию граждан, состояние аффекта; искусство риторики; личностный жизненный опыт и другие нюансы, неподвластные машинной технике, искусственному интеллекту [3].

Я отношусь к данной программе как к коллеге по работе, только конечно не как к чему-то материальному, а как к тому, что данная программа существует, она выполняет работу, соответственно, она направлена на осуществление правосудия, как и все работники аппарата суда. С развитием прогресса мы ни в коем случае не сможем отказаться от помощи искусственного интеллекта, все-таки искусственный интеллект существенно облегчит работу судов, но в то же время никак не заменит живой анализ и даже в какой-то мере творческую нотку в работе сотрудников суда.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.05.2022).
  2. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 N 1-ФКЗ // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.05.2022).
  3. Гертнер А. В. К вопросу об использовании искусственного интеллекта в системе электронного правосудия: pro et contra / А. В. Гертнер. // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 211–215.
Основные термины (генерируются автоматически): искусственный интеллект, Российская Федерация, осуществление правосудия, программа, какая польза, работник аппарата суда, работник суда, судебная власть, судебная система, судебное делопроизводство.


Ключевые слова

искусственный интеллект, психология взаимодействия, перспектива внедрения

Похожие статьи

Цифровая трансформация процесса обучения школьников иностранным языкам

В настоящее время вопрос цифровой трансформации процесса обучения школьников иностранным языкам является весьма актуальным. В статье рассмотрена специфика преподавания иностранного языка школьниками в новой информационной среде, а также названы преим...

Особенности ведения аудиторской деятельности в условиях цифровизации

В статье рассматривается опыт применения интеллектуальных технологий в аудиторских организациях, приводятся экспертные оценки по вопросам развития профессии аудитора в будущем в связи с цифровизацией экономики. В работе описаны перспективы внедрения ...

Эффективность применения технологии виртуальной реальности в обучении физике: перспективы, вызовы и потенциал для улучшения образовательного процесса

В данной статье анализируется потенциал применения технологии виртуальной реальности (VR) в контексте обучения физике на уроках. Рассматриваются результаты ряда исследований, посвященных оценке эффективности использования VR в образовательном процесс...

Внедрение цифровых технологий обучения экономике в образовательный процесс СПО

В данной статье описывается процесс внедрения цифровых технологий в процесс обучения экономическим дисциплинам СПО. В статье также отмечаются положительные аспекты внедрения цифровых технологий в процесс обучения экономическим дисциплинам в СПО и отм...

Формирование инструментария стратегического управления трудовыми ресурсами государственных учреждений в период цифровизации экономики

В период цифровизации процессов экономики происходит стремительный рост всех сопутствующих технологий, поэтому остро встает вопрос об значимости стратегического управления в сфере государственного управления. В статье кратко рассмотрено влияние персп...

Интеграция цифровых образовательных ресурсов в образование: педагогические условия моделирования электронной службы

Статья посвящена изучению вопросов интеграции цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс и моделирование электронной службы в вузах, которые имеют большие возможности для получения знаний и развитию компетенций специалистов. В ...

Совершенствование межведомственного взаимодействия в условиях цифровизации: электронное правительство как инструмент модернизации государственного управления

В статье поднимается вопрос рассмотрения «электронного правительства» как способа модернизации государственного управления. Организатор формирования информационного общества и системы «электронного правительства» — государство, где электронное правит...

Импровизации как способ развития творческого потенциала у дошкольников

В статье описывается опыт развития творческого потенциала у дошкольников в дошкольной образовательной организации. Научная новизна исследования обоснована разработанной системой индивидуальной педагогической деятельности в области формирования креати...

Деятельность педагога-психолога по сопровождению детей в условиях инклюзивного образования

Целью данной работы является анализ направлений деятельности психолога в инклюзивном образовании. В статье рассмотрены дополнительные компетенции педагогов. А также, раскрыты проблемы интеграции детей с ООП в общеобразовательной среде, и ряд основных...

Формирование финансовой грамотности на уроках физики и информатики

В статье актуализируется проблема необходимости формирования финансовой грамотности подрастающего поколения на этапе школьного образования. Автором рассмотрены пути решения данной проблемы посредством образовательной интеграции междисциплинарных обла...

Похожие статьи

Цифровая трансформация процесса обучения школьников иностранным языкам

В настоящее время вопрос цифровой трансформации процесса обучения школьников иностранным языкам является весьма актуальным. В статье рассмотрена специфика преподавания иностранного языка школьниками в новой информационной среде, а также названы преим...

Особенности ведения аудиторской деятельности в условиях цифровизации

В статье рассматривается опыт применения интеллектуальных технологий в аудиторских организациях, приводятся экспертные оценки по вопросам развития профессии аудитора в будущем в связи с цифровизацией экономики. В работе описаны перспективы внедрения ...

Эффективность применения технологии виртуальной реальности в обучении физике: перспективы, вызовы и потенциал для улучшения образовательного процесса

В данной статье анализируется потенциал применения технологии виртуальной реальности (VR) в контексте обучения физике на уроках. Рассматриваются результаты ряда исследований, посвященных оценке эффективности использования VR в образовательном процесс...

Внедрение цифровых технологий обучения экономике в образовательный процесс СПО

В данной статье описывается процесс внедрения цифровых технологий в процесс обучения экономическим дисциплинам СПО. В статье также отмечаются положительные аспекты внедрения цифровых технологий в процесс обучения экономическим дисциплинам в СПО и отм...

Формирование инструментария стратегического управления трудовыми ресурсами государственных учреждений в период цифровизации экономики

В период цифровизации процессов экономики происходит стремительный рост всех сопутствующих технологий, поэтому остро встает вопрос об значимости стратегического управления в сфере государственного управления. В статье кратко рассмотрено влияние персп...

Интеграция цифровых образовательных ресурсов в образование: педагогические условия моделирования электронной службы

Статья посвящена изучению вопросов интеграции цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс и моделирование электронной службы в вузах, которые имеют большие возможности для получения знаний и развитию компетенций специалистов. В ...

Совершенствование межведомственного взаимодействия в условиях цифровизации: электронное правительство как инструмент модернизации государственного управления

В статье поднимается вопрос рассмотрения «электронного правительства» как способа модернизации государственного управления. Организатор формирования информационного общества и системы «электронного правительства» — государство, где электронное правит...

Импровизации как способ развития творческого потенциала у дошкольников

В статье описывается опыт развития творческого потенциала у дошкольников в дошкольной образовательной организации. Научная новизна исследования обоснована разработанной системой индивидуальной педагогической деятельности в области формирования креати...

Деятельность педагога-психолога по сопровождению детей в условиях инклюзивного образования

Целью данной работы является анализ направлений деятельности психолога в инклюзивном образовании. В статье рассмотрены дополнительные компетенции педагогов. А также, раскрыты проблемы интеграции детей с ООП в общеобразовательной среде, и ряд основных...

Формирование финансовой грамотности на уроках физики и информатики

В статье актуализируется проблема необходимости формирования финансовой грамотности подрастающего поколения на этапе школьного образования. Автором рассмотрены пути решения данной проблемы посредством образовательной интеграции междисциплинарных обла...

Задать вопрос