В статье представлен анализ воздействия рекламы на потребителя фастфуда.
Ключевые слова: быстрое питание, наружная реклама, печатная реклама.
С давних времен человек был озадачен поиском пищи, обеспечением себя и своего рода едой. Охота являлась огромным трудом для людей. Так сначала нужно было выследить дичь, загнать её и добить. В современном мире этот процесс стал намного проще. Люди спокойно могут пойти в ресторан или кафе, и найти там множество блюд. Или же пойти в супермаркет, где полки ломятся от изобилия продуктов питания различных брендов. Но этот «рог изобилия» не может изменить человеческую природу.
В голове человека постоянно проносятся мысли: «что я буду есть на завтрак/обед/ужин?" или «успею ли я поесть до такого-то мероприятия?", а также «что приготовить на завтра/послезавтра?" и т. д. Человеческий мозг до сих пор озадачен поиском пищи, способом приготовления, затраченным временем на приготовление блюд. Решением этих проблем стал fast food (fast- быстрый, food — еда). Именно концепция «быстрой еды» решила главную проблему человеческого организма. И эта концепция стала весьма привлекательной и выгодной. Зачем думать о том сколько потратить денег на продукты или тратить свое время на приготовление блюд, когда можно быстро забежать в любую точку фастфуда, где продают недорогую, вкусную и жирную пищу. Сейчас в России более 30 тыс. ресторанов быстрого питания и более 80 млн. питаются fast-food. Несколько минут — и человек сытый и довольный, готов работать дальше. Но чем ещё привлекает эта еда? Давно уже не секрет, что fast-food равен junk food (вредная еда, наполненная транс-жирами, консервантами и прочим). Всё дело в рекламе этой сладко-вредной еды.
Маркетинг фастфуда использует самые разные виды рекламы: наружная реклама, телевизионная реклама, интернет-реклама, печатная реклама и прочее.
Для наружной рекламы фастфуда характерно изображение главного продукта питания — бургера, без указания цены, но с хвалебными подписями и наименованием бренда. Бургер указывают как основной продукт, т. к. его заказываю в ресторанах быстрого питания 41,7 % россиян по статистическим данным на 2021 год. Так же часто можно увидеть на рекламных щитах и световых панелях — картофель фри, как второй претендент на основной продукт. Очень важный элемент наружной рекламы — вывеска, желательно яркая и светящееся в темноте, чтобы любой человек мог её заметить из далека.
Источник: https://romir.ru/studies/romir-kajdyy-vtoroy-lyubitel-fastfuda-vybiraet-burger
Печатную рекламу, такую как флаеры и листовки маркетологи ресторанов быстрого питания стали использовать меньше, т. к. многие люди даже несмотря на эту печатную продукцию быстро её выкидывают в ближайший мусорный бак. Аналогично и телевизионная реклама, которая стала менее востребована, поскольку во время просмотра фильма (не в прямом эфире) появилась возможность перематывать рекламу. Так же чаще современный человек находится за просмотром фильмов через смартфон или ноутбук на различных сайтах или используя приложения для просмотра фильмов без рекламы.
Поскольку в XXI в. наиболее распространена интернет-реклама, реклама через социальные сети, где меньше слов, больше изображений или звука. Интернет-реклама отлично воздействует в большей степени на детей и подростков. Это можно объяснить тем, что бренды быстрого питания «на одной волне» или идут в ногу со временем. Аудитория детей и подростков, видя в своей социальной сети аккаунты компаний фастфуда, потенциально настроены на контакт.
Сильно влияют на человека цвета, которые используют в логотипах бренда, в фоне рекламы, вывесках. Цвет помогает потенциальному потребителю быстрее усвоить ассоциацию «цвет-продукт». Так есть цвета, которые повышают слюноотделение, увеличивают пульс или вызывают чувство голода. Можно заметить, что наиболее частыми цветами являются — красный и жёлтый.
«Цвета красной гаммы «возбуждают пищеварение, и человек, сам того не замечая, переедает» Поэтому его часто используют в сфере питания, фастфуда. Жёлтый цвет дарит ощущение тепла, энергии, надежды, что связано с его ассоциацией с солнечным днём, когда человек всячески активен». [2]
Подводя итог, можно сделать вывод, что реклама двигатель прогресса ресторанов быстрого питания. Разве стали бы люди употреблять такое большое количество вредной пищи сознательно, зная, что этим они приносят своему организму огромный ущерб, без рекламных уловок?
Литература:
- Агапитова В. С., Лепухова Е. А., Козлов С. С., Логунова Л. В. Фастфуд в жизни современного человека // Вестник науки № 6 (51) том 1. С. 333–339. 2022 г. ISSN 2712–8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5801 (дата обращения: 28.10.2022 г.)
- Уварова Людмила Николаевна, Иванова Владислава Дмитриевна. Психология цвета в маркетинге // E-Scio. 2021. № 1 (52). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-tsveta-v-marketinge (дата обращения: 11.01.2023).