Реализующиеся более 5 лет проекты инициативного бюджетирования в Башкортостане, в частности Программа поддержки местных инициатив, выступают инструментами развития территорий, консолидации экономических гражданских интересов населения, власти и бизнес-сообщества. Типология проектов, выбираемых населением, отражает наиболее актуальные, наболевшие проблемы людей на местах, позволяют эффективно и максимально открыто (прозрачно) их решить. Местное сообщество выбирает территорию и то, что будет облагораживать.
Ключевые слова: инициативное (партисипаторное бюджетирование), социальная инфраструктура, софинансирование, доверие к местной власти, типология проектов.
Initiative budgeting projects that have been implemented for more than 5 years in Bashkortostan, in particular The Local initiatives program are the most important tools for developing territories, consolidating the economic and civil interests of the population, the government and the business community. The typology of projects chosen by the population reflects the most urgent, urgent problems of people on the ground, and allows them to be solved effectively and as openly as possible (transparently).
Keywords : initiative (participatory budgeting), social infrastructure, co-financing, trust in, local authorities, project typology.
Одна из важнейших проблем в функционировании системы местного самоуправления (далее МСУ) — недостаточность бюджетно-материальной базы российских муниципальных образований, которая не позволяет обеспечить полное и качественное осуществление полномочий муниципальными органами. В российском обществе осуществляются поиски наиболее эффективных способов решения данной проблемы. В последние годы, на территориях МСУ стали популярны программы поддержки местных инициатив (ППМИ), сущность которой заключается в инвестировании социально-значимых моментов МСУ гражданами, заинтересованными в процветании своей территории. Финансирование проектов осуществляется из нескольких основных источников: региональный бюджет, бюджет муниципального образования, средства, выделяемые субъектами местного бизнеса, и обязательный вклад населения. Софинансирование проектов может реализовываться в денежной форме, в форме услуг или строительных материалов, которые учитываются в смете заявки. Региональный бюджет выделяет субсидию на финансирование ППМИ, которая передается в муниципальные бюджеты. Финансовые ресурсы из других источников, включая софинансирование, обеспечиваемое местными предприятиями и населением, оформляются как целевые добровольные пожертвования.
В рамках проекта ППМИ в республике Башкортостан ежегодно проходит более 850 итоговых собраний жителей, участвуют все муниципальные районы и городские округа. За 5 лет реализации ППМИ реализовано более 2800 проектов. Их реализация позволяет объединить ресурсы республиканского бюджета, бюджетов муниципалитетов, финансовые и нефинансовые ресурсы местных сообществ (местных жителей, спонсоров) и направить их на решение социально важных проблем. Анализируя предпочтения граждан в выборе приоритетных проектов, стоит отметить, что ожидаемо на первое место выходят проекты, связанные с ремонтом дорог, обустройством детских площадок, общественных территорий, ремонтом учреждений культуры и образования. В последние два года реализации ППМИ большинство заявок, выдвинутых на конкурс, представляли собой проекты по ремонту и обустройству учреждений образования, что вызывало сомнения проектного центра по поводу инициативности данных проектов 1. Однако результаты опроса инициативных групп подтверждают реальную заинтересованность граждан в таких проектах (Центром изучения гражданских инициатив Института стратегических исследований Республики Башкортостан в 2019 г. и 2020 г. был проведен комплексный мониторинг). Таким образом, на данный момент мы имеем реализованные проекты по ремонту 669 общеобразовательных школ и детских садов, что составляет почти 22,5 % от общего количества поданных заявок (2891 заявка) за 5 лет. При этом в городских округах (далее ГО — авт.) типология образования была выбрана в 250 случаях из 604, т. е., более 40 % всех проектов. Для сравнения данный показатель в окне муниципальных районов и поселений (далее МР и П — авт.) составил лишь чуть более 18 % или 419 проектов из 2287, тем не менее и здесь этот вид проектов занимает первое место среди выбранных проектов местным сообществом. Пик предпочтений указанная типология проектов получила в 2018 г. 2.
Приоритет решения проблем по обустройству мест захоронения у жителей сел и деревень по сравнению с горожанами вполне логичен. Более 12 % проектов-победителей (или 278 проектов из 2287) от МР и П на конкурсе ППМИ за 5 лет составили ремонт мест захоронений, в то же время в окне от ГО всего было 3 проекта из 604 Вполне прогнозируемым был более высокий уровень поддержки выдвигаемых проектов, связанных с типологией «Спорт» по конкурсу в окне ГО — почти 8 % от числа победителей (47 проектов из 604) против 3,3 % (75 проектов из 2287) от окна МР и П. Примечательно, за все 5 лет реализации программы поддержки местных инициатив от всех МР и П была подана лишь одна заявка по типологии «Библиотеки», в то же время от ГО таковых заявок было 6 В определенной
Степени успех использования партисипаторных механизмов улучшения объектов социальной инфраструктуры в Башкортостане может находиться и в плоскости духовно-культурной традиции жителей региона, в первую очередь коренных его жителей — башкир, а также близкородственных им — татар (в совокупности эти два тюркских народа составляют около 55 % жителей республики). Партисипаторные практики гармонично легли на сложившиеся веками у тюркских народов традиции, связанные с взаимопомощью между членами своей общины, родственниками и соседями Указанный аспект реализации проектов инициативного бюджетирования был рассмотрен нами в ряде вышедших ранее статей3. Исследователи, приводя примеры регионов страны, где практика инициативного бюджетирования реализуется уже много лет, совершенно справедливо отмечают, что несмотря на то, что заметный рост качества жизни требует продолжительного периода
времени, некоторые изменения можно обнаружить уже сейчас. Качество жизни меняется не только благодаря новым объектам социальной инфраструктуры, но и из-за изменений общей атмосферы в населенных пунктах, культуры его жителей. В качестве примера отметим слова главы одного из поселений Арзгирского района Ставропольского края: «Мне кажется, что культура у людей изменилась за эти годы, пока мы все вместе реализовывали эти проекты». В ходе мониторинга реализованных проектов в рамках ППМИ нашим проектным центром также получены немало аналогичных отзывов. 4.
Таким образом, реализация проектов ИБ невозможны без максимального учета интересов различных слоев населения и сторон, что на практике позволяет реализовать принцип государственно-гражданского партнерства. Совместные усилия участников ИБ — органов государственной власти и управления, муниципалитетов, местного сообщества — бизнеса и граждан (населения) и проектных центров ИБ — выступают основными факторами и гармонизации их взаимодействия и развития объектов социальной инфраструктуры. А типология проектов, выбираемых населением в рамках инициативного бюджетирования, отражают наиболее актуальные, наболевшие проблемы людей на местах, позволяют эффективно и максимально открыто (прозрачно) их решить. Разрабатывая данную статью, основной целью было изучение ППМИ в Республике Башкортостан и выявление дальнейшей необходимости развития этой программы в регионе. Как итог, мы видим, что инициативное бюджетирование устраивает все стороны (как население, так и органы власти). Соответственно, есть необходимость продолжать работу в данном направлении.
Литература:
- Типология проектов инициативного бюджетирования в Башкортостане. Некоторые социокультурные аспекты / Р. Р. Асылгужин, Л. Ф. Насретдинова //Евразийский юридический журнал. -2017 — № 9. С. 366–368.
- Инициативное бюджетирование. Российский опыт в области участия граждан в решении вопросов местного значения / И. Е. Шульга, В. В. Вагин, Г. Н. Хачатрян, А. С. Сухова, Л. А. Шилов, Н. В. Гаврилова, Н. А. Шаповалова. М.: «Алекс», 2017.
- Барлыбаев А. А., Барлыбаев У. А., Колечкина М. А. Перспективные направления цифровизации инициативного бюджетирования в регионе // Экономика и управление: научно- практический журнал, 2020, № 3. С. 38–41.
- Асылгужин Р. Р., Абдрахимов Э. Ф., Некоторые аспекты реализации проекта инициативного бюджетирования — программы поддержки местных инициатив в республике Башкортостан: анализ типологий проектов // «Институт стратегических исследований, Уфа, Россия», 2020, С.214–217.