Основные недостатки существующего состояния объектов придорожного сервиса связаны с отсутствием условий для системного и прогнозируемого развития, предусматривающего наличие удобного механизма прохождения предпринимателем всех необходимых процедур, связанных со строительством объектов, а также эффективных мер государственной поддержки и инструментов контроля качества предоставляемых услуг.
Среди основных причин, сдерживающих развитие придорожного сервиса на территории республики, следует выделить следующие:
– необходимость значительных первичных затрат предпринимателей на обеспечение земельных участков и объектов придорожного сервиса инженерными коммуникациями, на строительство (реконструкцию) подъездов, съездов и примыканий и переходно-скоростных полос;
– отсутствие необходимого стандарта для строительства новых объектов и оценки состояния существующих объектов придорожного сервиса;
– отсутствие актуальной, систематизированной, открытой для широкого круга пользователей автомобильных дорог информации о наличии, расположении и состоянии существующих объектов придорожного сервиса;
– бессистемность практики предоставления земельных участков органами местного самоуправления под размещение объектов придорожного сервиса, длительность процедур, связанных с переводом земельных участков из одной категории в другую.
Следует отметить, что отсутствие простого и понятного доступа предпринимателей к земельным участкам вдоль автомобильных дорог общего пользования блокирует интенсивное развитие придорожного сервиса. Процесс предоставления земельных участков для размещения объектов придорожного сервиса на сегодняшний день достаточно длительный.
Следствием отсутствия системного подхода к развитию придорожного сервиса в республике стала ситуация, когда существующие в настоящее время вдоль автомобильных дорог объекты не образуют упорядоченной системы, возникают хаотично, не регламентированы по составу и качеству оказываемых на их территории услуг, характеризуются несоответствием требованиям к обустройству примыканий к полосам отвода автомобильной дороги (полосам разгона и торможения).
В настоящее время для решения проблем развития придорожного сервиса государство сформировало «Концепцию развития придорожного сервиса в Республике Башкортостан». Цель согласно концепции: создание на территории республики объектов придорожного сервиса с высоким уровнем обслуживания. Задача к 2024 г. — создание 1000 современных объектов придорожного сервиса.
В целях развития придорожного сервиса в Республике Башкортостан необходимо принятие целого комплекса мер по созданию современных объектов:
1) формирование генеральной схемы развития объектов придорожного сервиса вдоль автомобильных дорог общего пользования на основе анализа текущего состояния и перспектив развития автомобильных дорог, а также с учетом туристических маршрутов и документов территориального планирования Республики Башкортостан;
2) разработка единых стандартов и типов объектов придорожного сервиса с учетом интенсивности дорожного движения;
3) создание благоприятных условий для развития предпринимательства и привлечения инвестиций для строительства объектов придорожного сервиса;
4) строительство современных объектов придорожного сервиса, в том числе многофункциональных комплексов высокого уровня обслуживания, а также модернизация существующих;
5) повышение качества обслуживания пользователей автомобильных дорог общего пользования и улучшение условий труда и отдыха водителей большегрузного транспорта (перевозчиков);
6) создание условий для повышения уровня безопасности пользования автомобильными дорогами общего пользования;
7) социально-экономическое развитие территорий, создание точек экономического роста, а также условий для создания новых рабочих мест различной квалификации и специализации;
8) создание правовой базы, способствующей привлечению в развитие придорожного сервиса субъектов малого и среднего предпринимательства;
9) содействие переводу стихийно созданных объектов придорожного сервиса в правовое поле;
10) создание системы информирования участников дорожного движения об объектах придорожного сервиса, предоставляемых ими услугах и их качестве.
– систематизация размещения объектов придорожного сервиса;
– оптимизация процедур формирования и предоставления земельных участков под строительство объектов придорожного сервиса;
– оптимизация процедур согласования примыкания к дорогам общего пользования;
– реализация механизма сопровождения инвестора при реализации инвестиционного проекта по строительству объектов придорожного сервиса;
– строительство многофункциональных комплексов высокого качества обслуживания, внедрение новых стандартов качества услуг на действующих объектов придорожного сервиса;
– обеспечение пользователей автомобильных дорог информацией о наличии объектов придорожного сервиса, внедрение инструментов контроля качества;
– оказание государственной поддержки при создании и модернизации объектов придорожного сервис.
Государство оказывает инвесторам поддержку по следующим направлениям (рисунок 1.11).
Итак, поддержка планируется по 5 направлениям. Государство не планирует снижать налоги для организаций, однако при соблюдении определенных условий присваивает проекту статус приоритетного, предоставляет земельный участок без торгов и выделяет субсидию (рисунок 1.12).
Для этого компании необходимо действовать согласно схеме, представленной на рисунке 1.13.
При этом инвесторам рекомендуется 5 типовых решений (рисунок 1.14).
Придорожный сервис в Республике Башкортостан регулируется следующими нормативно-правовыми актами:
– Постановление Правительства Республики Башкортостан от 19 августа 2011 г. № 292 «О порядке рассмотрения, поддержки и мониторинга Приоритетных инвестиционных проектов Республики Башкортостан»;
– Постановление Правительства Республики Башкортостан от 29 марта 2017 г. № 117 «Об утверждении порядка определения соответствия масштабного инвестиционного проекта критериям, установленным частью 2 ст 12.1 Закона РБ «О регулировании земельных отношений в РБ;
Рис. 1. Направления государственной поддержки инвесторов в объекты придорожного сервиса в Республике Башкортостан
Рис. 2. Направления государственной поддержки инвесторов в объекты придорожного сервиса в Республике Башкортостан
Рис. 3. Порядок обращения за государственной помощью для создания проекта придорожного сервиса
Постановление Правительства Республики Башкортостан 1 апреля 2019г. № 188 «Об утверждении порядка предоставления субсидий из бюджета РБ на возмещение части затрат по созданию, реконструкции, модернизации объектов капитального строительства»
Строящиеся объекты придорожного сервиса, работе которых государство окажет поддержку, вносятся в реестр приоритетных проектов Республики Башкортостан. В настоящий момент к реализации планируются следующие приоритетные проекты (таблица 1.4).
Как мы видим, компании, которые желают участвовать в развитии дорожного сервиса республики, занимаются совершенно разными видами деятельности. Это значит, что исследуемая компания ООО «Акрос РБ» может участвовать в развитии придорожного сервиса в Республике Башкортостан, если обладает достаточными финансовыми ресурсами.
Рис. 4. Типовые решения по созданию объектов придорожного сервиса
Таблица 1
Конкуренты ООО «Акрос РБ» в сфере придорожного сервиса
Наименование компании |
Основная сфера деятельности |
Информация о размещении объектов придорожного сервиса |
ООО «ТК «ИРБИС-РБ» |
Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом |
Всего компания «ИРБИС-РБ» построит в Башкортостане пять комплексов придорожного сервиса: четыре в Уфимском районе и один — в Кушнаренковском. Общий объем инвестиций по всем пяти проектам составит 970 млн руб. Социальный эффект — 170 рабочих мест. Они уже включены в Перечень приоритетных инвестиционных проектов РБ. Сроки реализации проектов — четвертый квартал 2021 года. Данные инвестпроекты сопровождают специалисты Министерства торговли и услуг РБ и Корпорации развития РБ [10]. |
ООО «Евродеталь-Сервис» |
Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств |
Автосервис по обслуживанию и ремонту грузовых автомобилей [16] в Уфимском районе РБ |
ООО «АВТОмаркет» |
Оптовая торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями |
Автосервис по обслуживанию и ремонту грузовых автомобилей [16] в Иглинском районе |
ООО «Пчелка» |
Пчеловодство |
Строительство придорожного сервиса на автодороге Уфа-Шакша [16] |
ООО «Мята» |
Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания |
Строительство многофункционального комплекса придорожного сервиса на территории ГО г. Кумертау Республики Башкортостан (кафе, гостиница, стоянка для грузовых автомобилей) в г. Кумертау [16] |
ООО «БашкирБи» |
Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания |
Создание (открытие) объектов дорожного сервиса с АЗС в Архангельском районе [16] |
ООО «Аргумент» |
Деятельность агентств по сбору платежей и бюро кредитной информации |
Строительство объекта придорожного сервиса на автодороге Р-240 «Уфа — Оренбург» (возле д.Искино) Строительство объекта придорожного сервиса на автодороге М5 «Урал» (возле д.Жилино) |
ООО «Звезда» |
Производство электромонтажных, санитарно-технических и прочих строительно-монтажных работ |
Автосервисный комплекс с автозаправочной станцией в г. Уфа [16] |
ООО «Нефтепродукт-сервис» |
Деятельность автомобильного грузового транспорта |
Многофункциональный комплекс придорожного сервиса на федеральной автомобильной дороге М-5 «Урал» (1447-й километр) в Уфимском районе (Проект 1, справа) [16] |
Помимо Концепции развития придорожного сервиса, задачи его развития решает Программа по развитию внутреннего и въездного туризма в Республике Башкортостан (Постановление правительства № 424 от 14.09.2017 года). В программе указано, что одной из проблем туризма является отсутствие достаточной придорожной инфраструктуры (объектов сервиса, кемпингов, мини-маркетов, кафе) [35]. Это значит, что решение проблем неразвитости услуг придорожного сервиса положительно повлияет также на решение проблем туризма. В следующем разделе будет проведена оценка возможности ООО «Акрос РБ» открыть объект придорожного сервиса.