В статье рассматривается актуальность формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка, приводятся методические приемы, эффективно повышающие данный вид грамотности.
Ключевые слова: функциональная грамотность, ФГОС, русский язык, начальная школа.
Понимание русского языка, грамотное владение им иногда становится непосильной задачей для младших школьников. Эта учебная дисциплина является обязательной для овладения базового уровня, а для достижения образовательных результатов необходим высокий уровень владения русским языком. Русский язык играет важную роль в построении коммуникации между людьми, красивая правильная речь характеризует незнакомых людей.
Ключевой основой формирования универсальных учебных действий является функциональная грамотность, это целый комплекс компетенций и навыков, который необходимо сформировать у младшего школьника для будущей успешной жизни, получения качественного образования, построения профессиональной карьеры.
Язык, на котором сформулированы все тезисы и знания в российском образовании, именно русский. Это ставит во главу саму дисциплину на первое ключевое место, которое позволяет применять различные типы заданий для формирования функциональной грамотности на уроках русского языка. И в дальнейшем послужит прочным фундаментом обретения новых знаний и компетенций в других науках.
Само понятие «функциональная грамотность» является комплексным, оно включает в себя готовность взаимодействовать с окружающим миром, адаптацию к нему; умение самостоятельно решать учебные и практические задачи; способность строить отношения в малой группе (классе), владение навыками рефлексии, способность взгляда со стороны, оценивание собственной работы. Эта грамотность является базой для формирования навыков чтения и письма, ее ядро в читательской грамотности.
«Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста — для его понимания, сжатия, преобразования и т. д».. (А. А. Леонтьев).
Формирование грамотного письма — одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.
Как же включить в осмысленную, продуктивную, мотивированную деятельность всех учащихся класса? Как сформировать «функционально грамотную личность»? Для выращивания функционально грамотной личности ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные, что полностью соответствует новому стандарту. Это залог успешной адаптации в обществе, а также профессионального роста.
Представленные приемы способствуют формированию функциональной грамотности младших школьников, позволяют учителю повысить мотивацию учащихся, создать обстановку творческого поиска, активизации мыслительной деятельности.
Процессы обучения чтению и письму идут параллельно в первом классе, делятся на этапы — добукварный, букварный и послебукварный периоды. Логика развертывания обучения грамоте является эффективной при использовании различных методических приемов. Чем грамотнее к этому процессу подходит педагог начальных классов, тем больше шансов у ребенка стать успешнее в получении знаний.
Одна из приоритетных задач начального обучения — грамотное письмо. Поиск ошибкоопасных мест является излюбленным приемом учителей начальных классов, он повышает грамотность речи детей, обучает их различиям в орфографии и орфоэпии. Учитель использует готовые задания учебника или предлагает собственные наработки для поиска совершенных ошибок. Желание «побыть учителем» в младшем школьнике велико, его можно принять на чужих работах с ошибками.
Эффективность методических приемов по развитию орфографической зоркости подтверждена временем и практикой: письмо с проговаривание, списывание, комментированное письмо, письмо под диктовку, письмо по памяти. При изучении сложных тем помогают памятки и алгоритмы действий.
Создание проблемных ситуаций, приведение ярких и непонятных фактов, способных «расшевелить» воображение и пытливость ума детей также работает на развитие навыков функциональной грамотности. Задав провокационный вопрос и приготовив заранее необходимый словарь, можно получить инициативный поисковый этап урока. Мозговой штурм, корзина идей, решение кейсов, анаграммы, метод тонких и толстых вопросов, прием «Шаг за шагом» также способствуют развитию логического мышления, умения строить причинно-следственные связи, искать нужную информацию, использовать оппонентов, чтобы найти правильное решение.
Работа с информацией, ее кодирование, преобразование в таблицу, схему, составление плана пересказа при изложении — всё это требует систематической работы, применение на каждом уроке, отработку навыков, доведения их до совершенства. В наше время мощным методическим ресурсом служат электронные образовательные платформы. Например, образовательная платформа «Uchi.ru» наглядно демонстрирует все правила начального курса русского языка. В интерактивной форме дети повторяют правила, тренируют навыки составления текстов, определения их типов, виды предложений, самостоятельные и служебные части речи, определение признаков каждой части речи, морфологические разборы. Также возможность общаться в чате с учителем и детям между собой позволяет отслеживать грамотную самостоятельную речь детей, качественный и количественный анализ контрольных срезов, домашних заданий дает возможность корректировать образовательный маршрут каждого ребенка, подбирая интерактивное задание для исправления ошибок — именно тех, которые допустил ученик.
Зрительный образ заданий позволяет надолго укрепить нужное знание в памяти учеников, возможность услышать задание, особенно в первом классе или на подготовительном курсе — прекрасная находка авторов платформы Учи.ру. Речедвигательный навык также задействован при выполнении заданий, выборе верного варианта ответа, составлении текстов в правильном порядке, формулировке правил. Красочность оформления заданий также способствуют удержанию и развитию интереса детей к русскому языку.
Многие задания по русскому языку, которые встречаются на разных испытаниях — ВПР, ОГЭ, ЕГЭ — основаны на компетенции функциональной грамотности. Стремиться повышать функциональную грамотность учащихся начальных классов на уроках русского языка — важнейшая и основная задача учителя начальных классов, решение которой формирует личность, которая будет готова ко всем трудностям жизни современного общества.
Литература:
- Системно-деятельностный подход в обучении. Режим доступа: https://sites.google.com/site/sisdpodhod
- Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. — СПб.: КАРО, 2019 —160 с.
- Функциональная грамотность младшего школьника. Дидактическое сопровождение. Книга для учителя / Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова, О. О. Петрашко, В. Ю. Романова, О. А. Рыдзе, И. С. Хомякова. –М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2018–468 с.