В статье авторы пытаются отразить, как современные образовательные технологии помогают в развитии детей.
Ключевые слова: мотивация, самостоятельность, инициатива, выбор.
В настоящее время современных детей сложно чем-либо удивить и привлечь их внимание на образовательном мероприятии. Нам как педагогам приходится искать пути привлечения внимания ребенка. И как показывает практика, методы и технологии, применяемые в ходе мероприятий, становятся нестандартными и оригинальными. Без современных образовательных технологий не обойтись, так как нам необходимо заинтересовать современного ребенка.
Для нас главное сформировать в ребенке качества, облегчающие овладение учебной деятельностью, такие как:
— Самостоятельность;
— Инициативу;
— Выбор;
— Креативность;
— Любознательность.
Как показывает практика, а именно такие методы как наблюдение, беседа с детьми, беседа с родителями, те средства и формы работы, которые мы применяем (о них речь пойдет ниже), ведут к развитию этих качеств. И мы можем с уверенностью сказать, что наши дети будут успешными в школе. Так как по ФГОС развитие этих качеств ведет к усвоению УУД (универсальных учебных действий) (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) [1].
Как же мы выстраиваем свой рабочий процесс?
Во-первых, мы начинаем с себя. Современному педагогу, для того чтобы соответствовать ребенку, отвечать требованиям современного ребенка и уметь поддерживать постоянный интерес, необходимо каждый раз на каждую ситуацию смотреть с разных сторон. Ведь если мы будем разнопланово смотреть на каждую ситуацию, то это в свою очередь будет отражаться на детях и в итоге мы получим детский интерес. А из детского интереса вытекает самостоятельность, инициатива и выбор.
И как мы уже сказали ранее, нам необходимо поддерживать постоянный интерес ребенка, а, чтобы он был, ребенка необходимо замотивировать. Ведь если ребенок будет замотивирован на деятельность, то ему будет интересно ей заниматься, а если ребенку чем-то интересно заниматься, то он будет проявлять и самостоятельность, и инициативу, и выбор. Здесь мы можем говорить и об исследовательской деятельности, благодаря которой, мы погружаем ребенка в ситуацию поисковой активности. Ребенок начинает самостоятельно делать шаги и выстраивать модель поведения, при этом, находя выходы из предложенных ситуаций.
Так как мы говорим о современном ребенке, то и средства для мотивации на деятельность должны быть современными. Сегодня мы расскажем о своем опыте работы по мотивации детей.
Мы мотивируем ребенка в любом виде деятельность, будь то психодиагностика или образовательное мероприятие. На наш взгляд, ребенку должно быть интересно всегда. Так мы сможем достичь поставленных целей. У нас достаточно большой арсенал современных образовательных средств и технологий. О некоторых из них мы сегодня расскажем более подробно.
Хотелось бы отметить, что даже такой вид деятельности, как психодиагностика, может развивать ребенка и мотивировать его на активность.
При помощи ЛогоРобота «Пчелка» (рис. 1) педагог-психолог проводит психодиагностику эмоционального состояния, уходя при этом от бумажного варианта методики. Результаты при этом становятся наиболее объективными, так как ребенок заинтересован, и он выдает настоящую, неподдельную эмоцию. Также ребенок выстраивает пути движения Пчелки, что в свою очередь является частью поисковой активности. При этом мы даем ребенку право выбора эмоциональных состояний, которые ему ближе всего в данный период времени и право выбора цвета. Педагог лишь предоставляет ему средства. Таким образом, мы развиваем в ребенке качества самостоятельности, инициативы и выбора через психодиагностику. Также данный способ психодиагностики отлично развивает в ребенке пространственные представления.
Для дополнительной мотивации детей педагоги используют ИКТ-технологии. Такие мероприятия позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), активизируют внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Что также является отличной мотивацией для ребенка на деятельность, которая ведет к развитию устойчивого интереса.
Теперь поговорим о современной образовательной технологии «Решения проблемной ситуации», которая также отлично мотивирует детей. Мы с детьми идем от простого к сложному (усложняем содержания заданий, добавляя новые элементы), и с каждым новым шагом детей, им становится интереснее, а что же будет дальше. И как бы это парадоксально не звучало, но, если в начале пути, мы идем вместе с ребенком, то к концу, когда задания становятся сложнее, ребенок двигается уже самостоятельно с определенным багажом знаний и умений, который ему помогает в решении задач и достижении цели. Это связано как раз-таки с мотивацией ребенка (ему интересно), которая привела его к самостоятельности, инициативе и выбору. Педагог в данной ситуации выполняет лишь организационную функцию.
Хотелось бы еще остановиться на таком средстве развития ребенка, как песок (рис. 2). В данном случае речь пойдет о световом песке. Как правило, если речь идет о подгрупповой работе, песок — отличный способ для рефлексии. Детям предоставляется выбор в цвете на песочнице. Им необходимо нарисовать то, чем они занимались сегодня или, что больше запомнилось или, чего они ждут от будущих наших встреч. Песок — один из любимых видов деятельности детей дошкольного возраста, а светящийся песок тем более. Здесь мы можем говорить об интересе ребенка, который, в свою очередь, ведет к развитию таких важных качеств дошкольника как самостоятельность, инициатива и выбор.
В своей работе мы делаем большой акцент на личностно-ориентированные технологии, которые ставят в центр всей образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация ее природных потенциалов. Благодаря данной технологии ребенку комфортно заниматься деятельностью, и он сможет достичь больших результатов и овладеть большими навыками. Мы поддерживаю и мотивирую ребенка на успех.
Раз мы говорим об успехе, логично подумать, что ситуация не успеха, тоже имеет место быть. Мы сталкиваемся с тем, что не все дети одинаково мотивируются и не все дети одинаково заинтересовываются. Как можно понять, что ребенок у нас не замотивирован? С таким мы также сталкиваемся. Ему становится не интересно. Он сидит отстранённо, в деятельности участия не принимает. Каковы же наши основные шаги. Как я сказала ранее, в своей работе мы используем личностно-ориентированный подход, то есть, к таким детям педагог ищет индивидуальный подход. Для нас главное, чтобы каждому ребенку было комфортно и интересно. Можем поменять РППС, изменить формат образовательных мероприятий, вовлечь ребенка в деятельность, сделать его ответственным за какую-либо деятельность и т. д. Если, после применения большего количества средств интерес не появляется, для нас это звоночек, и мы начинаем бить тревогу. Начинаем привлекать родителей и вместе ищем пути выхода из данной сложности.
Обобщая все вышесказанное, мы пришли к выводу, что развитие ребенка невозможно без мотивации и интереса. Таким образом, если мы сможем замотивировать и заинтересовать ребенка, то мы получим результат и сможем достичь поставленных целей, не затрачивая на это большого количества ресурсов.
Литература:
- https://fgos.ru/fgos/fgos-do/