В статье анализируются вопросы распределения полномочий между федеральными органами государственной власти, оцениваются их сферы компетенций. Приводится системный анализ действия механизма управления и регулирования образовательного процесса в Российской Федерации на государственном уровне.
Ключевые слова : образование, управление, полномочия, органы государственной власти, федеральный уровень.
Управление образовательным процессом в Российской Федерации — одна из приоритетных задач государства, поскольку она проникает во все сферы жизни. Уровень образования определяет дальнейшее развитие государства.
В России сформирована система образования, позволяющая человеку обучаться на протяжении всей жизни. На наш взгляд, можно выделить основные принципы управления государством образовательными организациями. К ним относятся:
1) обеспечения права каждого гражданина на образование, как одно из конституционных прав;
2) взаимодействие между наукой и образованием;
3) заинтересованность образовательных организаций в достижении поставленных задач;
4) эволюция образования в России с сохранением единого образовательного пространства
5) иные принципы [1].
В России управление образовательными процессами осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях. Как справедливо отмечает М. В. Булаева Российская Федерация применяет континентальную модель образования, где участие государства в регулировании вопросов образования достаточно велико. Здесь система управления образованием строится по иерархии и, соответственно, нижестоящие органы подчиняются федеральным органам [2]. Именно поэтому в данном статье будут рассмотрены полномочия федеральных органов государственной власти.
К федеральным органам государственной власти, осуществляющими полномочия в области образования законодатель относит: Президента РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ и иные органы исполнительной власти, в частности, Министерство науки и высшего образования, Министерство Просвещения. Полномочия федеральных органов государственной власти в Российской Федерации регламентируются ст. 6 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Рассмотрим подробнее данные полномочия
Одной из первостепенных задач органов государственной власти в сфере образования можно считать «разработку и проведение единой государственной политики в сфере образования» [3]. Указанный выше федеральный закон появился после реформы 2012 г. Именно он определяет основы государственной политики в сфере образования. На федеральном уровне разработкой государственной политики в данной области занимается Министерство просвещения, что прямо предусмотрено Положением о министерстве Просвещения, где в качестве функций данного органа определена выработка единой государственной политики в данной сфере, а также, а также анализ ее реализации [4]. Аналогичные полномочия, затрагивающие лишь сферу высшего образования закреплены за Минобрнауки РФ. Что же касается непосредственно правительства Российской Федерации, то оно ежегодно докладывает Федеральному Собранию о реализации политики в данной области [5].
Рассматриваемые нами органы власти занимаются также предоставлением возможности получения гражданами высшего образования. Данное полномочие также включает в себя предоставление государственных гарантий и права на бесплатное обучение. Для реализации данного полномочия федеральные органы государственной власти решают проблему кадрового обеспечения образовательных учреждений. Кроме того, для реализацией данных полномочий Минобрнауки разрабатывает процедуру прохождения конкурса для обучения на бюджетных местах в Вузах.
Указанные органы также занимаются предоставлением дополнительного профессионального образования в федеральных государственных образовательных организациях. В данном случае речь идет о переподготовке и повышении квалификации.
Следующим полномочием, возложенным на федеральные органы государственной власти, является разработка федеральных целевых и иных программ, и их реализация также в международных программах, связанных с образовательной деятельностью. Данные программы позволяют: повысить качество образовательного процесса, обеспечить доступность образования для всего населения, воспитание личности на основе духовных и нравственных ценностей и традиций. Федеральные целевые программы имеют важное значение для образования в России, поскольку их реализация позволяет влиять на большинство сфер жизни общества, а финансовое обеспечение данных программ позволяет преобразовать программы в конкретные действия [6].
Среди полномочий выделяется создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений, где федеральные органы власти выступают в качестве учредителя.
Не менее важными функциями являются: создание образовательных стандартов (далее ФГОС) и требования, а также лицензирование образовательных организаций, как российских, так и иностранных. ФГОС позволяет определить минимальные требования, которые позволяют получить образование. Они также позволяют установить срок и условия обучения, структуру образовательной программы. Лицензирование деятельности позволяет определить соответствие образовательной деятельности разработанной программе. В нашей стране данный вид деятельности осуществляет Рособрнадзор. В целом данная процедура достаточно детально регламентирована, однако, по мнению ряда авторов, в качестве недостатка можно выделить отсутствие в нормативно-правовых актах четкого перечня документов, которые требуют контролирующие органы [7].
Помимо лицензирования деятельности образовательных организаций, органы государственной власти занимаются также их аккредитацией. Она проводится в отношении образовательных организаций, осуществляющих свою деятельности на основании ФГОС, а также федеральных, национальных и иных университетах, а также организациях, перечень которых определен в Указе Президента РФ от 09.09.2008 г. № 1332. К органам, осуществляющим аккредитацию, относятся Рособрнадзор и иные органы исполнительной власти субъектов, которые наделены соответствующими полномочиями.
Органы государственной власти осуществляют контроль, как за процессом образования в целом, так и за деятельностью образовательных организаций, органов власти в субъектах РФ, которые наделены правом управления в данной сфере. Помимо Рособрнадзора данными полномочиями обладает также Минобрнауки. Стоит отметить, что в случае нарушения образовательным учреждением лицензионных требований Рособрнадзор имеет право: выдать предписание с указанием сроков, в которые должно быть устранено нарушение, возбудить дело об административном правонарушении, приостановить, прекратить или возобновить действие лицензии, а также проводить проверки для контроля за устранением нарушений.
К полномочиям также относится возможность создавать и вести информационные системы и базы данных в рассматриваемой сфере, а также обеспечивать конфиденциальность содержащейся в ней информации.
Федеральные органы государственной власти наделены правом учреждения и присвоения специальных наград, как материальных, так и не материальных, в сфере образования для работников данной сферы. В настоящее время существует достаточно большое количество наград, закрепленных в нормативно-правовых актах. Например, одним из наиболее недавних актов стал приказ Минобрнауки от 11.12.2018 г. № 71н, который ввел такие награды как «почетное звание «Почетный работник сферы образования РФ», нагрудный знак «Почетный наставник».
Кроме того, рассматриваемые органы занимаются анализом рынка труда и составлением различных прогнозов, на основании чего выявляют наиболее востребованные профессии. Помимо прогнозирования, они также занимаются мониторингом в системе образования непосредственно на уровне государства. Постановление Правительства от 05.08.2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» в качестве основных целей данной деятельности выделяет: информационную поддержку государственной политики в сфере образования, проведение непрерывного анализа, позволяющего определить перспективы развития образования в РФ, повышение качества решений в сфере образования и, как следствие, улучшение результатов в данной области, обнаружение нарушений соблюдения законов, регламентирующих образовательный процесс в РФ. Мониторингом образовательной деятельности занимаются практически все профильные федеральные органы государственной власти [8].
Федеральные органы государственной власти наделены также полномочиями по проведению независимой оценки. Она позволяет определить уровень реализации образовательной программы в каждом образовательном учреждении.
Стоит заметить, что перечень полномочий федеральных органов государственной власти в сфере образования является открытым. Каждый орган наделен своими специфическими полномочиями в области образовательной деятельности, которые определяются в нормативно-правовых актах, регламентирующих их деятельность. Более того, ч. 2 ст. 6 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет дополнительные полномочия для рассматриваемых нами органов государственной власти. В данном случае, в частности, речь идет о предоставлении бесплатного образования в различных образовательных учреждениях.
Таким образом, рассмотрев основные полномочия, которым наделены федеральные органы государственной власти в Российской Федерации, можно заметить, что многие из них помимо того, что определены в ФЗ «Об образовании», который является основным нормативно-правовым актом, регламентирующим данную деятельность, также дублируются и в иных правовых документах, регулирующих деятельность непосредственно каждого из таких органов. Перечень полномочий рассматриваемых органов обширен и, кроме того, является открытым. Более того, многие полномочия идентичны. На наш взгляд, такая ситуация сложилась после реорганизации Министерства образования в два самостоятельных министерства: Минобрнауки и Министерства просвещения. Данный факт может привести к тому, что два самостоятельных органа могут выполнять одни и те же функции, что фактически сливает их в единый орган власти. Полномочия непосредственно федеральных органов государственной власти в основном направлены на контроль за деятельностью образовательных организаций, региональных и местных органов власти и мониторингом ситуации в сфере образования, а также прогнозирование перспектив развития данной сферы и внедрения ее во все процессы жизнедеятельности человека.
Литература:
- Позднякова Е. В. Государственное управление образованием // Ученые записки Крымского федерального университета им. В. И. Вернадкого. — Юридические науки. — 2021. — № 3.1. — С.37–40.
- Булаева М. В. К вопросу о модели государственного управления образованием в современной России // Общество: социология, психология, педагогика. — 2022. — № 3(95). — С. 1–3.
- Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. От 05.12.2022 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 53 (ч. 1). — Ст. 7598.
- Об утверждении положения о Министерстве просвещения Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 28.07.2018 № 884 (ред. 10.11.2022 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2018. — № 32 (Часть II). — Ст. 5343.
- Аль-Таие Моатез Салам Моххамед Али Правовые основы государственной политики в сфере образования в России и Ираке: сравнительный анализ // — Северо-кавказский юридический вестник. — 2021. — № 2. — С. 101–107.
- Антонова Р. А., Шелковникова Д. В., Харламова Е. Е. Оценка эффективности реализации государственных программ в сфере образования, науки и технологий // — Экономика и бизнес: теория и практика. — 2022. — № 5–1. — С. 32–42.
- Рустамова С. М., Манатилов К. М. Некоторые вопросы лицензирования образовательной деятельности // Закон и право. — 2020. — № 4. — С. 56–58.
- Об осуществлении мониторинга системы образования: Постановление Правительства от 05.08.2013 г. № 662 // Собрание законодательства РФ. — 2013. — № 33. — Ст. 4378.