Развитие правового регулирования процедуры государственных и муниципальных закупок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (449) январь 2023 г.

Дата публикации: 14.01.2023

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Фоменкова, А. А. Развитие правового регулирования процедуры государственных и муниципальных закупок / А. А. Фоменкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 341-343. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98855/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассматривается правовое регулирование процедуры государственных и муниципальных закупок, история зарождения современной процедуры закупок.

Ключевые слова : размещение заказов, поставка товаров, закупки, контрактная служба.

Процедура государственных и муниципальных закупок играет важнейшую системообразующую роль в российском обществе. В момент перехода к рыночной экономике в России требовалось создание нормативно-правовых актов, направленных на осуществление государственных закупок.

Для возможности осуществления закупок, направленных на государственные и муниципальные нужды, было разработано множество документов, каждый из последующих основывался на опыте и недочетах, которые раскрывались в предыдущих редакциях законов. Так, например 94-ФЗ сменился более проработанным 44-ФЗ, который занимает главную роль на сегодняшний день, и отвечающий за большинство закупок, предназначенных для государственных и муниципальных нужд. Но прежде, чем 44-ФЗ вступил в законную силу были приняты федеральные законы, которые послужили для него фундаментом.

Прежде всего нужно отметить Федеральный закон от 13.12.1994 № 60-ФЗ (ред. от 28.06.2022) «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», который устанавливает общие правовые и экономические принципы деятельности закупок и относится только к федеральным государственным нуждам [1]. Заказы на закупку и последующую поставку продукции размещаются посредством заключения государственными заказчиками контрактов.

Данный закон используется и по сей день, но он определяет только организацию работы по выполнению федеральных целевых программ и обеспечению поставок продукции для федеральных государственных нужд, поэтому было необходимо пересмотреть систему разрозненных нормативно-правовых актов для последующей систематизации и создания более обобщенного документа о регулировании процедуры закупок в Российской Федерации.

Данные перемены были начаты с принятия Указа Президента РФ от 08.04.1997 № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд». Данный документ также положил начало реформе бюджетной системы. Указ предлагал заказчику конкретные процедуры по регулированию отношений, которые возникали вследствие с размещением заказов, в том числе путем организации и проведения торгов, на закупку и поставку товаров, работ и услуг для государственных нужд [5]. Впервые были предписаны единые правила осуществления закупок.

Федеральный закон от 06.05.1999 № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» регулирует отношения, возникающие между государственным заказчиком и участниками конкурса в процессе проведения конкурса на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд [2]. По сравнению с предыдущими законами, сфера действия нового документа была значительно ограничена, единственным способом закупок признавался только конкурс, также ничего не было прописано о регламентации муниципальных закупок [6, с. 62].

В связи с отсутствием четкого единого регламента по процедуре закупок для государственных и муниципальных нужд, возникла необходимость создания единого документа с четкими правилами и принципами для федеральных, региональных и муниципальных закупок. Таким ответом стал Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». С его введением Федеральный закон № 97-ФЗ был признан утратившим силу.

Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ закрепил регуляцию отношений, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений [3]. Также благодаря данному закону был установлен единый порядок размещения заказов, его целями являлось эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов, развитие добросовестной конкуренции, совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Что немаловажно, в Федеральном законе № 94-ФЗ впервые были закреплены положения об ответственности заказчиков в сфере закупок.

Закон 94-ФЗ послужил фундаментом для развития и создания более проработанного закона в сфере закупок. Но несмотря на положительные стороны документа в области установки единых правил и порядка размещения заказов были отмечены и отрицательные моменты. Из-за отсутствия достаточного предварительного обсуждения документ получился непродуманным, что привело в дальнейшем к регулярной корректировке. Закон не регулировал этап планирования государственных закупок, что в свою очередь оказывало негативное влияние на эффективность государственных контрактов, которые предполагали экономию использования выделенных финансовых средств.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Как гласит первая статья данного закона, сферой его применения является регуляция отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд для того, чтобы повысить результативность осуществления закупок товаров, работ и услуг сразу в нескольких сферах касающихся осуществления закупок [4].

Одним из главных отличий 44-ФЗ от его предшественника 94-ФЗ является то, что он регулирует всю сферу государственных и муниципальных закупок в целом, начиная от их планирования и заканчивая оценкой эффективности проведенных процедур.

Важным нововведением Федерального закона 44 стала возможность создания контрактной службы, при этом в 38 статье отмечено, что создание специального структурного подразделения не является обязательным. Также возможны случаи назначения должностного лица, контрактного управляющего. Разница состоит в совокупном годовом объеме закупок, если он превышает сто миллионов рублей создается контрактная служба, при закупках на меньшую сумму — ответственным является контрактный управляющий.

Полномочиями контрактной службы или управляющего отмечены следующие позиции, как:

— Разработка план-графика;

— Подготовка и размещение извещений об осуществлении закупок;

— Обеспечение осуществление закупок;

— Рассмотрение дел об обжаловании результатов определения поставщиков;

— Возможна организация консультаций с поставщиками на стадии планирования закупок.

Данные позиции размещаются на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок, сокращенно — ЕИС. Сам сайт предназначен для обеспечения свободного и безвозмездного доступа к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок и закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц, а также для формирования, обработки и хранения такой информации.

Литература:

  1. Федеральный закон от 13.12.1994 № 60-ФЗ (ред. от 28.06.2022) «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».
  2. Федеральный закон от 06.05.1999 № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд».
  3. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
  4. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  5. Указ Президента РФ от 08.04.1997 № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд».
  6. В. В. Мельников Становление системы правительственных закупок России на рыночных принципах // Terra Economicus, № 4. — 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): размещение заказов, поставка товаров, нужда, выполнение работ, закупка, контрактная служба, оказание услуг, сфера закупок, контрактная система, осуществление закупок.


Похожие статьи

Гражданско-правовое регулирование договора поставки для государственных и муниципальных нужд

В статье автор исследует институт договора поставки, нацеленный на обеспечение государственных и муниципальных нужд, а также основные векторы его развития.

Динамика развития государственной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг

В статье автор исследует становление и развитие современной государственной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг, а также приоритетные направления совершенствования контрактной системы в сфере государственных закупок.

Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд: вопросы правового регулирования

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования контрактной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

История развития контрактной системы закупок для обеспечения государственных нужд в России

В статье определяется развитие контрактной системы закупок для государственных нужд.

Организация системы контроля в сфере государственных закупок

В статье рассматриваются вопросы организации системы контроля в сфере государственных закупок.

Теоретические основы развития закупок для государственных и муниципальных нужд

В настоящей статье проведен анализ развития отечественной системы государственных закупок, Выявлены и охарактеризованы основные нормативно-правовые акты, связанные со сферой государственного заказа, существующие в рамках изучаемых отношений в настоящ...

Правовые особенности процедуры исполнения государственных (муниципальных) контрактов

В статье автором рассмотрены особенности правового регулирования процедуры исполнения муниципальных контрактов; раскрыты основные условия, позволяющие заключить муниципальный контракт; описаны особенности заключения и исполнения муниципальных контрак...

Некоторые особенности создания комиссий по осуществлению закупок

В статье автор раскрывает особенности создания единых комиссий по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и комиссий для отдельный видов закупок.

Совершенствование системы закупок для государственных и муниципальных нужд

Особенности выбора способа закупок для государственных и муниципальных нужд в Свердловской области

В статье рассмотрены основные способы определения поставщиков в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд на опыте Свердловской области в условиях действия законодательства о контрактной системе закупок.

Похожие статьи

Гражданско-правовое регулирование договора поставки для государственных и муниципальных нужд

В статье автор исследует институт договора поставки, нацеленный на обеспечение государственных и муниципальных нужд, а также основные векторы его развития.

Динамика развития государственной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг

В статье автор исследует становление и развитие современной государственной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг, а также приоритетные направления совершенствования контрактной системы в сфере государственных закупок.

Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд: вопросы правового регулирования

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования контрактной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

История развития контрактной системы закупок для обеспечения государственных нужд в России

В статье определяется развитие контрактной системы закупок для государственных нужд.

Организация системы контроля в сфере государственных закупок

В статье рассматриваются вопросы организации системы контроля в сфере государственных закупок.

Теоретические основы развития закупок для государственных и муниципальных нужд

В настоящей статье проведен анализ развития отечественной системы государственных закупок, Выявлены и охарактеризованы основные нормативно-правовые акты, связанные со сферой государственного заказа, существующие в рамках изучаемых отношений в настоящ...

Правовые особенности процедуры исполнения государственных (муниципальных) контрактов

В статье автором рассмотрены особенности правового регулирования процедуры исполнения муниципальных контрактов; раскрыты основные условия, позволяющие заключить муниципальный контракт; описаны особенности заключения и исполнения муниципальных контрак...

Некоторые особенности создания комиссий по осуществлению закупок

В статье автор раскрывает особенности создания единых комиссий по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и комиссий для отдельный видов закупок.

Совершенствование системы закупок для государственных и муниципальных нужд

Особенности выбора способа закупок для государственных и муниципальных нужд в Свердловской области

В статье рассмотрены основные способы определения поставщиков в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд на опыте Свердловской области в условиях действия законодательства о контрактной системе закупок.

Задать вопрос