Данная статья посвящена проблеме исследования уровня духовно-нравственного развития учащихся 10 классов, представлены результаты апробации программы реализации педагогических взглядов Ф. М. Достоевского в воспитании нравственности в процессе духовного становления личности школьников на уроках литературы в 10 классе.
Ключевые слова : духовно-нравственное развитие, исследование.
В современном обществе особую актуальность приобретает воспитание у подрастающего поколения духовно-нравственных качеств и ценностей личности, обуславливающих подготовленность детей к самостоятельной жизни в социуме. Обучение в школе, подчеркивает Т. И. Власова, является благоприятным периодом для формирования духовно-нравственных качеств у учащихся, т. к. у них закладываются основы нравственных и духовных ценностей, определяющих дальнейшее развитие личности, его место в системе общественных отношений [3].
Духовно-нравственное развитие современного школьника как сложное структурное образование, состоит из следующих компонентов:
1) познавательный компонент (знания) — включает осознание учащимся нравственных идеалов общества, знание принятых норм поведения и встраивание их во внутренний план личности;
2) эмоциональный компонент предполагает принятие школьником моральных идеалов общества на положительном эмоциональном уровне;
3) поведенческий (волевой) компонент подразумевает переживание учеником нравственных идеалов общества как внутренней духовной потребности [2].
Таким образом, важнейшими составляющими духовно-нравственного развития являются знания, эмоции и воля. Также важную роль в духовно-нравственном развитии современного школьника играет эмпатия и сочувствие.
М. Н. Аплетаев считает, что для эффективного воспитания нравственности в процессе духовного становления личности школьников целесообразно изучить уровень и особенности сформированности вышеуказанных компонентов. С этой целью необходимо подобрать ликвидные диагностические методики, позволяющие выявить уровень духовно-нравственного развития школьников [1]. К таким методикам относятся: «Закончи историю» (Р. Р. Калинина), «Диагностика нравственной самооценки» (Л. Г. Матвеева, И. В. Выбойщик), «Диагностика этики поведения» (Р. Р. Калинина) [4].
На основе теоретического изучения психолого-педагогической литературы по теме было организовано исследование, цель которого –проверка результативности программы реализации педагогических взглядов Ф. М. Достоевского в воспитании нравственности в процессе духовного становления личности школьников на уроках литературы. В эксперименте принимали участие 48 учащихся ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная (школа-интернат № 36 города Ставрополя)»: 24 ребенка 10 «а» класса составили экспериментальную группу и 24 ребенка 10 «б» класса — контрольную группу.
На констатирующем этапе отмечено, что у учащихся 10 класса экспериментальной и контрольной групп преобладают средний и низкий уровни духовно-нравственного развития. На основании полученных данных в ходе констатирующего этапа исследования, с экспериментальной группой на формирующем этапе была апробирована программа реализации педагогических взглядов Ф. М. Достоевского в воспитании нравственности в процессе духовного становления личности школьников на уроках литературы.
Программа апробировалась только с учащимися экспериментальной группы в количестве 24 человек в течение 1,5 месяцев. Всего проведено 8 уроков по литературе по изучению художественных концептов «истина», «правда», «добро»/ «зло», «любовь» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в 10 классе.
В ходе работы на уроках литературы с произведением Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» решались следующие задачи воспитании нравственности в процессе духовного становления личности школьников:
– научить учащихся понимать сущность и воспитывать у них черты нравственности, раскрытые Ф. М. Достоевским;
– воспитать духовность личности школьников через содержание, источники, средства формирования духовно-нравственной личности, получивших обоснование в его произведении;
– сформировать нравственную самооценку и эмоциональное отношение учащихся к нравственным нормам посредством изучения своеобразия концепта «Правда» в романе и его преломление в мировоззрении главных героев;
– активизировать духовно-нравственную направленность поведения личности учащихся с помощью обобщения концепции романа и обозначения основных идей, заложенных в нем писателем.
После реализации программы проведен контрольный этап исследования. Его результаты показали динамику сформированности уровня духовно-нравственного развития в экспериментальной группе, в которой она была реализована. Выявлено, что 13 учащихся (54,2 %) перешли со среднего на высокий уровень духовно-нравственного развития, 5 школьников (20,8 %) с низкого — на средний уровень. 1 ученик (4,2 %) остался на низком уровне духовно-нравственного развития, однако отмечено, что на контрольном этапе исследования он называл некоторые духовно-нравственные нормы.
Исходя из вышеизложенного отметим, что апробация программы реализации педагогических взглядов Ф. М. Достоевского в воспитании нравственности в процессе духовного становления личности школьников на уроках литературы показала свою эффективность и результативность: у учащихся экспериментальной группы сформировалось правильное представление о нравственном понятии взаимодействия с окружающими, они научились обосновывать свои действия, наблюдались адекватные эмоциональные реакции на положительные и отрицательные поступки людей, учащиеся называли духовно-нравственную норму, правильно оценивали поведение окружающих и мотивировали свою оценку.
Учащиеся экспериментальной группы научились понимать сущность нравственности, раскрытые Ф. М. Достоевским; у них сформировались нравственная самооценка и эмоциональное отношение к нравственным нормам после изучения своеобразия концепта «Правда» в романе «Преступление и наказание» и его преломления в мировоззрении главных героев.
Апробированная программа реализации педагогических взглядов Ф. М. Достоевского в воспитании нравственности в процессе духовного становления личности школьников на уроках литературы способствовала воспитанию у учащихся духовности через содержание, источники, средства формирования духовно-нравственной личности, получивших обоснование в романе «Преступление и наказание». Выявлено, что у учеников экспериментальной группы активизировалась духовно-нравственная направленность поведения, чему способствовала работа на уроках литературы по обобщению концепции романа и обозначения основных идей, заложенных в нем писателем.
Таким образом, сущность и черты нравственности, раскрытые Ф. М. Достоевским, а также содержание, источники, средства формирования духовно-нравственной личности, получившие обоснование в его наследии, способствуют воспитанию духовности личности школьников в современных условиях.
Литература:
- Аплетаев М. Н. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения. — Омск: Издательство Ом. ГПУ, 2013. — 256 с.
- Архангельский Н. В. Духовно-нравственное воспитание современных школьников. — М.: Просвещение, 2019. — 211 с.
- Власова Т. И. Нравственное развитие подрастающего поколения: психологический аспект. — Тюмень: Издательство «Академия», 2006. — 231 с.
- Калинина Р. Р. Исследование компонентов духовно-нравственного развития учащихся общеобразовательных школ // Педагогика и психология. — 2013. — № 4. — С.55–59.
- Сергеев В. И. Достоевский Ф. М. в контексте оценок XXI века // Научные высказывания. — 2021. — № 4 (4). — С. 7–14.