В статье рассматривается роль МВД России в системе противодействия киберпреступлениям. В связи с тем, что киберпреступность стала угрозой национальной и международной безопасности, в статье, отмечается особая роль специальных подразделений МВД России в сфере противодействия киберпреступлений.
Ключевые слова: Министерство внутренних дел Российской Федерации, правоохранительные органы, кибертерроризм, киберпреступления, киберпространство.
Наше время характеризуется повсеместным распространением технологий «цифровой эпохи», пришедших в обиход с началом глобализации и цифровизации человеческого сообщества. Особенно заметное влияние эти процесс оказали на социальную сферу жизни — каждому второму жителю земного шара доступны такие блага цивилизации, как доступ в Интернет; компьютеры, смартфоны и другие средства связи и обмена информацией. Программное обеспечение широкого круга назначения находятся в открытом доступе, что способствует значительному повышению цифровой грамотности и компетентности пользователей. Однако у процесса интеграции продвинутых информационных технологий в систему социальных отношений, труда и быта есть и негативная сторона: в условиях активного использования интернет-пространства возник ряд новых, специфических разновидностей преступной деятельности, среди которых следует выделить «кибер-терроризм» и «кибер-преступность». Современные технологии довольно глубоко проникли в повседневную жизнь: благодаря им осуществляется не только обмен информацией, но и управление, т. е. реализация основных функций органов государственной власти. Использование передовых информационных технологий в интересах противоправной деятельности или деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, является серьёзной угрозой для общественных и властных институтов. По этой причине высокую актуальность и значимость приобретает поиск современных и эффективных мер борьбы с новыми угрозами цифрового века: «киберпреступности» и «кибертерроризма».
Касаясь темы угроз в области информационной безопасности, следует заострить внимание на том, что здесь пойдёт речь в основном об угрозах искусственного характера, зависящих напрямую от человека. Такие угрозы можно разделить на непреднамеренные и преднамеренные. Киберпреступность, использующая информационно-коммуникационные технологии, имеет преднамеренный характер. К подобным угрозам могут относиться создание и распространение в сети контента нежелательного и опасного содержания, кража информации и её публикация без законных прав, мошенничество, потеря данных, публикация фейков. Наиболее масштабным и серьёзным проявлением служат кибертерроризм и кибервойны, способные ощутимо повлиять на безопасность отдельных личностей, общества и сферу международных отношений в целом, поспособствовав эскалации напряжённости. Следовательно, преступления, совершаемые в киберпространстве — это виновное противоправное вмешательство в работу компьютеров, компьютерных данных, а также иные противоправные общественно опасные действия, совершенные с помощью или посредством компьютера, компьютерных сетей и программ.
Чтобы сформировать более чёткое представление о том, с какими угрозами приходится сталкиваться органам внутренних дел, занимающихся вопросами ИКТ, следует сперва дать определение самим понятиям «киберпространство» и «киберпреступность». Причисление киберпреступности к определённой разновидности правонарушений сейчас позволяет определить лишь конкретные виды и способы киберпреступлений. Однако объективно оценить масштабы киберпреступности не представляется возможным, поскольку не существует достаточного законодательства по интернет-преступности, соответствующего современным потребностям правоохранительных органов. Поскольку онлайн-системы не статичны и постоянно меняются и развиваются, трудно создать правовую базу для всех видов киберпреступлений и основу для выявления преступлений правоохранительными органами.
Для киберпреступности характерен рядом специфических черт, которые следует принимать во внимание, анализируя правоохранительную политику органов государственной власти, особенно сферу оперативно-розыскной деятельности по противодействию новым угрозам. Следует учитывать и особенности угроз, возникающих в киберпространстве, что даст возможность лучше разобраться в трудностях, требующих внимания и участия представителей органов охраны правопорядка.
Принято выделять следующие особенности угроз, характерных для киберсреды:
- Сложность атрибуции (локализации и установления личности преступника). Политолог Х. Лин указывает на то, что в настоящее время отсутствуют признанные и апробированные на уровне международной политики доказательные критерии и нормы, позволяющие подтвердить, кто именно совершил преступный акт. С помощью современных технологий, обеспечивающих анонимность и даже «неуловимость», киберпреступники совершают свои нападения из любой точки на планете — в то же время подтвердить персональную ответственность субъекта за совершённую атаку представляется зачастую невыполнимой задачей.
- Непредсказуемость. Эта черта является одной из основных при рассмотрении преступлений в информационном пространстве. Нарушители способны атаковать в любой момент, сами при этом оставаясь в тени. Таким образом, выработать какие-либо меры долгосрочного противодействия без опоры на понимание мотивов и критериев преступников становится достаточно проблематично, как и заранее принять соответствующие меры.
- Фрагментация руководства. Использование ресурсов киберпространства в полной мере требует высокого уровня компетентности от специалиста в силу своей технологической сложности. При выработке решений по вопросам кибербезопасности осуществляется взаимодействие между специалистами в области инфотехнологий и представителями институтов власти. На этом этапе и возникает проблема фрагментации в среде лиц, ответственных за принятие практических решений. Причина этого заключается в том, что последнее слово обычно остаётся за представителями власти (условно выступающими в роли «нанимателей»), а не техническими экспертами, обладающими ценными навыками в сфере IT-безопасности. К ним относятся специалисты высшего уровня квалификации (разработчики и аналитики компьютерных систем, программисты, специалисты по компьютерам, инженеры-электроники, инженеры по связи и приборостроению), либо имеющие средний и базовый уровни квалификации (техники-электроники и техники по телекоммуникациям, техники и операторы аппаратуры для радиовещания и телесвязи).
- Разнородность вовлечённых лиц. Поскольку киберпространство является многополюсной системой, оно характеризуется разнообразием участников. При этом в ней действуют, с одной стороны, представители соответствующих государственных служб, занимающихся вопросами информационной безопасности, и с другой стороны — активные пользователи, например, хакеры, не являющиеся однородной группой и руководствующиеся различными целями и задачами.
Указанные обстоятельства лишь подтверждают необходимость пересмотра традиционных форм борьбы с преступностью современности с последующим изменением подходов, в том числе к организационно-структурному построению органов внутренних дел. В частности, одной их таких мер было создание в структуре Министерства внутренних дел Российской Федерации «Управления по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий» (далее «УБК»), основной задачей которого является борьба с киберпреступностью.
Создание УБК обусловлено большим количеством компьютерных атак, дистанционных хищений денежных средств, активным развитием противоправной цифровой индустрии. Согласно официальным новостным источника, каждое четвертое преступление совершается с использованием IT-технологий, что представляет угрозу гражданам, правопорядку и национальной безопасности страны и требует выработки адекватных мер противодействия.
УБК занимает приоритетное место среди подразделений МВД в борьбе с киберпреступностью.
Рис. 1 — Основные задачи Управления по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий
Помимо основных задач, продемонстрированных на рис.1, подразделение проводит анализ данных, содержащихся в информационно-телекоммуникационных сетях, в целях выявления запрещенного контента и противодействия преступности. Вместе с тем, УБК напрямую взаимодействует с ФСБ, госорганами, учреждениями финансово-кредитной системы, организациями информационно-коммуникационной сферы, иными участниками информационного обмена.
Литература:
- Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 688 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»
- Федеральный закон от 13.07.2015 № 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. 20.07.2015. № 29.
- Абсатаров Р. Р. Противодействие компьютерному терроризму // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей VI Международной научно-практической конференции. — 2018. — С. 172–174.
- Волков Е. И. Анализ вирусной опасности и средства по ее нейтрализации на примере «Wannacry» // Интеллектуальные ресурсы. — 2019. — № 2. — С. 25–31.