Идеомоторная тренировка в процессе подготовки юных теннисистов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (449) январь 2023 г.

Дата публикации: 13.01.2023

Статья просмотрена: 172 раза

Библиографическое описание:

Патракеева, Т. А. Идеомоторная тренировка в процессе подготовки юных теннисистов / Т. А. Патракеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 412-415. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98868/ (дата обращения: 18.12.2024).



Встатье рассматриваются вопросы применения психологических методов в процессе спортивной подготовки теннисистов 10–12 лет. Приводятся результаты исследования эффективности применения идеомоторной тренировки в тренировочном процессе.

Ключевые слова: спорт, теннис, психология, тренировка, дети 10–12 лет, идеомоторика.

Предметом исследования являются средства и методы развития когнитивных способностей теннисистов 10–12 лет в процессе технической и тактической подготовки.

Цель исследования: повышение уровня технической и тактико-психологической подготовленности юных теннисистов на основе развития когнитивных механизмов совершенствования психомоторной деятельности.

Задачи исследования:

Исследовать эффективность применения идеомоторной тренировки при развитии пространственной точности у теннисистов 10–12 лет.

В нашей стране всегда много времени уделялось технической стороне подготовки спортсменов. Существуют методики обучения различным видам спорта, в том числе теннису. Но психологической составляющей в тренировочном процессе отдавалось значительно меньшее время.

К возрасту 10–12 лет в теннисе двигательные навыки уже практически освоены. Одним из основных условий правильного выполнения упражнений является осознанность тех движений, которые спортсмен выполняет. Это способность анализировать движения, четкость представления их структуры и правильность восприятия. Все это дает пространство для формирования в этом возрасте наблюдения как целенаправленного и организованного мыслительного процесса, имеющего особенно важное значение в спорте.

Такие качества юных теннисистов, как способность к прогнозированию впервые проявляются лишь с 12-летнего возраста. Темп игры в таком возрасте постоянно увеличивается, промежутки времени, которое необходимо для анализа ситуации и принятия правильного решения сокращается. Поэтому начинает играть большую роль планирование собственного действия и предвидение.

У спортсменов 10–12 лет существенно возрастает быстрота и темп движений, быстрота и точность запоминания движений. Повышается осознанность действий, способность к планированию, улучшается восприятие, воображение, мышление. Поэтому в этот период необходимо работать над точностью движений и координацией движений.

В головном мозге формируется программа будущего движения, а остальные системы организма, в первую очередь, опорно-двигательный аппарат, выполняют намеченную программу.

Идеомоторная тренировка — это сознательное представление техники движений. Механизм воздействия идеомоторной тренировки выражается в том, что за счет использования мышечного потенциала происходит неосознанная и невидимая иннервация мышц, импульсная структура которой соответствует ощущаемым, представляемым или воображаемым движениям.

Эффективность обучения зависит от качества и яркости созданных в центральной нервной системе психических образов. Таким образом, обучение происходит как система кодирования, что позволяет спортсмену укрепить нейронные связи и впоследствии довести до автоматизма движения и действия.

Перед началом выполнения упражнения теннисист создает максимально точный зрительный образ движения, затем необходимо почувствовать, как за зрительным образом начинают функционировать соответствующие группы мышц, далее подбирается программирующее слово или фраза для наиболее важного элемента движения. На начальном этапе эксперимента теннисистам для проработки образа движения требовалось от двух до пяти минут. В процессе тренировки время представления сократилось до 1–2 секунд — времени возврата мяча со стороны соперника.

В исследовании участвовали две группы теннисистов 10–12 лет по 10 человек в каждой. Обе группы тренировались по одной методике технико-тактических упражнений, в равных условиях. Экспериментальная группа (ЭГ) выполняла упражнение на развитие пространственной точности с применением методов идеомоторной тренировки. Тестирование проводилось в начале и в конце исследования. Оценка результатов проводилась путем расчета среднего количества результативных ударов в группе из 10 из различных точек корта в заданную зону.

Динамика результативности ударов теннисистов экспериментальной и контрольной групп на этапах исследования

Рис. 1. Динамика результативности ударов теннисистов экспериментальной и контрольной групп на этапах исследования

В результате проведенного исследования у теннисистов экспериментальной группы при выполнении тестовых упражнений увеличилось количество результативных ударов на пространственную точность — на 75 %, в то время как спортсменов у контрольной группы — на 23,8 %. Также на протяжении исследования в экспериментальной группе у большинства участников отмечено повышение уровня самоконтроля, удовлетворенности от занятий спортом, повышение уровня мотивации.

Исследование показало эффективность применения идеомоторной тренировки для развития пространственной точности в процессе технической и тактико-психологической подготовки теннисистов 10–12 лет.

Литература:

  1. Алексеев А. В. Преодолей себя! Психологическая подготовка в спорте. www.interaura.net
  2. Амбарцумов, Н. А. Психологические факторы повышения результативности в стендовой стрельбе на круглом стенде (с учетом визуализации) / Н. А. Амбарцумов, А. Н. Блеер, М. Г. Покотило. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 716–722.
  3. Иванова Г. П. Теннис. Воспитание чемпиона: монография/ Г. П. Иванова; Национальный государственный университет физической культуры, здоровья и спорта им.П. Ф. Лесграфта. Санкт-Петербург.-С-Пб.: [б.и.],2010. — 161с.
Основные термины (генерируются автоматически): пространственная точность, экспериментальная группа, контрольная группа, теннисист, тренировка, тренировочный процесс.


Ключевые слова

спорт, психология, тренировка, теннис, дети 10–12 лет, идеомоторика

Похожие статьи

Особенности применения аутогенной тренировки в психологической подготовке каратеистов

Данная работа посвящена исследованию эффективности использования аутогенной тренировки в психологической подготовке юных каратеистов как основному из факторов стабилизации эмоционального состояния спортсмена.

Динамика общей и специальной физической подготовленности юношей-боксеров, занимающихся боксом на этапе начальной спортивной специализации

В статье рассматриваются вопросы изменения параметров общей и специальной физической подготовленности юных спортсменов, занимающихся боксом на начальном этапе спортивной специализации.

Временные резервы процесса чтения карты в спортивном ориентировании в теории и на практике

В статье описывается зависимость результата в спортивном ориентировании от навыка чтения карты и способы сокращения временных затрат на этот компонент, выявленные в ходе проведения опроса действующих квалифицированных спортсменов-ориентировщиков.

Особенности психической подготовки юных кикбоксеров 14–15 лет

В данной статье говорится о психической подготовке юных спортсменов-кикбоксеров 14–15 лет. Одним из основных критериев успешной психической подготовки в учебно-тренировочном процессе является мотивация занимающегося, формирование его оптимального эмо...

Психологическая подготовка в системе управления тренировочным процессом юношей в пауэрлифтинге

В статье даны определения взаимосвязи между силовыми показателями юношей в пауэрлифтинге и основными психологическими факторами развития личности юных спортсменов, с учетом которой предложена методика психологической подготовки.

Роль спортивной гимнастики для ученика начальных классов

В данной статье рассказывается о влиянии комплексных физических упражнений на коррекцию нарушений осанки у детей младшего школьного возраста.

Современные информационные технологии в спортивной тренировке

В статье приводится значение применения современных информационных технологий в обучении физической культуры, как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в подготовке юных спортсменов.

Методика, направленная на воспитание специальной выносливости у хоккеистов 15–16 лет

Автором впервые проведено исследование, направленное на обоснование методики, направленной на воспитание специальной выносливости хоккеистов 15–16 лет.

Технологии обучения технике игры в волейбол детей 8–9 лет с учетом индивидуально-типологических особенностей

В данной статье представлены результаты оптимизации функционального состояния занимающихся во время обучения детей техническим приемам игры в волейбол с учетом индивидуально-типологических особенностей. В тренировочном процессе применяли специально п...

Методика подготовки юных волейболистов в современных условиях

В статье рассматриваются вопросы, связанные с методикой подготовки юных волейболистов в современных условиях. Автором сделан упор на разностороннюю физическую и техническую подготовку детей на основе овладения элементами волейбола и других видов спор...

Похожие статьи

Особенности применения аутогенной тренировки в психологической подготовке каратеистов

Данная работа посвящена исследованию эффективности использования аутогенной тренировки в психологической подготовке юных каратеистов как основному из факторов стабилизации эмоционального состояния спортсмена.

Динамика общей и специальной физической подготовленности юношей-боксеров, занимающихся боксом на этапе начальной спортивной специализации

В статье рассматриваются вопросы изменения параметров общей и специальной физической подготовленности юных спортсменов, занимающихся боксом на начальном этапе спортивной специализации.

Временные резервы процесса чтения карты в спортивном ориентировании в теории и на практике

В статье описывается зависимость результата в спортивном ориентировании от навыка чтения карты и способы сокращения временных затрат на этот компонент, выявленные в ходе проведения опроса действующих квалифицированных спортсменов-ориентировщиков.

Особенности психической подготовки юных кикбоксеров 14–15 лет

В данной статье говорится о психической подготовке юных спортсменов-кикбоксеров 14–15 лет. Одним из основных критериев успешной психической подготовки в учебно-тренировочном процессе является мотивация занимающегося, формирование его оптимального эмо...

Психологическая подготовка в системе управления тренировочным процессом юношей в пауэрлифтинге

В статье даны определения взаимосвязи между силовыми показателями юношей в пауэрлифтинге и основными психологическими факторами развития личности юных спортсменов, с учетом которой предложена методика психологической подготовки.

Роль спортивной гимнастики для ученика начальных классов

В данной статье рассказывается о влиянии комплексных физических упражнений на коррекцию нарушений осанки у детей младшего школьного возраста.

Современные информационные технологии в спортивной тренировке

В статье приводится значение применения современных информационных технологий в обучении физической культуры, как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в подготовке юных спортсменов.

Методика, направленная на воспитание специальной выносливости у хоккеистов 15–16 лет

Автором впервые проведено исследование, направленное на обоснование методики, направленной на воспитание специальной выносливости хоккеистов 15–16 лет.

Технологии обучения технике игры в волейбол детей 8–9 лет с учетом индивидуально-типологических особенностей

В данной статье представлены результаты оптимизации функционального состояния занимающихся во время обучения детей техническим приемам игры в волейбол с учетом индивидуально-типологических особенностей. В тренировочном процессе применяли специально п...

Методика подготовки юных волейболистов в современных условиях

В статье рассматриваются вопросы, связанные с методикой подготовки юных волейболистов в современных условиях. Автором сделан упор на разностороннюю физическую и техническую подготовку детей на основе овладения элементами волейбола и других видов спор...

Задать вопрос