Встатье рассматриваются вопросы применения психологических методов в процессе спортивной подготовки теннисистов 10–12 лет. Приводятся результаты исследования эффективности применения идеомоторной тренировки в тренировочном процессе.
Ключевые слова: спорт, теннис, психология, тренировка, дети 10–12 лет, идеомоторика.
Предметом исследования являются средства и методы развития когнитивных способностей теннисистов 10–12 лет в процессе технической и тактической подготовки.
Цель исследования: повышение уровня технической и тактико-психологической подготовленности юных теннисистов на основе развития когнитивных механизмов совершенствования психомоторной деятельности.
Задачи исследования:
Исследовать эффективность применения идеомоторной тренировки при развитии пространственной точности у теннисистов 10–12 лет.
В нашей стране всегда много времени уделялось технической стороне подготовки спортсменов. Существуют методики обучения различным видам спорта, в том числе теннису. Но психологической составляющей в тренировочном процессе отдавалось значительно меньшее время.
К возрасту 10–12 лет в теннисе двигательные навыки уже практически освоены. Одним из основных условий правильного выполнения упражнений является осознанность тех движений, которые спортсмен выполняет. Это способность анализировать движения, четкость представления их структуры и правильность восприятия. Все это дает пространство для формирования в этом возрасте наблюдения как целенаправленного и организованного мыслительного процесса, имеющего особенно важное значение в спорте.
Такие качества юных теннисистов, как способность к прогнозированию впервые проявляются лишь с 12-летнего возраста. Темп игры в таком возрасте постоянно увеличивается, промежутки времени, которое необходимо для анализа ситуации и принятия правильного решения сокращается. Поэтому начинает играть большую роль планирование собственного действия и предвидение.
У спортсменов 10–12 лет существенно возрастает быстрота и темп движений, быстрота и точность запоминания движений. Повышается осознанность действий, способность к планированию, улучшается восприятие, воображение, мышление. Поэтому в этот период необходимо работать над точностью движений и координацией движений.
В головном мозге формируется программа будущего движения, а остальные системы организма, в первую очередь, опорно-двигательный аппарат, выполняют намеченную программу.
Идеомоторная тренировка — это сознательное представление техники движений. Механизм воздействия идеомоторной тренировки выражается в том, что за счет использования мышечного потенциала происходит неосознанная и невидимая иннервация мышц, импульсная структура которой соответствует ощущаемым, представляемым или воображаемым движениям.
Эффективность обучения зависит от качества и яркости созданных в центральной нервной системе психических образов. Таким образом, обучение происходит как система кодирования, что позволяет спортсмену укрепить нейронные связи и впоследствии довести до автоматизма движения и действия.
Перед началом выполнения упражнения теннисист создает максимально точный зрительный образ движения, затем необходимо почувствовать, как за зрительным образом начинают функционировать соответствующие группы мышц, далее подбирается программирующее слово или фраза для наиболее важного элемента движения. На начальном этапе эксперимента теннисистам для проработки образа движения требовалось от двух до пяти минут. В процессе тренировки время представления сократилось до 1–2 секунд — времени возврата мяча со стороны соперника.
В исследовании участвовали две группы теннисистов 10–12 лет по 10 человек в каждой. Обе группы тренировались по одной методике технико-тактических упражнений, в равных условиях. Экспериментальная группа (ЭГ) выполняла упражнение на развитие пространственной точности с применением методов идеомоторной тренировки. Тестирование проводилось в начале и в конце исследования. Оценка результатов проводилась путем расчета среднего количества результативных ударов в группе из 10 из различных точек корта в заданную зону.
Рис. 1. Динамика результативности ударов теннисистов экспериментальной и контрольной групп на этапах исследования
В результате проведенного исследования у теннисистов экспериментальной группы при выполнении тестовых упражнений увеличилось количество результативных ударов на пространственную точность — на 75 %, в то время как спортсменов у контрольной группы — на 23,8 %. Также на протяжении исследования в экспериментальной группе у большинства участников отмечено повышение уровня самоконтроля, удовлетворенности от занятий спортом, повышение уровня мотивации.
Исследование показало эффективность применения идеомоторной тренировки для развития пространственной точности в процессе технической и тактико-психологической подготовки теннисистов 10–12 лет.
Литература:
- Алексеев А. В. Преодолей себя! Психологическая подготовка в спорте. www.interaura.net
- Амбарцумов, Н. А. Психологические факторы повышения результативности в стендовой стрельбе на круглом стенде (с учетом визуализации) / Н. А. Амбарцумов, А. Н. Блеер, М. Г. Покотило. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 716–722.
- Иванова Г. П. Теннис. Воспитание чемпиона: монография/ Г. П. Иванова; Национальный государственный университет физической культуры, здоровья и спорта им.П. Ф. Лесграфта. Санкт-Петербург.-С-Пб.: [б.и.],2010. — 161с.