Правовые последствия банкротства компаний, осуществляющих разведку или добычу углеводородов в Казахстане | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (449) январь 2023 г.

Дата публикации: 16.01.2023

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Югай, Д. В. Правовые последствия банкротства компаний, осуществляющих разведку или добычу углеводородов в Казахстане / Д. В. Югай. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 364-367. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98878/ (дата обращения: 16.11.2024).



Врезультате развития законодательства о недропользовании в Республике Казахстан право недропользования было включено в состав имущественной массы банкрота.

Вместе с тем Закон РК «О реабилитации и банкротстве» — основной нормативный правовой акт, регулирующий вопросы банкротства индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, не содержит норм, свидетельствующих о том, что в состав имущественной массы включается право недропользование.

В настоящей статье рассматриваются возможные правовые последствия при банкротстве компании, чья основная экономическая деятельность связана с разведкой и (или) добычей углеводородов [1] .

После проведенного анализа действующего законодательства Республики Казахстан предлагается усовершенствование законодательства по вопросам банкротства для такой категории лиц.

Ключевые слова: недропользователь, банкротство, контракт на недропользование, углеводороды, нефть и газ.

Введение

За последние 30 лет со дня обретения Республикой Казахстан независимости была проведена значительная работа по усовершенствованию национального законодательства, в том числе в области недропользования и банкротства. Вместе с тем, существующие процедуры, регулирующие вопросы банкротства для недропользователей требуют более детального законодательного урегулирования. Противоречие законодательных актов, относящихся к разным отраслям права, между собой, пробелы в них, могут стать причиной неоднозначного их применения на практике.

Автор видит, что научные труды казахстанской цивилистики в основном затрагивают общие вопросы недропользования с позиции государства или инвестора, однако проблема банкротства нефтегазового предприятия раскрывается недостаточно, либо труды утратили свою актуальность. Вместе с тем публикации российских ученых в области банкротства недропользователей представлены в большей степени, и в большинстве своем склоняются к необходимости законодательного урегулирования самой процедуры банкротства недропользователей. К таковым относятся статьи российских теоретиков и практиков В. Д. Мельгунова и Бесланеевой М. С. «О совершенствовании правового регулирования перехода права пользования недрами при несостоятельности (банкротстве) пользователей недр» [2], Савиной М. [3], Шакировой А. и Салиевой Р. [5] и прочих.

Решение о необходимости в государственном регулировании процедуры банкротства недропользователя порождает ряд теоретических и практических вопросов и для последовательного изложения предлагается рассмотреть каждый из них в отдельности:

— Как регулируется банкротство недропользователя в соответствии с действующим законодательством о недропользовании?

— Как регулируется банкротство недропользователя в соответствии с действующим законодательством о банкротстве?

— Может ли государство прекратить контракт на недропользование в одностороннем порядке при банкротстве недропользователя?

Как регулируется банкротство недропользователя в соответствии с действующим законодательством о недропользовании?

Само по себе банкротство — это естественное явление в экономике, которое указывает на несостоятельность юридического лица, признанную вступившим в законную силу решением суда [9, ст.1]. Автор не рассматривает случаи преднамеренного банкротства, которое является уголовно-наказуемым деянием. Из-за своей несостоятельности юридическое лицо в силу объективных причин уже не в состоянии отвечать по своим обязательствам перед третьими лицами и после завершения процедуры банкротства за счет имущественной массы банкрота подлежит принудительной ликвидации.

Ранее, само банкротство согласно положениям Закона РК от 27 января 1996 года «О недрах и недропользовании» [10, П.п.5) п.2 ст. 45-2] являлось самостоятельным основанием для расторжения контракта на недропользование. Как отмечает Диденко А. «компетентный орган в одностороннем внесудебном порядке расторгает с ним контракт посредством вынесения соответствующего административного акта» [1].

Закон РК от 24 июня 2010 года «О недрах и недропользовании» [11, П.3 ст. 72] явившийся правопреемником Закона 1996 года исключил данное основание для расторжения контракта на недропользование. При этом, законодатель предусмотрел возможность передачи права недропользования [11, Пп.4) п.1 ст. 36], объектов, связанных с правом недропользования, в процессе процедуры банкротства третьим лицам.

Кодекс РК от 27 декабря 2017 года «О недрах и недропользовании» [8, ст. 40], действующий в настоящее время, не предусматривает банкротство в качестве основания для расторжения контракта на недропользование и допускает переход права недропользования, а также объектов, связанных с правом недропользования в результате совершения гражданско-правовых сделок, либо в иных случаях, предусмотренных законодательством РК.

В силу статьи 109 Кодекса «О недрах и недропользовании» [8, ст.109] допускается возможность обращения взыскания на право недропользования при осуществлении процедур банкротства и реализацию права недропользования в составе имущественной массы банкрота. Однако данная реализация права недропользования возможна исключительно посредством публичных торгов, для участия в которых участнику необходимо получить разрешение компетентного органа (Министерства энергетики Республики Казахстан). При этом реализация права недропользования, а также объектов, связанных с правом недропользования, без получения разрешения от Министерства энергетики относит данную сделку к ничтожной [8, п.4]. Указанное подразумевает, что такая сделка является недействительной [7, П.1 ст. 157] с момента её совершения.

Для получения разрешения заявителю необходимо обратиться в Министерство энергетики и предоставить полный пакет документов в соответствии с требованиями ст. 45 Кодекса О недрах и недропользовании. Помимо всех прочих условий, среди которых раскрытие информации о конечном бенефициаре, необходимо проставить сведения о финансовых и технических возможностях [8, П.п.4) п. 2 ст. 45]. Автор отмечает, что достаточность финансовых возможностей урегулирована законодательно лишь для этапа разведки «для выполнения минимального объема работ в период разведки» [8, пп.3) п. 1 ст. 93]. Вместе с тем финансовые возможности при передаче права недропользования, а также объектов, связанных с правом недропользования в период добычи будут оцениваться Министерством энергетики самостоятельно, что ставит под сомнение прозрачность самой процедуры получения разрешения.

Не так далеко ушел российский опыт в отношении передачи права недропользования, как отмечает Савельев С., российское законодательство также предусматривает необходимость подтверждения финансовых ресурсов, и более того, ему присуще требование субъективных критериев оценки в виде «опыта управленческой работы» [6].

Как регулируется банкротство недропользователя в соответствии с действующим законодательством о банкротстве?

Далее автор предлагает рассмотреть данный вопрос с позиции законодательства о банкротстве. Законодательство о банкротстве, в свою очередь, предусматривает необходимость получения разрешения на отчуждение лишь при продаже стратегического объекта [9, П.5 ст. 99]. При этом допускается, как прямая продажа, так и продажа путем проведения аукциона. Стоит отметить, что не все месторождения в Казахстане относятся к стратегическим объектам, соответственно, законодательство о банкротстве не предусматривает необходимость получения разрешения на отчуждение права недропользования и объектов, связанных с правом недропользования, на не стратегические месторождения.

Также Законом О реабилитации и банкротстве допускается продажа предприятия банкрота, как имущественного комплекса [9, ст. 99-1]. В соответствии с п.2 ст. 99–1 Закона РК «О реабилитации и банкротстве» допускается лишь прямая продажа предприятия. Автор относит право недропользование, а также объекты, связанные с правом недропользование в состав имущественного комплекса. В этом случае законодательство о банкротстве также не предусматривает необходимость получения разрешения Министерства энергетики на отчуждение права недропользования и объектов, связанных с правом недропользования.

Для последующего тезиса необходимо раскрыть термин объектов, связанных с правом недропользования, предусмотренный законодательством о недропользовании. К объектам, связанным с правом недропользования, законодатель относит доли участия, паи, акции и другие формы долевого участия, а также ценные бумаги, подтверждающие право собственности либо конвертируемые в акции, доли участия, паи и другие формы долевого участия в юридическом лице, обладающем правом недропользования по контракту на разведку и добычу или добычу углеводородов [8, П.1. ст. 41]. Соответственно, все нефтяные скважины, наземное оборудование, связанное с данными скважинами, не подпадают под категорию объектов, связанных с правом недропользования и могут быть реализованы самостоятельно без получения разрешения от компетентного органа.

А теперь смоделируем ситуацию, когда все нефтяные скважины, наземное оборудование, связанное с данными скважинами, приобретены одним лицом, а право недропользование было передано другому. То есть получится так, что лицо, владеющее правом недропользования, будет вынуждено обратиться к владельцу за получением такого имущества в аренду, а сам владелец имущества не сможет воспользоваться им самостоятельно. Б. Петрошенко допускает возможность в РФ развития аналогичной ситуации, но в составе имущественного комплекса [4]. Автор вполне допускает возможность развития аналогичной ситуации на практике.

В. Мельгунов и М. Бесланеева указывает, что российское законодательство также, несмотря на различные отрасли права, нормативные правовые акты не содержат корреспондирующих отсылок с учетом особенностей норм о банкротстве и недропользовании [2]. Автор согласен с данным утверждением с позиции законодательства РК и считает необходимым доработать законодательные акты корреспондирующими отсылками.

Вместе с тем автор считает, что имеются иные возможности как государство может отреагировать на ситуацию, связанную с банкротством предприятия-недропользователя.

Может ли государство прекратить контракт на недропользование в одностороннем порядке при банкротстве недропользователя?

Как отмечалось ранее, Законом РК от 27 января 1996 года «О недрах и недропользование» [10, П.п.5) п.2 ст. 45-2] признание недропользователя банкротом являлось самостоятельным основанием для расторжения контракта на недропользование.

В действующем Кодексе РК О недрах и недропользовании данного основания нет, однако предусмотрены случаи, когда компетентный орган в лице Министерства энергетики досрочно прекращает действие контракта в одностороннем порядке, а именно:

1) если недропользователь выполнил свои финансовые обязательства по контракту менее чем на тридцать процентов за отчетный год;

2) если не представлено обеспечение или предоставлено с нарушением графика обеспечения при проведении по недропользованию, нарушающих целостность земной поверхности [8, П.2 Ст. 133];

3) в случаях, предусмотренных контрактом на недропользование[2];

4) более двух нарушений обязательств, которые предусмотрены контрактом на недропользование [8, П.п.2) п.2 Ст. 133].

Вполне очевидно, что банкротство уже объективно свидетельствует о том, что недропользователь в состоянии выполнять принятые контрактные обязательства, что предоставляет государству право в одностороннем порядке прекратить действие контракта на недропользование без выставления самого права недропользования на публичные торги.

Также допускается вариант, когда контракт на недропользование с правом дальнейшей пролонгации предусматривает дату окончания в период процедуры банкротства. В этом случае компетентный орган может отказаться от такого продления. Указанный случай рассматривался в суде, где решением СМЭС Атырауской области от 28 октября 2021 года ТОО «Гюрал», у которого срок действия контракта до февраля 2022 года с правом дальнейшей пролонгации, был признан банкротом с установлением процедуры банкротства в 9 (девять) месяцев [13].

Заключение

Указом Президента Республики Казахстан от 15 октября 2021 года была утверждена Концепция правовой политики Республики Казахстан до 2030 года, которая предусматривает эффективность правового регулирования важным элементом привлекательности для иностранных инвесторов, а также конкурентоспособности каждой страны [12, раздел 2]. Последовательность, предсказуемость и прозрачность — это принципы, на которых основывается положительный зарубежный опыт [12, раздел 2].

Отсутствие специального регулирования банкротства недропользователей по мнению российских экспертов Р. Салиевой, А. Шакировой «приводит к падению заинтересованности инвесторов ко вкладу своих средств в разведку и добычу полезных ископаемых» [5].

Следуя принципам последовательности, предсказуемости и прозрачности, а также в целях повышения инвестиционной привлекательности, автор считает необходимым предложить следующие изменения в действующее законодательство:

— предусмотреть урегулирование вопроса касательно требований к заявителю на получение разрешения на отчуждение права недропользования и объектов, связанных с правом недропользования, в отношении финансовых возможностей при передаче права недропользования в период добычи;

— в законодательстве об банкротстве указать ссылку на необходимость получения разрешения на отчуждение права недропользования и объектов, связанных с правом недропользования;

— включить имущество недропользователя, непосредственно задействованного в работах при разведке и добычи углеводородного сырья, в состав объектов, связанных с правом недропользования или указать на запрет его реализации без реализации права недропользования и объектов, связанных с правом недропользования;

— предусмотреть запрет в законодательстве о недропользование на одностороннее прекращение контракта на недропользования компетентным органом на стадии процедуры банкротства;

— предусмотреть запрет на отказ компетентного органа от продления контракта на недропользование на стадии процедуры банкротства.

Указанное, по мнению автора, будет демонстрировать насколько государство на уровне принятых нормативно-правовых норм, готово к открытым и прозрачным взаимоотношениям с инвестором.

Литература:

  1. Диденко А., Василинюк Т., Нестерова Е., ‘Закон суров, но недра нам дороже' (2009) ˂ ИС Параграф ˃accessed 10 January 2023.
  2. Мельгунов В. Д. и Бесланеева М. С. ‘О совершенствовании правового регулирования перехода права пользования недрами при несостоятельности (банкротстве) пользователей недр’ (2018) ˂ http://www.rgexp.ru/doc/public/beslaneeva/beslaneeva.pdf ˃accessed 10 January 2023.
  3. Савина М., ‘Некоторые актуальные вопросы судебной практики в сфере недропользования’ (2017) 4 Нефть, газ и право, 37–41.
  4. Петрошенко Б. ‘Переоформление лицензии при банкротстве недропользователя’ (2017) 1 Петербургский юрист, 28–37
  5. Салиева Р., Шакирова А. ‘Правовые особенности банкротства недропользователей в РФ. Снижение рисков предпринимательской деятельности в сфере недропользования’ Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. (2015) 24, 53–57.
  6. Савельев С. ‘Вопросы передачи (уступки) права недропользования’ (2011) 2 Вестник МГОУ. Серия «Юриспруденция», 27–30.
  7. Гражданский кодекс РК (Общая часть).
  8. Кодекс РК от 27 декабря 2017 года № 125-VI «О недрах и недропользовании».
  9. Закон РК от 07 марта 2014 года № 176-V «О реабилитации и банкротстве».
  10. Закон РК от 27 января 1996 года № 2828 «О недрах и недропользовании».
  11. Закон РК от 24 июня 2010 года № 291-IV «О недрах и недропользовании».
  12. Указ Президента Республики Казахстан от 15 октября 2021 года № 674 «Об утверждении Концепции правовой политики Республики Казахстан до 2030 года».
  13. Решение СМЭС Атырауской области от 28 октября 2021 по делу № 2301–21–00–2/1727.

[1] Под углеводородами понимается нефть, сырой газ и природный битум

[2] Положения контракта могут предусматривать иные положения для прекращения контракта в зависимости от достигнутых переговоров с компетентным органом.

Основные термины (генерируются автоматически): недропользование, банкротство, компетентный орган, Казахстан, действующее законодательство, односторонний порядок, получение разрешения, расторжение контракта, имущественный комплекс, юридическое лицо.


Похожие статьи

Правовое регулирование разработки и добычи полезных ископаемых. Федеральные и региональные аспекты (Тюменская область, Красноярский край)

В настоящее время в Российской Федерации особо остро стоит вопрос о регулировании правоотношений в сфере использования полезных ископаемых. С одной стороны, данную тему регулирует федеральное законодательство, с другой стороны в некоторых субъектах д...

Перспективы внедрения улучшенного модельного контракта на разведку и добычу углеводородного сырья

Данная статья посвящена внедрению улучшенного модельного контракта на разведку и добычу углеводородов, относящимся к сложным проектам. В статье будут рассмотрены поправки в законодательство Республики Казахстан, направленные на внедрение улучшенного ...

Проблема привлечения бывшего руководителя юридического лица к ответственности в виде возмещения убытков при проведении процедуры банкротства юридического лица

В настоящее время наблюдается рост числа подаваемых заявлений о привлечении бывших руководителей, различных организационно-правовых формирований, к ответственности в виде возмещения убытков за действия, совершенные ими в период осуществления полномоч...

Правовой статус самозанятых в предпринимательских отношениях

В данной статье рассмотрены актуальные вопросы, связанные с правовым положением лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, то есть самозанятых. Это исследование направлено на то, чтобы осветить и выя...

Совершенствование системы экономической безопасности хозяйствующего субъекта для минимизации риска банкротства контрагента

Одной из наиболее серьёзных проблем современного института банкротства являются недобросовестные действия аффилированных, т. е. связанных с должником-банкротом лиц, прежде всего корпоративных юридических лиц. Здесь же следует отметить недостаточность...

Проблемы привлечения юридических лиц к уголовной ответственности за совершение экологических преступлений: постановка проблемы и пути решения

В данной статье исследуются вопросы, связанные с возможностью привлечения юридических лиц к уголовной ответственности за совершение экологических преступлений. Автором исследованы международные нормы в контексте данного вопроса, а также приведены поз...

Подмена трудовых отношений работника и работодателя правоотношением «самозанятый — заказчик»: некоторые актуальные вопросы правовой квалификации и налоговой реконструкции

В настоящей статье рассматриваются некоторые актуальные проблемы, выявленные в ходе выявления ФНС России ситуаций, при которых происходит искусственная подмена трудовых правоотношений между работником и работодателем гражданско-правовыми договорами с...

Защита прав дольщиков при несостоятельности (банкротстве) застройщика

Покупка недвижимости российскими гражданами на этапе, когда строительство жилья еще не завершено, на сегодняшний день приобретает особую актуальность, учитывая ежегодное увеличение цен на различные товары и услуги, а также сокращение уровня доходов н...

Правовое регулирование банкротства кредитных организаций

В данной статье проводится исследование вопросов, которые относятся к правовому регулированию отношений, связанных с банкротством и несостоятельностью кредитных организаций. Автор анализирует те изменения, которые были внесены в Федеральный закон «О ...

Уголовная ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов (статья 256 Уголовного кодекса Российской Федерации)

Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов традиционно является наиболее часто совершаемым экологическим преступлением — согласно данным судебной статистики, удельный вес приговоров по ст. 256 УК РФ среди прочих экологических преступлени...

Похожие статьи

Правовое регулирование разработки и добычи полезных ископаемых. Федеральные и региональные аспекты (Тюменская область, Красноярский край)

В настоящее время в Российской Федерации особо остро стоит вопрос о регулировании правоотношений в сфере использования полезных ископаемых. С одной стороны, данную тему регулирует федеральное законодательство, с другой стороны в некоторых субъектах д...

Перспективы внедрения улучшенного модельного контракта на разведку и добычу углеводородного сырья

Данная статья посвящена внедрению улучшенного модельного контракта на разведку и добычу углеводородов, относящимся к сложным проектам. В статье будут рассмотрены поправки в законодательство Республики Казахстан, направленные на внедрение улучшенного ...

Проблема привлечения бывшего руководителя юридического лица к ответственности в виде возмещения убытков при проведении процедуры банкротства юридического лица

В настоящее время наблюдается рост числа подаваемых заявлений о привлечении бывших руководителей, различных организационно-правовых формирований, к ответственности в виде возмещения убытков за действия, совершенные ими в период осуществления полномоч...

Правовой статус самозанятых в предпринимательских отношениях

В данной статье рассмотрены актуальные вопросы, связанные с правовым положением лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, то есть самозанятых. Это исследование направлено на то, чтобы осветить и выя...

Совершенствование системы экономической безопасности хозяйствующего субъекта для минимизации риска банкротства контрагента

Одной из наиболее серьёзных проблем современного института банкротства являются недобросовестные действия аффилированных, т. е. связанных с должником-банкротом лиц, прежде всего корпоративных юридических лиц. Здесь же следует отметить недостаточность...

Проблемы привлечения юридических лиц к уголовной ответственности за совершение экологических преступлений: постановка проблемы и пути решения

В данной статье исследуются вопросы, связанные с возможностью привлечения юридических лиц к уголовной ответственности за совершение экологических преступлений. Автором исследованы международные нормы в контексте данного вопроса, а также приведены поз...

Подмена трудовых отношений работника и работодателя правоотношением «самозанятый — заказчик»: некоторые актуальные вопросы правовой квалификации и налоговой реконструкции

В настоящей статье рассматриваются некоторые актуальные проблемы, выявленные в ходе выявления ФНС России ситуаций, при которых происходит искусственная подмена трудовых правоотношений между работником и работодателем гражданско-правовыми договорами с...

Защита прав дольщиков при несостоятельности (банкротстве) застройщика

Покупка недвижимости российскими гражданами на этапе, когда строительство жилья еще не завершено, на сегодняшний день приобретает особую актуальность, учитывая ежегодное увеличение цен на различные товары и услуги, а также сокращение уровня доходов н...

Правовое регулирование банкротства кредитных организаций

В данной статье проводится исследование вопросов, которые относятся к правовому регулированию отношений, связанных с банкротством и несостоятельностью кредитных организаций. Автор анализирует те изменения, которые были внесены в Федеральный закон «О ...

Уголовная ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов (статья 256 Уголовного кодекса Российской Федерации)

Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов традиционно является наиболее часто совершаемым экологическим преступлением — согласно данным судебной статистики, удельный вес приговоров по ст. 256 УК РФ среди прочих экологических преступлени...

Задать вопрос