Потенциал детско-юношеского общественного объединения в формировании социальной компетенции подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (449) январь 2023 г.

Дата публикации: 15.01.2023

Статья просмотрена: 170 раз

Библиографическое описание:

Шубина, М. А. Потенциал детско-юношеского общественного объединения в формировании социальной компетенции подростков / М. А. Шубина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 487-489. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98879/ (дата обращения: 16.10.2024).



Статья посвящена потенциалу детско-юношеского общественного объединения в формировании социальной компетенции подростков. Проанализирован воспитательный потенциал детско-юношеских общественных объединений при формировании социально гармоничной личности.

Ключевые слова: детско-юношеское общественное объединение, социальное образование, социальная компетенция, социализация личности.

The article is devoted to the potential of the children's and youth public association in the formation of the social competence of adolescents. The educational potential of children's and youth public associations in the formation of a socially harmonious personality is analyzed.

Keywords: public association for children and youth, social education, social competence, personality socialization.

В настоящее время важным аспектом развития общества является деятельность социальных институтов, которая направлена на создание условий по формированию социальной компетенции подростков. Среди таких институтов особая роль отводится детско-юношескому общественному объединению (ДЮОО). Такое объединение позволяет формировать взаимосвязь формирующихся личностных и социальных качеств позиций подростков, позволяющих ориентироваться в окружающей социальной жизни и общественных отношениях.

Важную роль данного аспекта подтверждает Стратегия государственной молодежной политики Российской Федерации, где главным приоритетом является создание условий для формирования личности гармоничной, постоянно совершенствующейся, эрудированной, конкурентоспособной, неравнодушной, обладающей прочным нравственным стержнем, способной при этом адаптироваться к меняющимся условиям и восприимчивой к новым созидательным идеям [6].

Рассмотрим определение понятия детско-юношеское общественное объединение. Детско-юношеское общественное объединение — добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ «Об общественных объединениях» [7, ст. 5].

На современном этапе деятельность детско-юношеского общественного объединения направлена на реализацию процесса социального образования личности. Так, по мнению С. И. Григорьева, сущность социального образования заключается в овладении личностью основами социальной культуры, умением жить в обществе [2].

Л. Г. Гуслякова утверждает, что сущность социального образования представлена в виде формального (социальное образование завершается выдачей общепризнанного диплома), информального (социальное образование как индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающаяся повседневной жизнью человека) и неформального образования. Именно неформальное образование осуществляется в рамках общественных объединений, клубах, кружках [3, с. 31].

В детско-юношеских объединениях повышается социальная значимость деятельности воспитанников. Способствует этому создание условий, при которых успешно осуществляется социализация личности, в результате чего формируются желание и готовность к выполнению социальных функций в обществе. Так же создаются условия для удовлетворения потребностей, интересов воспитанника, что способствует внутреннему обогащению как его самого, так и организации, формированию новых устремлений; происходит корректировка поведенческих норм личности с общественными нормами, ценностями, социальными программами; выполняются защитные функции (охрана интересов, прав детей и подростков).

Образцы социального поведения, которые раскрываются перед воспитанником в деятельности детско-юношеского объединения благодаря взрослым и сверстникам, дают ему возможность поставить себя на их место и реализовать усвоенные нормы. Качественные изменения, происходящие в результате развития детей — это итог совместной деятельности с воспитателями, сотрудничества в реальных контактах друг с другом [5].

Для подростка важно, чтобы у него была возможность не только вести себя как взрослый, но и реализовывать задуманную им деятельность, включающую в себя замысел, анализ условий реализации, получение результата. В сфере детского общественного объединения у него имеется возможность выбора реального объединения (Российское движение школьников (РДШ), Юнармия, скаутское, пионерское, Детский орден милосердия, профильное и т. п.), участия в процессах планирования и реализации задуманного, приобретения лидерских качеств.

Реализация воспитательного потенциала ДЮОО проявляется в сформированности чувства принадлежности к своей организации; формировании идентичности себя как члена организации, готовности к сотрудничеству с другими, позиции и действия которых не противоречат позициям и взглядам ребенка, и принципам его объединения; в готовности и участии в социально значимой деятельности и ответственности за ее результат.

Воспитательный потенциал ДЮОО заключается в:

— возможности приобретения ребенком (подростком) иного, отличного от ученического, социально одобряемого опыта индивидуальной и общественной самоорганизации детей;

— организации и участии ребенка в общественно-полезной деятельности объединения;

— самостоятельном выборе ребенком форм и способов своего участия в деятельности объединения через выбор программ и форм деятельности;

— развитие навыков командообразования и умения работать в команде;

— приобретении ребенком (подростком) реального опыта гражданственности через участие в демократических процедурах самоуправления;

— выборах руководящих органов объединения, подотчетности выборных органов общему сбору объединения; ротации состава выборных органов;

— приобретении реального опыта управления объединением через участие в его управлении и деятельности в лидерской позиции;

— приобретении ребенком (подростком) опыта реальной ответственности через процедуру отчетности за выполненное поручение;

— формировании чувства принадлежности к коллективу объединения через уважение к атрибутам, символам, ритуалам, церемониям, определяющим его субкультуру;

— приобретении реального опыта разработки и поддержки медийного образа детско-юношеского общественного объединения на информационных ресурсах ДЮОО и образовательной организации;

— приобретении опыта продвижения интересов ДЮОО в органах управления образовательной организации (Управляющий совет, педсовет, родительское собрание, общее собрание школы, органы ученического

— самоуправления);

— расширении позитивного социального и культурного пространства жизнедеятельности, снижающего уровень агрессии подростков и их деструктивного поведения [4].

Таким образом, детско-юношеские общественные объединения как особый социальный институт решают специфические задачи по закладыванию фундамента мировоззренческих позиций подрастающего человека, что выражается в осуществлении индивидуального творческого и лидерского потенциала подростков в пространстве сегодняшней жизни, строя ее, исходя из личных интересов и общественных потребностей.

Литература:

  1. Бондарь, М. А. Особенности феномена «детская общественная организация» / М. А. Бондарь. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 3 (50). — С. 463–468. — URL: https://moluch.ru/archive/50/6314/ (дата обращения: 10.01.2023).
  2. Григорьев, С. И. Социальное образование и проблемы гуманизации подготовки специалистов / С. И. Григорьев. — Текст: непосредственный // Гуманизация образования. Вып. 2. — 1996.
  3. Гуслякова, Л. Г. Социальное образование — образование XXI века / Л. Г. Гуслякова. — Текст: непосредственный // Социальные науки и социальное образование. Москва, 2004. С. 30–34.
  4. Мирошкина, М. Р. Развитие воспитательной функции детских общественных объединений в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации: Научно-методические рекомендации / М. Р. Мирошкина, С. В. Лобынцева. — Москва.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», 2019. — 15 с. — Текст: непосредственный.
  5. Полянских, Н. Г. Формирование социальных ориентаций подростков в детских и юношеских объединениях: автореферат диссертации кандидата педагогических наук / Полянских Н. Г.; Московский педагогический государственный университет. — Москва, 2002. — 17 с. — Текст: непосредственный.
  6. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». — Текст: непосредственный.
  7. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ (последняя редакция). — Текст: непосредственный. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693/ (дата обращения: 10.01.2023).
  8. Мирошкина, М. Р. О воспитательных потенциалах школы и детского общественного объединения / М. Р. Мирошкина, С. В. Лобынцева. — Текст: электронный // cyberleninka: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-vospitatelnyh-potentsialah-shkoly-i-detskogo-obschestvennogo-obedineniya???history=1&pfid=1&sample=0&ref=0 (дата обращения: 14.01.2023).
  9. Мирошкина, М. Р. Развитие воспитательной функции детских общественных объединений в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации: Научнометодические рекомендации / М. Р. Мирошкина, С. В. Лобынцева. — М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», 2019. — 15 с.
Основные термины (генерируются автоматически): детско-юношеское общественное объединение, социальное образование, воспитательный потенциал, объединение, создание условий, неформальное образование, образовательная организация, приобретение ребенком, социализация личности, социальная компетенция подростков.


Ключевые слова

социализация личности, Социальное образование, социальная компетенция, детско-юношеское общественное объединение

Похожие статьи

Социально-педагогический потенциал киноискусства в формировании гражданского мировоззрения современной молодежи

Статья посвящена рассмотрению вопросов формирования гражданского мировоззрения у современных детей и молодежи средствами киноискусства.

Формирование ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью

В статье проанализирован процесс формирования ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью в учебно-воспитательном процессе.

Педагогический потенциал проектной деятельности в формировании социальной компетенции подростков

Статья посвящена педагогическому потенциалу проектной деятельности в формировании социальной компетенции подростков. Проанализированы характерные черты метода проектов, влияние проектных технологий на обучающихся.

Формирование компьютерной компетентности учителей на основе личностно-деятельностного подхода

В данной статье проанализирована компьютерная компетентность учителей и её значение для социализации подрастающего поколения. Сделан акцент на воспитательные и нравственные функции педагога.

Роль ДОУ в развитии личностного потенциала дошкольника посредством игровой деятельности

В статье авторы раскрывают роль ДОУ в развитии личностного потенциала ребенка, делятся опытом работы по данному направлению.

Проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся. Описываются модель и основные психолого-педагогические условия развития творческого потенциала школьников в подростковом возрасте.

Влияние творческого потенциала на развитие личности старшеклассника

В статье раскрывается понятие «творческое саморазвитие», ее влияние на формирование личности старшеклассника, указаны некоторые направления решения проблемы творческого саморазвития.

Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.

Компетенции и навыки волонтеров, формируемые в процессе участия в социально-культурных проектах

В статье рассмотрена тема формирования компетенций и навыков у волонтеров посредством их участия в социально-культурных проектах. Уточнены некоторые аспекты, способствующие формированию и развитию навыков, а также компетенций.

Формирование нравственных ценностей старшеклассников в процессе волонтерской деятельности

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования нравственных ценностей в процессе вовлечения в волонтерскую деятельность старшеклассников. Раскрываются формы и принципы работы в образовательной организации по формированию нравст...

Похожие статьи

Социально-педагогический потенциал киноискусства в формировании гражданского мировоззрения современной молодежи

Статья посвящена рассмотрению вопросов формирования гражданского мировоззрения у современных детей и молодежи средствами киноискусства.

Формирование ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью

В статье проанализирован процесс формирования ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью в учебно-воспитательном процессе.

Педагогический потенциал проектной деятельности в формировании социальной компетенции подростков

Статья посвящена педагогическому потенциалу проектной деятельности в формировании социальной компетенции подростков. Проанализированы характерные черты метода проектов, влияние проектных технологий на обучающихся.

Формирование компьютерной компетентности учителей на основе личностно-деятельностного подхода

В данной статье проанализирована компьютерная компетентность учителей и её значение для социализации подрастающего поколения. Сделан акцент на воспитательные и нравственные функции педагога.

Роль ДОУ в развитии личностного потенциала дошкольника посредством игровой деятельности

В статье авторы раскрывают роль ДОУ в развитии личностного потенциала ребенка, делятся опытом работы по данному направлению.

Проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся. Описываются модель и основные психолого-педагогические условия развития творческого потенциала школьников в подростковом возрасте.

Влияние творческого потенциала на развитие личности старшеклассника

В статье раскрывается понятие «творческое саморазвитие», ее влияние на формирование личности старшеклассника, указаны некоторые направления решения проблемы творческого саморазвития.

Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.

Компетенции и навыки волонтеров, формируемые в процессе участия в социально-культурных проектах

В статье рассмотрена тема формирования компетенций и навыков у волонтеров посредством их участия в социально-культурных проектах. Уточнены некоторые аспекты, способствующие формированию и развитию навыков, а также компетенций.

Формирование нравственных ценностей старшеклассников в процессе волонтерской деятельности

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования нравственных ценностей в процессе вовлечения в волонтерскую деятельность старшеклассников. Раскрываются формы и принципы работы в образовательной организации по формированию нравст...

Задать вопрос